Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Русский язык
  • Урок русского языка – обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса

Урок русского языка – обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса

Урок русского языка – обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса Цели урока:

– знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания ;

– уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи

Оборудование:

мультимедийная презентация, маршрутные листы, карточки с тестовыми заданиями

Вступительная беседа. Целеполагание

Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!»

Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).

Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).

Актуализация опорных знаний

Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по Городу местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.

Экспресс-опрос (3 учащихся). Продолжить фразы одним словом:

местоимения – это … (?) часть речи ( самостоятельная )

она указывает на … (?)(на предмет, признак, количество )

но … (?) (что не делает?)( но не называет их )

в предложении местоимения могут быть … (?)( подлежащим, дополнением, определением)

я знаю несколько разрядов местоимений (? (личные возвратное, неопределенные, притяжательные и т. д. )

Формирование умений и навыков

А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. По ходу путешествия будем заполнять маршрутные листы, в конце увидим по ним насколько полезным и удачным было путешествие. (Начнём их заполнять. )

Наша первая остановка – на Площади Разрядных Звёзд, где традиционно проходит выставка местоимений. Попробуем их узнать: они представили себя в известной басне

И. Крылова. (Её тексты на столах) ( см. приложение №1)

(инсценировка)

Поищем в басне местоимения разных разрядов по их морфологическим признакам:

личное местоимение I л. , мн. ч. , Р. п. (у нас)

указательное местоимение м. р. , ед. ч.

отвечает на вопрос какой? (такой)

притяжательное местоимение, образованное от личного II л. , ед. ч. (твой)

возвратное местоимение в Т. п. (собою)

определительное местоимение во мн. ч. , В. п. (на всех)

(Проверьте себя, результаты внесите в маршрутный лист)(см. приложение №2)

Каких местоимений не оказалось на этой выставке? Они живут на Перекрёстке Орфограмм.

Какие орфограммы, связанные с ними вам известны? (не-ни, слитно-раздельно)

Во время этой остановки вам предлагается тест. (см. приложение №3 ) Проверьте себя. (ответы за доской) Заполним маршрутный лист.

Ну а сейчас отправляемся к главной достопримечательности города – это Дворец Правильной Речи. И здесь гостей обычно встречают таким рассказом (учащиеся).

(звучит стихотворение «Такая в общем история…»)

Такая ,в общем, история.

Жил-был этот, как его.

Ну и значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя Так Сказать.

А жену звали Ну. . .

А соседа звали Это. . .

А его родители-

Видишь ли и Видите ли. . .

И ещё какой-то Э-э-э

Жил на верхнем этаже. . . И дружили они все. . .

Ну и значит, и вообще!. .

(Э. Мошковская)

– Как вам кажется, о чём заставляет задуматься это стихотворение? (как мы употребляем местоимения)

Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.

(презентация)

I слайд. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

Чего ты делаешь сегодня вечером?

Сколько много интересного вокруг?

Какие твои планы на завтра?

С какого ты года рождения?

Сколько время?

II слайд. Проверь себя.

III слайд. Исправь ошибки в употреблении притяжательных местоимений.

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упрёки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

IV слайд. Проверь себя.

V слайд. Отредактируй предложения с местоимениями.

(исправь двусмысленность)

Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

Велосипед стоял около забора. Он был старый.

Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.

На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.

Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.

VI слайд. Проверь себя. (+заполни лист)

VII слайд. Замени, где необходимо, существительное местоимением.

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.

Итак: на какие правила употребления местоимений в речи вы обратили внимание?

Наша заключительная страница

VIII слайд. «В мире народной мудрости»

«Пословица – всем делам помощница»

«Кто говорит, тот сеет,

Кто слушает, тот собирает».

Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.

Составьте небольшой рассказ, включив в него такие пословицы и поговорки (+см. упражнения в учебнике №622, 668, 673)

III Наше путешествие приближается к концу. Заглянем в маршрутные листы. (Посчитайте свой средний балл).

Настоящие путешественники, завершив путешествие, делятся своими впечатлениями.

Поэтому домашнее задание по выбору:

написать грамматическую сказку или нарисовать иллюстрацию «В городе местоимений»

сделать обобщ. упр. №677

А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. Вот моя.

IX слайд. Вы меня порадовали ребята. Спасибо вам за урок.

Евгения Александровна.

(Кстати: в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания. А что нужно было поставить?)

А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки). Что запомнилось? Что показалось интересным? Неинтересным, трудным? Ваше настроение к концу урока?

В заключение вернёмся к словам, с которых начался наш урок. Я попросила ребят найти историю выражения ВСЕ СВОЁ НОШУ С СОБОЙ. И вот что они узнали.

Древнегреческий мудрец Биант (VI в. до н. э. ), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

Я же желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.

Источники материалов

http://festival. 1september. ru/articles/503178/

http://www. uo. npokr. kubannet. ru/index. php?option=com_content&;task=view&id=50&Itemid=29

http://www. it-n. ru/attachment. aspx?id=105871

http://imcsaba. 3dn. ru/32451c80e368. jpg

http://pitachog. beon. ru/8131-949-takaja-v-obschem-istorija. zhtml

http://www. school8lbt. ru/index. php?option=com_content&;view=article&id=176:-qq-gif&catid=89:2010-09-07-04-57-17&Itemid=77

http://www. school8lbt. ru/index. php?option=com_content&;view=article&id=181:2010-09-02-06-28-42&catid=89:2010-09-07-04-57-17&Itemid=77

Русский язык: Практика. Пособие для общеобразовательных учреждений для 6 кл. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. : Дрофа, 2006 г.

Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. Под редакцией Л. П. Крысина. М. :Просвещение, 1995 г.

Крылов И. А. Избранные произведения. М. : Советская Россия, 1979 г.

Метки: Русский язык