Урок русского языка "Синтаксис и пунктуация"; 5 класс
Урок русского языка "Синтаксис и пунктуация"; 5 класс
Цели и задачи:
повторить ранее изученное по теме "Синтаксис. Пунктуация"; заинтересовать учащихся в изучении нового материала по данной теме; развивать ключевые компетенции при обучении языку, формировать умения и навыки самостоятельной работы
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Посадка. Готовность к уроку.
В начале урока разминка: развиваем внимание и быстроту реакции. Задание на СЛАЙДЕ: зачеркивая буквы О,В, Д,Ж вы получите пословицу. Запишите её.
Выделите и объясните написание окончаний имен существительных.
О | Б | Ж | Е | Д | З | Я | В | З | Д |
Ы | В | К | О | А | И | Г | Ж | Р | А |
Д | М | Ж | М | А | О | Т | И | Ж | К |
И | Н | Е | У | В | Ч | Д | А | О | Т |
С | О | Я | М | А | Т | Ж | Е | М | Д |
Д | А | В | Т | И | О | К | Ж | Е | О |
2.
Ответ: Без языка и грамматики не учатся математике.
Вспоминаем падежные окончания существительных.
3. Кто знает, что такое грамматика? (…)
Грамматика – это наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma = буква.
СЛАЙД.
Грамматика включает в себя два раздела: МОРФОЛОГИЮ И СИНТАКСИС.
Что изучает морфология?
(______)
Запишите в тетрадь.
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий:
vспособы соединения слов в словосочетания и предложения,
vтипы предложений и их строения.
СЛАЙД.
На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.
Самуил Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…
Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе»
– Что такое грамматика?
– Из каких разделов состоит грамматика?
– Для чего нужно изучать грамматику?
6. Самостоятельно прочитайте материал учебника на странице 44, п. 23
7. СЛАЙД. Прочитайте слова, записанные на доске: Старая, красться, мокрый, лиса, дождь, тропинка, по, в;
– Что нужно сделать, чтобы из этих слов составить словосочетания, предложение? (изменить форму, применив предлоги, изменив окончание, поменять местами, т. е. установить смысловые и грамматические связи)
Составьте из этих слов предложение и запишите его в тетрадь.
(В дождь старая лиса кралась по мокрой тропинке. )
У нас получилось предложение. Из предложений состоит текст.
Словосочетания, предложения, текст – это единицы языка. СЛАЙД.
8. Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т. е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация. СЛАЙД.
Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.
Пунктуация – punctum = точка (лат. )
9. В школе изучают 10 знаков препинания. СЛАЙД.
. – точка
? – вопросительный знак
! – восклицательный знак
…– многоточие
, – запятая
; – точка с запятой
: – двоеточие
– -тире
( ) – скобки двойные (круглые)
« » – кавычки двойные
Учебник с. 46 прочитайте теоретический материал о роли знаков препинания.
10. Используя оглавление учебника, определите, что вы узнаете, изучая синтаксис в 5-м классе.
11. упр. 115 устный разбор, расстановка знаков препинания, выполнение письменно.
12. О важности знаков препинания. Работа с предложениями:
Казнить нельзя помиловать.
Казнить, нельзя помиловать.
Казнить нельзя, помиловать.
12. Подведение итогов урока.
– С какими разделами языка вы сегодня познакомились?
– Какие единицы языка вы знаете?
13. Домашнее задание: п. 23-24 упр. 120 – письменно
Информационные источники:
1) Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык: учеб. Для 5 класса общеобразоват. Учреждений»/Л. В. Шибалова. – М. : Издательство «Экзамен», 2011.
2) Фролова Т. Я. 20 ступенек грамотности: Русский язык Симферополь: 2008.
3) Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык 5 класс»/ авт. -сост. И. В. Карасева. – Волгоград: Учитель, 2007.
4) Львов С. И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В. 3ч. /С. И. Львова, В. В. Львов. – М. : Мнемозина, 2010.
Метки: Русский язык