Простые и сложные предложения
Простые и сложные предложения Цели урока:
1. Показать умение учащихся видеть структурные различия между простыми и сложными предложениями;
2. определять границы сложных предложений;
3. правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения;
4. читать схемы сложных предложений;
5. составлять cхемы сложных предложений ;
6. составлять связное высказывание (текст) с использованием сложных предложений. (слайд 2)
– На прошлых уроках мы познакомились с разными видами сложных предложений. Сегодня вспомним и обобщим всё, что нам известно о сложном предложении.
1. Рассказ о сложном предложении (устный ответ ученика). Слайд 3
2Рассказ о типах сложного предложения (ответ ученика с привлечением опорных схем. Слайд 4
3. Работа с сигнальными карточками. (слайд 5)
• Опустились лёгкие снежинки на лесные тайные тропинки.
• Прилетели в лес метели, замостил мороз мосты.
• Платья снежные надели все деревья, все кусты.
• Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лёг на крыши снег.
• Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идёт волшебница зима.
• Зима недаром злится, прошла её пора.
• Весна в окно стучится и гонит со двора.
4. Работа с текстом. (слайд 6)
Главные певцы улетели. Лес притих, затаился.
В лесу захозяйничал ветер. Он носился между деревьями.
Зимой лес сводил с ветром неприятные счеты. Он приносил страшный северный холод.
Кругом в лесу лежал пушистый снег. Деревья могли спрятаться от холода.
– Можно ли эту запись назвать текстом?
– В чём его особенность?
– О чём этот текст?
– Как его можно озаглавить?
– Обращается ли автор к конкретному человеку или хочет описать зиму так, чтобы любой читатель мог легко представить её?
– Какой перед нами стиль текста?
– Найдите слова, выражения, которые помогут представить ветер, деревья, лес как живое существо?
– Как называется такое выразительное средство языка?
5. Составьте различные виды сложных предложений, используя бессоюзную связь, а также союзы
И, ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ (слайд 7)
6. Характеристика сложных предложений. Комментарий учащихся (слайд 8)
7. Рассказ о зиме с использованием сложных предложений. Проверка домашней работы. Выступления учащихся. Работа с текстом (Работа ученика). Исправление пунктуационных ошибок (слайды 9 – 10)
7. Графический диктант по прослушанной работе. ( слайд 11)
8. Словарная работа. (слайд 12)
УД…ВЛЯТЬ
ПОР…ЖАТЬ
– Вся наша работа связана с прекрасным, загадочным временем года. Чем удивляет, поражает нас зима?
– Придумайте предложения с записанными словами.
– Простые или сложные прозвучавшие предложения?
– Сделайте синтаксический разбор предложения:
Зима поражает нас безупречной красотой ледяных узоров.
9. Подведение итогов урока. (слайд 13)
– Чем простые предложения отличаются от сложных?
– Какие виды сложных предложений вы знаете?
– Что общего у сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений?
– Чем от них отличается сложноподчиненное предложение?
Метки: Русский язык