Разработка урока по стихотворению в прозе И. С. Тургенева "Русский язык" в 7 классе
Разработка урока по стихотворению в прозе И. С. Тургенева "Русский язык" в 7 классе
Цель
. Познакомить с новым жанром. Проанализировать стихотворение в прозе «Русский язык», определив, какие лексические, стилистические, синтаксические особенности передают авторскую мысль.
Знания на уроке: стихотворение в прозе.
Повторение: эпитет, сравнение.
Словарная работа: патриотический пафос, риторическое восклицание.
Словарик учащегося.
Патриотизм – преданность и любовь к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (Словарь С. И. Ожегова)
Патриотический (патриотичный) – проникнутый патриотизмом. (Словарь С. И. Ожегова)
Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм. (Словарь С. И. Ожегова)
Риторичный (риторический) – напыщенный, словесно украшенный. (Словарь С. И. Ожегова)
Риторическое восклицание – приём ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений.
Гимн – торжественная, хвалебная песня, музыкальное произведение.
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
I. Прочитай статью в учебнике о стихотворениях в прозе на стр. … Ответь на вопрос 1
на стр. … (Как ты думаешь, чем отличаются «Стихотворения в прозе» от известных тебе стихотворений? А что сближает их?)
Ответ учащегося:
Общее | Отличия |
– Невелики по объёму, но глубоки по содержанию; – тематика их разнообразна: раздумья о жизни и смерти, о красоте и безобразии, о любви и страдании, о будущем великого русского народа, о невозвратном прошлом, о силе всепобеждающей любви, о душевной красоте простых людей – Рассказ ведётся от 1 лица (в большинстве случаев), автор делится своими наблюдениями и раздумьями – Мелодичность фразы, музыкальность речи, передающей настроения автора, его чувства, его душевное состояние – Невозможно пересказать содержание стихотворений : они сразу утратят своё очарование
|
– Нет рифм – Не выдерживается стихотворный размер
|
II. Прослушай стихотворение в прозе «Русский язык», последнее из цикла (1882г. ). (Текст стихотворения на стр. …)
Ответь на вопросы.
1) Как И. С. Тургенев, не раскрывая в своём произведении конкретные реалии времени, несколькими словами передаёт свои чувства?
(«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины», «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»).
2) Как жанр стихотворения диктует выбор сюжетного материала?
(В основе стихотворения не конкретные исторические факты, а мысли и чувства лирического героя).
3) Какими эпитетами характеризует Тургенев в своём стихотворении русский язык? Поясни их.
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
(Великий, могучий, правдивый и свободный).
4) Как ты понимаешь последнее предложение? Можно ли его назвать риторическим восклицанием?
Словарик.
Риторичный (риторический) – напыщенный, словесно украшенный. (Словарь С. И. Ожегова)
Риторическое восклицание – приём ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений.
III. Прочти высказывания русских писателей о родном языке. Как они помогают раскрыть и углубить характеристику Тургенева в стихотворении в прозе? Напиши ответ.
Словарик
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи».
Н. В. Гоголь
«…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Н. В. Гоголь
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Л. Н. Толстой
«… берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
И. С. Тургенев
«Язык это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
А. Н. Толстой
IV. Выводы.
1) Каким чувством проникнуто стихотворение в прозе «Русский язык»? При ответе воспользуйся словариком.
2) Ответь на вопрос 8 на стр. … (Как ты думаешь, почему гимн русскому языку («Русский язык») завершает цикл «Стихотворений в прозе»?)
Словарик.
Патриотизм – преданность и любовь к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (Словарь С. И. Ожегова)
Патриотический (патриотичный) – проникнутый патриотизмом. (Словарь С. И. Ожегова)
Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм. (Словарь С. И. Ожегова)
Гимн – торжественная, хвалебная песня, музыкальное произведение
(Стихотворение Тургенева проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык).
V. Домашнее задание.
Подготовить чтение стихотворения в прозе «Русский язык» наизусть.
Метки: Русский язык