Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Употребление местоимений в речи"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Употребление местоимений в речи"
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с правилами употребления местоимений в речи.
2. Продолжить работу по формированию и развитию логического мышления, навыков анализа, синтеза. Учить формулировать собственные мысли, грамотно их излагать.
3. Работать над воспитанием чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимоуважения
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, таблички разрядов местоимений, тесты,
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока.
2. Введение в тему урока.
– Прослушайте внимательно стихотворение и попробуйте определить тему урока:
Слайд 1
Я о себе такого мнения:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна.
Я заменяю имена!
– О какой части речи идёт речь? Почему вы так думаете?
3. Повторение ранее изученного.
– Вспомните, что мы уже знаем об этой части речи? (ответ стройте по плану)
Слайд 2
Индив. работа: 2 – 3 человека (сильные уч-ся) пишут сочинение – миниатюру на тему «Роль местоимений в жизни человека 5 – 7 предложений)
– Используя таблицу разрядов местоимений, выпишите из басни И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» местоимения, сгруппировав их по разрядам (см. задание в учебнике с. 45 упр. 56)
Слайд 3
(таблички – заготовки у каждого ребёнка на партах)
Дополнительное задание см. учебник стр. 45 упр. 56
– Давайте проверим вашу работу (взаимопроверка) и оценим её.
Слайд 4,5
4. Контроль знаний (тестовая работа)
– Мы с вами вспомнили, что такое местоимение, его разряды, потренировались применять свои знания на практике, проверили своих одноклассников, а теперь я проверю ваши знания по этой теме.
(тестовая работа 2 варианта. Время выполнения – 5 минут)
5. Работа над темой урока.
А) Прослушайте текст и попробуйте определить, о ком в нём идёт речь?
Он бежал у самой моей ноги. Когда я остановился, он тоже остановился. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл, остался ждать меня у дверей. Когда я вернулся, его уже не было. Очевидно, его кто – то прогнал или раздавил. И мне нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного и маленького друга.
– Как вы думаете, кто преследовал писателя? (Это кленовый листок. )
– Почему нам было очень трудно определить, о ком или о чём идёт речь? (в тексте нет указания на имя. В нём использованы местоимения, а они, как мы знаем, не называют предмет, а только указывают на него)
– Попробуйте сделать вывод об употреблении местоимений в речи.
Б) – Внимательно посмотрите на текст стихотворения Б. Заходера, который есть у вас на партах. Прочитайте его.
ЗАДАНИЕ: (слайд 6)
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните свой выбор.
2. Определите тип текста
(задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой)
– Скажите, о чём был разговор в стихотворении?
– Почему мы не можем определить тему его в тексте?
– Какова тема стихотворения?
– Какова его основная мысль?
– Сделайте вывод об употреблении местоимений в речи на основе прочитанного стихотворения.
В) работа по учебнику у. 57 с. 45 часть 2
Задание: выписать из текста к себе в тетрадь правило употребления местоимений.
6. Обобщение и систематизация знаний, полученных по теме урока.
– Попробуйте сформулировать правила употребления местоимений в речи.
(слайд 7)
7. Домашнее задание: (по выбору)
1. написать сочинение – рассуждение (5 – 7 предложений) на тему: «Почему местоимения в речи нужно использовать осторожно?»
2. у. 1 с. 50 часть 2
8. Подведение итогов урока.
Приложение 1
Таблица разрядов местоимений.
разряд местоимений | примеры |
личные | |
возвратное | |
притяжательные | |
вопросительные | |
относительные | |
неопределённые | |
отрицательные | |
определительные | |
указательные |
Приложение 2
Тест по теме «Местоимение» Вариант 1
А1. Какое местоимение является личным?
1) своего 2) кто 3) моя 4) тобой
А2. Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа?
1) отрицательное 2) вопросительное 3) возвратное 4) определительное
АЗ. В каком примере написание раздельное?
1) (не)который 2) (кто)то З) (что)нибудь 4) (кое)(у)кого
А4. Какое местоимение является неопределённым?
1) никто 2) несколько З) нечего 4) ничего
А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Н( 1 )каких причин для беспокойства н(2) было, и мы н(3) сколько н(4) волновались.
1) 1, 3 2)2,3 З) 1,2,3,4 4) 1,3,4
А6. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы).
1) их дела 2) всякому З) узнал у ней 4) никакого
Тест по теме «Местоимение» Вариант 2
А1. Какое местоимение является личным?
1) меня 2) кого 3) твой 4) тот
А2. Какие местоимения совпадают по форме с вопросительными?
1) личные 2) неопределённые 3) относительные 4) притяжательные
А3. В каком примере написание раздельное?
1) (сколько)нибудь 2) (что)то 3) (кое)(с)чем 4) (не)сколько
А4. Какое местоимение является неопределённым?
1) ничей 2) никакой 3) некого 4) некто
А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Н(1)кто н(2) мог меня утешить, и я н(З)которое время н(4) с кем н(5) хотел видеться.
1) 1,3 2) 1,4 3)2,3,4,5 4) 1,2,4
А6. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы).
1) скучаю по вам 2) самоё себя 3) ничей 4) скольким
Приложение 3
Кое()что о том о сём Б. Заходер
На днях, не()знаю сам за()чем,
Зашёл я в незнакомый дом,
Мне зах…телось Кое()с()кем
Пот…лковать о том о сём
Я рас()казал им, кто когда
И по()чему и от()чего
Сказал, от()куда и куда,
И как и где и для()чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого и что к чему
И что подумали о том,
И если нет, то по()чему!
Когда мне не()хв…тало слов,
Я доб…влял то «АХ», то «ЭХ»,
И «ТАК СКАЗАТЬ» и «БУДЬ ЗД…РОВ»,
И «НУ И НУ!», и «ПРОСТО СМЕХ!»
Когда ж закон()чил я рас()каз,
То Кое()Кто спросил: «И всё?»
Ты г…ворил тут целый час,
А рас()казал ни то ни сё!. . . »
Литература:
1. Учебник «Русский язык 6 класс» под редакцией Е. А. Быстровой Изд. «Русское слово»;
2. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь 6 класс. Авт. Е. П. Воронова;
3. Русский язык. Творческая работа на уроках. 5 – 11 кл. автор – составитель Н. М. Сулицкая, Н. Ю. Кадашникова и др. Волгоград 2011 г.
Метки: Русский язык