Урок русского языка – обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса
Урок русского языка – обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса Цели урока:
– знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания ;
– уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи
Оборудование:
мультимедийная презентация, маршрутные листы, карточки с тестовыми заданиями
Вступительная беседа. Целеполагание
Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!»
Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?
Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).
Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).
Актуализация опорных знаний
Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по Городу местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.
Экспресс-опрос (3 учащихся). Продолжить фразы одним словом:
местоимения – это … (?) часть речи ( самостоятельная )
она указывает на … (?)(на предмет, признак, количество )
но … (?) (что не делает?)( но не называет их )
в предложении местоимения могут быть … (?)( подлежащим, дополнением, определением)
я знаю несколько разрядов местоимений (? (личные возвратное, неопределенные, притяжательные и т. д. )
Формирование умений и навыков
А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. По ходу путешествия будем заполнять маршрутные листы, в конце увидим по ним насколько полезным и удачным было путешествие. (Начнём их заполнять. )
Наша первая остановка – на Площади Разрядных Звёзд, где традиционно проходит выставка местоимений. Попробуем их узнать: они представили себя в известной басне
И. Крылова. (Её тексты на столах) ( см. приложение №1)
(инсценировка)
Поищем в басне местоимения разных разрядов по их морфологическим признакам:
личное местоимение I л. , мн. ч. , Р. п. (у нас)
указательное местоимение м. р. , ед. ч.
отвечает на вопрос какой? (такой)
притяжательное местоимение, образованное от личного II л. , ед. ч. (твой)
возвратное местоимение в Т. п. (собою)
определительное местоимение во мн. ч. , В. п. (на всех)
(Проверьте себя, результаты внесите в маршрутный лист)(см. приложение №2)
Каких местоимений не оказалось на этой выставке? Они живут на Перекрёстке Орфограмм.
Какие орфограммы, связанные с ними вам известны? (не-ни, слитно-раздельно)
Во время этой остановки вам предлагается тест. (см. приложение №3 ) Проверьте себя. (ответы за доской) Заполним маршрутный лист.
Ну а сейчас отправляемся к главной достопримечательности города – это Дворец Правильной Речи. И здесь гостей обычно встречают таким рассказом (учащиеся).
(звучит стихотворение «Такая в общем история…»)
Такая ,в общем, история.
Жил-был этот, как его.
Ну и значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя Так Сказать.
А жену звали Ну. . .
А соседа звали Это. . .
А его родители-
Видишь ли и Видите ли. . .
И ещё какой-то Э-э-э
Жил на верхнем этаже. . . И дружили они все. . .
Ну и значит, и вообще!. .
(Э. Мошковская)
– Как вам кажется, о чём заставляет задуматься это стихотворение? (как мы употребляем местоимения)
Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.
(презентация)
I слайд. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.
Чего ты делаешь сегодня вечером?
Сколько много интересного вокруг?
Какие твои планы на завтра?
С какого ты года рождения?
Сколько время?
II слайд. Проверь себя.
III слайд. Исправь ошибки в употреблении притяжательных местоимений.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
IV слайд. Проверь себя.
V слайд. Отредактируй предложения с местоимениями.
(исправь двусмысленность)
Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
Велосипед стоял около забора. Он был старый.
Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.
На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.
Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.
VI слайд. Проверь себя. (+заполни лист)
VII слайд. Замени, где необходимо, существительное местоимением.
В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.
Итак: на какие правила употребления местоимений в речи вы обратили внимание?
Наша заключительная страница
VIII слайд. «В мире народной мудрости»
«Пословица – всем делам помощница»
«Кто говорит, тот сеет,
Кто слушает, тот собирает».
Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.
Составьте небольшой рассказ, включив в него такие пословицы и поговорки (+см. упражнения в учебнике №622, 668, 673)
III Наше путешествие приближается к концу. Заглянем в маршрутные листы. (Посчитайте свой средний балл).
Настоящие путешественники, завершив путешествие, делятся своими впечатлениями.
Поэтому домашнее задание по выбору:
написать грамматическую сказку или нарисовать иллюстрацию «В городе местоимений»
сделать обобщ. упр. №677
А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. Вот моя.
IX слайд. Вы меня порадовали ребята. Спасибо вам за урок.
Евгения Александровна.
(Кстати: в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания. А что нужно было поставить?)
А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки). Что запомнилось? Что показалось интересным? Неинтересным, трудным? Ваше настроение к концу урока?
В заключение вернёмся к словам, с которых начался наш урок. Я попросила ребят найти историю выражения ВСЕ СВОЁ НОШУ С СОБОЙ. И вот что они узнали.
Древнегреческий мудрец Биант (VI в. до н. э. ), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
Я же желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.
Источники материалов
http://festival. 1september. ru/articles/503178/
http://www. uo. npokr. kubannet. ru/index. php?option=com_content&;task=view&id=50&Itemid=29
http://www. it-n. ru/attachment. aspx?id=105871
http://imcsaba. 3dn. ru/32451c80e368. jpg
http://pitachog. beon. ru/8131-949-takaja-v-obschem-istorija. zhtml
http://www. school8lbt. ru/index. php?option=com_content&;view=article&id=176:-qq-gif&catid=89:2010-09-07-04-57-17&Itemid=77
http://www. school8lbt. ru/index. php?option=com_content&;view=article&id=181:2010-09-02-06-28-42&catid=89:2010-09-07-04-57-17&Itemid=77
Русский язык: Практика. Пособие для общеобразовательных учреждений для 6 кл. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. : Дрофа, 2006 г.
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. Под редакцией Л. П. Крысина. М. :Просвещение, 1995 г.
Крылов И. А. Избранные произведения. М. : Советская Россия, 1979 г.
Метки: Русский язык