Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Итоговый урок по теме "Лексика" в 5 классе

Итоговый урок по теме "Лексика" в 5 классе

Цели урока.

Образовательные: Обобщить знания учащихся о лексическом значении слова, синонимах, антонимах и изобразительно– выразительных средствах языка, построенных на основе указанных выше лексических единиц.

Развивающие: 1. Развить навык нахождения лексических единиц в тексте художественного произведения.

2. Совершенствовать навык работы учащихся с различными типами словарей.

3. Развить навык самостоятельной работы с дополнительной литературой.

4. Совершенствовать навык монологического высказывания.

Воспитательные: На примере басен И. А. Крылова воспитывать у учащихся нравственные качества личности, интерес к художественному слову.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение учителем темы и целей урока.

На протяжении нескольких уроков, изучая тему «Лексика», мы с вами отправлялись в интересное путешествие по загадочной стране. За это время мы многому научились. Цель сегодняшнего урока– обобщить полученные знания и посмотреть, какими навыками и умениями вы овладели.

В процессе изучения темы «Лексика» мы обращались к басням И. А. Крылова, находили в них изученные лексические единицы, рассматривали, как по– новому порой звучат они в тексте басни.

III. Обобщение знаний, полученных в ходе изучения темы «Лексика» и отработка приобретённых умений и навыков.

Нельзя отправляться в путешествие без багажа. У нас путешествие необычное и багаж особый– «багаж знаний». «Соберём» его, ответив на вопросы (фронтальный опрос):

1. Что изучает раздел науки о языке– лексика?

2. Какие словари вам известны?

3. Какие сведения содержит толковый словарь?

4. Какие пометы есть в толковом словаре?

5. Что такое лексическое значение слова?

6. Какие способы толкования лексического слова вам известны?

Какие способы толкования лексического значения слова вам известны?

Обращаясь к творчеству И. А. Крылова, мы замечали, что быть поэтом нелегко, сложно порой подобрать нужное слово, уместное в этом контексте.

Чтобы выяснить, почему именно это, а не другое слово использует И. А. Крылов в басне, применим все приёмы толкования лексического значения, а потом сравним толкование с толковым словарём.

Класс выполняет письменную творческую работу по басне И. А. Крылова «Свинья под дубом» по рядам, предварительно прослушав текст басни в аудиозаписи. I ряд проведёт толкование слов из басни «Свинья под дубом» через синонимы, II ряд– через антонимы, III ряд– через контекст (тексты басни на столах). По одному эксперту с каждого ряда после ответов своих товарищей проверяют толкование слов по словарю синонимов (I ряд), по словарю антонимов (II ряд), по толковому словарю с указанием помет (III ряд).

Каково нравственное значение басни «Свинья под дубом»? Стал ли более понятным смысл басни после объяснения лексического значения слов из неё?

В это время «слабым» учащимся предлагаются индивидуальные задания

по карточкам двух уровней сложности (уровень выбирают сами учащиеся), что даёт возможность дифференцировать и сделать доступными формы работы на уроке:

I уровень:

1. Найдите в толковом словаре и запишите в тетрадь лексическое значение слов из басен И. А. Крылова: дуб, трость, роптать, природа.

2. Выпишите из басни И. А. Крылова «Слон и Моська» речь Моськи и Слона.

Как характеризует героев их речь?

II уровень:

1. Запишите в тетрадь толкование лексического значения слов из басни И. А. Крылова: дерзкий, искусный, знатный, причудливый.

2. Ответьте на вопрос, продолжив предложение: Работа над лексикой басен

И. А. Крылова помогает мне…

Отметки за индивидуальные задания выставляются в конце урока.

А теперь обратимся к понятиям «многозначные слова» и «переносное значение слова».

1. Что такое многозначные слова?

2. Как мы найдём многозначное слово в толковом словаре?

3. Какое значение слова называется переносным?

Работа учащихся с текстом басни «Петух и Жемчужное зерно».

1. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

2. Из двух предложенных значений многозначного слова найдите прямое

и переносное.

3. Какие изобразительно– выразительные средства строятся на основе переносного значения слова?

Ещё одно понятие, к которому мы обращались, синонимы?

Но мы с вами знаем, что в тексте художественного произведения синонимами порой становятся обычные слова. Как называется такое явление?

Ребята подготовили нам инсценировку басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух». Давайте её посмотрим и найдём контекстуальные синонимы в басне ( тексты на столах). Для чего автор использует синонимы в басне? Помогает ли нам описание речи Кукушки и Петуха понять мораль басни?

Сообщение о контекстуальных синонимах ( опережающее задание).

Сейчас мы с вами окажемся в святая святых, мастерской писателя, и попробуем себя в роли творца (творческая работа по подбору подходящих по смыслу синонимов

и сравнению собственного варианта басни с авторским).

Вставим в текст басни И. А. Крылова без синонимов подходящие по смыслу синонимы и сравним свою работу с авторским вариантом. Учитель читает текст басни «Свинья под дубом» без синонимов (тексты на столах учащихся).

Сравним текст с предложенными нами синонимами с авторским вариантом. Проверим значение наших синонимов по словарю. Словарь синонимов незаменим в таком виде работы.

Сообщение о словаре синонимов ( опережающее задание).

А что такое антонимы?

IV. Подведение итогов урока в форме небольшого теста:

1. То, что обозначает слово, называется его … значением.

2. Вторичное значение слова называется…

3. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению– это…

4. Слова являются контекстуальными синонимами только в. . .

5. Слова одной и той же части речи с противоположным значением– это…

6. Изобразительно-выразительное средство, в основе которого –антонимы, называется. . .

С какой целью И. А. Крылов использует в своих баснях антонимы, синонимы, многозначные слова? В чём помогло вам изучение раздела «Лексика» и изучение басен И. А. Крылова?

Изучение лексических явлений с опорой на художественный текст закрепило ваши знания о лексических единицах, обогатило ваш словарный запас, вы научились понимать смысл басни, правильно подбирать слова в зависимости от цели высказывания. Это подтверждают ваши работы: собственные басни, сочинения на темы моралей басен, этимологические странички, презентации по словарям и языковым явлениям.

V. Домашнее задание:

Подготовить вопросы, которые вы бы задали своему товарищу по прошедшему уроку.

VI. Выставление и комментирование отметок учащихся.

Список используемой литературы.

1. Архипов В. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – Москва, 2007.

2. Бабенко Л. Г. Лексикология русского языка. – Екатеринбург, 2008.

3. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – Москва, 2002.

4. Колосов П. И. Словарная работа на уроках литературного чтения. – Москва, 1999.

Метки: Русский язык