Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разработка урока по стихотворению в прозе И. С. Тургенева "Русский язык" в 7 классе

Разработка урока по стихотворению в прозе И. С. Тургенева "Русский язык" в 7 классе

Цель

. Познакомить с новым жанром. Проанализировать стихотворение в прозе «Русский язык», определив, какие лексические, стилистические, синтаксические особенности передают авторскую мысль.

Знания на уроке: стихотворение в прозе.

Повторение: эпитет, сравнение.

Словарная работа: патриотический пафос, риторическое восклицание.

Словарик учащегося.

Патриотизм – преданность и любовь к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (Словарь С. И. Ожегова)

Патриотический (патриотичный) – проникнутый патриотизмом. (Словарь С. И. Ожегова)

Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм. (Словарь С. И. Ожегова)

Риторичный (риторический) – напыщенный, словесно украшенный. (Словарь С. И. Ожегова)

Риторическое восклицание – приём ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений.

Гимн – торжественная, хвалебная песня, музыкальное произведение.

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

I. Прочитай статью в учебнике о стихотворениях в прозе на стр. … Ответь на вопрос 1

на стр. … (Как ты думаешь, чем отличаются «Стихотворения в прозе» от известных тебе стихотворений? А что сближает их?)

Ответ учащегося:

Общее

Отличия

– Невелики по объёму, но глубоки по содержанию;

– тематика их разнообразна: раздумья о жизни и смерти, о красоте и безобразии, о любви и страдании, о будущем великого русского народа, о невозвратном прошлом, о силе всепобеждающей любви, о душевной красоте простых людей

– Рассказ ведётся от 1 лица (в большинстве случаев), автор делится своими наблюдениями и раздумьями

– Мелодичность фразы, музыкальность речи, передающей настроения автора, его чувства, его душевное состояние

– Невозможно пересказать содержание стихотворений : они сразу утратят своё очарование

– Нет рифм

– Не выдерживается стихотворный размер

II. Прослушай стихотворение в прозе «Русский язык», последнее из цикла (1882г. ). (Текст стихотворения на стр. …)

Ответь на вопросы.

1) Как И. С. Тургенев, не раскрывая в своём произведении конкретные реалии времени, несколькими словами передаёт свои чувства?

(«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины», «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»).

2) Как жанр стихотворения диктует выбор сюжетного материала?

(В основе стихотворения не конкретные исторические факты, а мысли и чувства лирического героя).

3) Какими эпитетами характеризует Тургенев в своём стихотворении русский язык? Поясни их.

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

(Великий, могучий, правдивый и свободный).

4) Как ты понимаешь последнее предложение? Можно ли его назвать риторическим восклицанием?

Словарик.

Риторичный (риторический) – напыщенный, словесно украшенный. (Словарь С. И. Ожегова)

Риторическое восклицание – приём ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений.

III. Прочти высказывания русских писателей о родном языке. Как они помогают раскрыть и углубить характеристику Тургенева в стихотворении в прозе? Напиши ответ.

Словарик

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи».

Н. В. Гоголь

«…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Н. В. Гоголь

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Л. Н. Толстой

«… берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

И. С. Тургенев

«Язык это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

А. Н. Толстой

IV. Выводы.

1) Каким чувством проникнуто стихотворение в прозе «Русский язык»? При ответе воспользуйся словариком.

2) Ответь на вопрос 8 на стр. … (Как ты думаешь, почему гимн русскому языку («Русский язык») завершает цикл «Стихотворений в прозе»?)

Словарик.

Патриотизм – преданность и любовь к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (Словарь С. И. Ожегова)

Патриотический (патриотичный) – проникнутый патриотизмом. (Словарь С. И. Ожегова)

Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм. (Словарь С. И. Ожегова)

Гимн – торжественная, хвалебная песня, музыкальное произведение

(Стихотворение Тургенева проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык).

V. Домашнее задание.

Подготовить чтение стихотворения в прозе «Русский язык» наизусть.

Метки: Русский язык