Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: «Употребление обращений»
Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: «Употребление обращений» Задачи урока: закрепить знания об обращениях и знаках препинания при них, совершенствовать умение применять эти знания на письме;
тренировать учащихся в правильном употреблении обращений в устной и письменной речи;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
развитие речевых умений учащихся (в устной и письменной форме) при составлении предложений с обращениями;
воспитание культуры речи учащихся, интереса к родному языку, воспитание коммуникабельности.
Оборудование:
1. Учебник «Русский язык, 8 класс», 2010год, авторы – Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова.
2. Карточки для индивидуальной работы по орфографии.
3. Карточки для самостоятельной работы по разбору словосочетания.
4. Опросные листы учащихся с вопросами по теме «Обращения».
5. Карточки – задания для групповой работы.
Ход урока.
1. Организационный момент. Целеполагание.
2. Работа по повторению ранее изученного.
1). Повторение орфографии (индивидуальные задания по карточкам для 2учащихся).
Карточка №1.
Посоветуйте так(же) поступать; за(то) останет(?)ся время; это трудно, за(то) полезно; за(то) время, которое вы потратите; полезно так(же) заучивать стихи; выполнять (в)течени(е,и) дня; заметить (в)течени(е,и) реки.
Карточка №2.
С. . кретарь, л. . гендарный, об. . лиск, д. . легат, к. . ндидат, ф. . нтазия, . . ттестат, т. . лантливый, тр. . диция, пр. . датель, пр. . вилегия, пр. . оритет, пр. . зидент, пр. . следовать, пье(с,сс)а, коми(с,сс)ия, режи(с,сс)ёр, конгре(с,сс), реп. . тиция, ф. . стиваль.
2). Повторение синтаксиса:
А) самостоятельная работа по синтаксическому разбору предложения у доски ( разобрать предложение, построить схему, дать характеристику предложению).
Родная мать отец-старик
Привет сыновний свой
Вам шлёт меньшой из пятерых
По почте полевой. (Твардовский А. Т. )
Б) самостоятельная работа по разбору словосочетаний (выписать из данных предложений словосочетания и сделать их разбор).
1) Сыпь ты, черёмуха, снегом. 2) Пой, гармоника, вьюге назло. 3) Про родимый край, баян, сыграй.
3)Повторение изученного по обращению «Кросс-опрос» (коллективная устная работа на определение уровня сформированности у учащихся необходимых теоретических знаний по теме урока – ученики задают друг другу вопросы и дают на них ответы опираясь на опросные листы, приготовленные дома, при необходимости исправляя и дополняя высказывания), например:
– Что такое обращение?
– Для чего служит обращение?
– Что такое распространённые обращения? Какие обращения называются нераспространёнными?
– Какие знаки препинания ставятся при обращении?
– Каким членом предложения является обращение?
4)Коллективная работа – диктант «Узнайте автора и произведение». Задание: написать предложения, определить автора и название произведения, объяснить знаки препинания, построить схемы предложений.
1. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. 2. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? 3. Ах, Мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка? 4. Любезная Софья! Скажи мне, каким случаем здесь нахожу тебя?
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
5)Проверка самостоятельной работы по синтаксису (разбор предложения у доски, в том числе схема и характеристика предложения; разбор словосочетаний по заданию на карточке, в том числе вид словосочетания по характеру главного слова и вид подчинительной связи в словосочетании).
6)Работа по теме урока – знакомство с теоретическими сведениями учебника по теме «Употребление обращений» (п. 58, с. 170-172, учебник Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской) .
7)Закрепление материала – выполнение упражнений учебника №349, №350 (устная коллективная работа).
8)Работа в группах по анализу предложений с обращениями. Каждая группа получает свою карточку с текстами и работает по следующему плану (план написан на доске):
– найдите обращения, расставьте знаки препинания,
– выясните значение обращений (собственное имя, название лица по общественному положению, по профессии, по возрасту, по родству и т. д. ),
– определите способы выражения обращений,
– определите роль обращений в тексте ( повышение выразительности речи, характеристика адресата речи, выражение отношения к адресату речи).
Карточка для 1 группы.
1)Соседушка мой свет! Пожалуйста, покушай. (Кр. ) 2)Ты что же молодчик оброка не платишь? (С. -Щ. ) 3)Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. (П. )
Карточка для 2 группы.
1)Сергей Сергеич это вы ли? (Гр. ) 2)Сияй сияй прощальный свет любви последней, любви вечерней! (Тютч. ) 3)Я и не отговариваюсь тётушка. (Т. )
Карточка для 3 группы.
1)Запылись ты путь-дороженька! (К. ) 2)Да неужели вам мало ненасытный вы этакий! (Дост. ) 3)А ты уж и рад скотина сейчас пересказывать мне всё это. (Г. )
9)Самостоятельная работа (письменно). Задание: составить предложения, в которых данные на доске слова и словосочетания выполняли бы функцию обращения; определить, в какой речевой ситуации вы их используете.
-Господин, Вань, уважаемый Михаил Иванович, друзья мои, голубушка.
10)Проверка письменной самостоятельной работы (выборочно прослушать получившиеся у учащихся предложения и проверить постановку знаков препинания при обращении).
11)Итоги урока.
– Что такое обращение?
– Каковы правила пунктуации при обращении?
– Что вы запомнили про употребление обращений?
– Какие этикетные формы обращения в официальной обстановке вы знаете?
– В чём состоит особенность обращений у иностранцев?
12) Домашнее задание: п. 58 учебника, упр. 358 или 359 или 360 (на выбор) или составить диалог (письменно) по одной из указанных тем, используя в нём обращения, соответствующие речевой ситуации, указанной в теме (возможные темы: «Семья за ужином», «На школьной перемене», «Разговор в кабинете директора»).
Метки: Русский язык