Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Цели: 1)углубить знания учащихся о тексте, полученные ранее на уроках русского языка;
2) подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине И. И. Левитана;
3) активизировать лексику по теме «Осень»;
4) ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, мастер, изображено;
5) способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов;
6) подготовить учащихся к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
– Сегодня мы познакомимся с замечательной картиной выдающегося художника И. Левитана «Золотая осень», на которой он запечатлел кратковременный праздник русской природы, яркий и неповторимый.
Наша задача заключается в том, чтобы понаблюдать за красками осени и описать их в своих сочинениях.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца 19 века.
Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у таких мастеров, как В. Г. Перов, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов.
Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы.
Поленов оказал большое влияние на художника в области колорита (в чистых красках).
Картина И. И. Левитана «Золотая осень» (1895) заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу.
2. Беседа по картине.
Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник? |
Осень, природа готовится к зиме, деревья сбрасывают свои листья. На картине – середина осени, т. к. деревья еще не сбросили листья, трава еще не вся желтая. Левитан хотел показать красоту осени. Художник старается передать нам свою радость. Восторг при виде этой красоты. И передает это нам с помощью красок. |
Почему картина называется «Золотая осень»? | Деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные; по цвету напоминают цвет золота. |
Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени? | Художник выбрал теплые краски: желтые, красные, оранжевые, багровые, коричневые. |
А что будете описывать вы? | Деревья в красивом золотом убранстве, на еще не увядшую траву падают разноцветные листья; зеленое поле, деревья, река, текущая медленно и спокойно; небо яркое, голубое, с белыми чистыми облаками. |
3. Словарно-стилистическая работа.
Одинаковы ли по значению слова: живопись и пейзаж? |
Живопись – это вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок. Пейзаж – картина, изображающая природу. |
Образуйте от слов «живопись» и «пейзаж» слова, обозначающие лицо. | Пейзажист, живописец. |
4. Собирание рабочих материалов.
– Поработаем над опорными словами, которые понадобятся при написании сочинения. Что мы можем сказать «нового» о «данном»?
«Данное» | «Новое» |
Осень | Пламенная, огненная, золотая, яркая, очаровательная, красивая, праздничная, торжественная, богатая оттенками цветов. |
Настроение | Праздничное, радостное, приподнятое |
Деревья | Желтые, золотые, багряные, разноцветные, осенние, красивые, как будто повязались желтыми косынками |
Трава | Желтовато-коричневая, изумрудная, сухая, пожухлая, желтая, как ковер, бурая |
Небо | Ясное, лучистое, голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками, лазурное, светло-голубое |
Река | Темная, голубая вдали, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, прозрачная |
Поле | Зеленое, как бархатный мягкий коврик, широкое |
Воздух | Чистый, прозрачный, бесцветный |
Деревня | Маленькая, дальняя, едва виднеется на пригорке |
– Благодаря художнику мы увидели различные цвета, оттенки осени.
5. Работа над текстом сочинения.
На какой основной вопрос мы должны будем ответить в ходе написания работы? | Какие краски выбрал художник для изображения осени на картине. |
Для какого типа речи характерен этот вопрос? | Для описания. |
С чего бы вы начали сочинение по картине? | С того, что Левитан изобразил красивую пору – осень, которую очень любил, был ею очарован и поэтому запечатлел на своей картине. |
Что бы вы написали после вступления? | Подробное описание неба, деревьев |
Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении? | Осень – красивая пора года. Эта картина мне понравилась. |
Скажите, нужно ли употребить абсолютно все слова, которые мы включили в таблицу? | Необходимо выбрать те слова, которые кажутся наиболее важными, красивыми, точными. |
6. Искусствоведческий текст.
- Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
- И. И. Левитан использует для своей осени яркие, солнечные краски. Торжественная , праздничная осень запечатлена на этой картине.
- Слева мы видим березовую рощу, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними – деревня.
- Мы видим багряно-золотые березы, словно пропитанные солнцем, изумрудную зелень травы, чистое голубое небо, покрытое легкими белыми облаками, яркую гладь реки, синеющую в обрывистых берегах и медленно движущуюся. Воздух чист, свеж и прозрачен.
- Всматриваясь в картину И. И. Левитана, мы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской живописи.
- Картина мне понравилась, потому что И. И. Левитан рассказал об осени – удивительном времени года, разнообразном и неповторимом, ее грустной и простой красоте.
7. План.
1. Художник, очарованный осенью.
2. Краски осени в картине.
3. Что нового узнали о картине?
8. Примерное вступление.
Осень – удивительный художник. Она по-своему раскрашивает кустарники, травы, листья кленов, берез. Сколько ни смотришь, не перестаешь удивляться ее мастерству. Многие художники были очарованы этим временем года. Один из них – Левитан. Краски осени он заметил и увековечил их в своих картинах. Внимательно всмотримся в эти полотна.
9. Написание сочинения.
Н. В. Митякина, Московская область, г. Подольск,
Метки: Русский язык