Глаголы. Дидактический материал
Глаголы. Дидактический материал
Мне нравится ранней весной бродить по узким лесным тропинкам среди деревьев и кустов. Я останавливаюсь на каждой полянке, рассматриваю следы зверьков на снегу, слушаю звонкую трескотню дятлов.
Тропка выводит меня к широкому волжскому заливу. Здесь настоящий праздник красок и света. Я сажусь на пенёк и смотрю на залив.
Снег на солнце искристый, розоватый, а в тени голубой. И лес в утреннем свете порозовел, затеплился, заискрился.
Но вот солнце всплывает выше и гасит тёплый розовый свет на земле. Теперь и снежная даль залива, и берег, и лес становятся белыми, серебристыми.
Впереди длинный мартовский день, который я проведу на льду на рыбалке.
(100 слов)
(По Г. Скребицкому)
Мне нравит___ся ранн___й весной бр___дить по у___ким лес___ным тр___пинкам среди дерев___ев и кустов. Я останавл___ваюсь на каждой полянк___ рассматр___ваю следы зверьков на снегу слушаю звонк___ю треск___тню дятлов.
Тропка вывод___т меня к широк___му волжск___му заливу. ___десь наст___ящий праз___ник красок и света. Я сажусь на п___нёк и см___трю на залив.
Снег на со___нце искристый роз___ватый а в тени голубой. И лес в утренн___м свете пороз___вел зат___плился заискрился.
Но вот со___нце всплыва___т выше и гасит тёплый роз___вый свет на земле. Теперь и снежная даль залива и берег и лес станов___тся бел___ми, серебрист___ми.
Впереди длинный мартовский день который я пр___веду на льду на рыбалк___.
1. Спишите пословицы, вставляя на месте пропусков глаголы из скобок в форме 2-го лица ед. ч. настоящего времени; ь подчеркните.
Воду, что рядом течет, (не) _______ (ценить).
Когда _______ (спешить), всегда на пути холмов много.
Если _______ (любить) меня, люби и мою собаку.
В каком народе_______ (жить), того и обычаев держись.
2. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
От судьбы в бочке (не)спрячеш_ся.
Пока в воду (не)войдеш_ – плавать (не)научиш_ся.
(Не)шути с огнем – обожжеш_ся.
Сойдеш_ с пути – заблудиш_ся.
Над старым (не)смейся – сам сгорбиш_ся.
3. К каждой пословице из 1-й части подберите и запишите пословицу из 2-й части. Орфограммы глаголов выделите.
1) Как аукнет_ся, так и откликнет_ся.
Слово – не воробей, вылетит (не)поймаеш_.
Друзья познают_ся в беде.
Ложь на тараканьих ножках: того и гляди подломят_ся.
Куда ветер подует, туда и он клонит_ся.
2) Как вода на блюде: куда наклониш_, туда и льет_ся.
С обманом позавтракаеш_, но ужинать уже (не)придет_ся.
На вопрос: кто друг, кто нет, в трудный час найдеш_ ответ.
Слово – стрела: выпустиш_ – (не)вернеш_.
Что посееш_, то и пожнеш_; что скажеш_, то и услышиш_.
4. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Воду толоч_ – вода и будет.
Люблю грет_ся, да боюсь обжеч_ся.
Из одной хворостины трудно разжеч_ огонь.
Одежду (не)береч_ – порвет_ся, дружбу (не)хранить – оборвет_ся.
С малого начинай, чтоб высокого достич_.
Все доброхоты, а в беде помоч_ нет охоты.
Не хитрить
В нору Ларссонов пришло ужасное горе. Родители (не) доумевали и (не) годовали.
– Хорош сын! Я этого (не) переживу,– сказал папа.
– Никогда (не) могла предположить, что вместо помощника у нас вырастет такой сын, – грустно вздохнула мама.
Что же случилось в лисьей семье? Сын Людвиг (не) захотел учиться лисьей хитрости.
– Только (не) наказывай его, – сказала мама.
– Хорошо, (не) буду. Но (не) поговорить с ним я (не) могу.
Папа Ларссон вошел в комнату сына.
Карточка по русскому языку. Глагол. 5 класс.
А блеска все больше, больше. Золотой искрой (что делает?) _______________ отдушник. Угол нянина сундука, обитого новой жестью с пупырчатыми разводами, снежным огнем (что делает?) _______________. А графин на лежанке (что делает?) _______________ разноцветными огнями. А милые обои Прыгают журавли и лисы, уже веселые, потому что весны дождались, – это какие подружились, даже покумились у кого-то на родинах, – самые веселые обои. И пушечка моя, как (какая?) _______________ __________и сыплются (какие?) _______________ капли с крыши, сыплются часто-часто, вьются, как (какие?) _______________ нитки. Весна, весна!. .
Н. П. Васильченко, МКОУ "Первоалейская СОШ", п. Алейский, Алтайский край
Метки: Русский язык