Урок словесности в 8 классе. (После изучения темы «Однородные члены предложения»)
Урок словесности в 8 классе. (После изучения темы «Однородные члены предложения») Цели урока: 1) показать, как используются экспрессивные возможности конструкций
однородными членами предложения в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»;
2) показать, как работают конструкции с однородными членами предложения в языке художественного произведения для выражения авторской идеи;
3) развивать творческие способности учащихся .
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Чтение стихотворения А. Фета «Это утро, это радость…»
– Сегодняшний урок мы начали с чтения стихотворения замечательного русского поэта А. Фета. Как вы думаете, почему? («Это урок словесности, где мы обращаемся к прекрасным образцам слова». В этом стихотворении поэт использовал однородные члены предложения и обобщающее слово все. )
– А что автор сумел выразить с помощью конструкции с однородными членами предложения?
– Фет рисует полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движения оживающей души).
Сообщение целей урока.
– О выразительных, экспрессивных возможностях конструкций с однородными членами
пойдет речь на сегодняшнем уроке. Мы посмотрим, как используются возможности этих конструкций в языке Л. Н. Толстого; понаблюдаем, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи.
Работа с текстом художественного произведения.
1. Лингвистический эксперимент.
– На уроках литературы мы знакомились с рассказом Л. Н. Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. И я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент.
-Допишите предложение, взятое мою из текста: Она была прелестна…(сравниваем с текстом, Делаем вывод. ).
– Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложение с однородными членами, что дает ему возможность лаконично и точно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества характера.
– Что значит величественная? ( Исполненная достоинства).
-Итак, с первой страницы рассказа мы можем увидеть, как бережно и умело обращается Толстой со словом, как точно выбирает нужную конструкцию.
2. Где чаще всего встречаются предложения с однородными членами? (…в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах.
3. Коллективная исследовательская работа.
-Проследим роль и возможность предложений с однородными членами в этих эпизодах.
_ Какой вам представляется Варенька? Её отец? Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слов и словосочетаний.
( Варенька – нежная, милая, распустившаяся роза, звезда. Отец – античная статуя, белое и черное).
4. Восстановление авторского текста.
– А теперь, посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя.
Текст записан на доске с пропусками прилагательных.
Она была в (белом платье с розовым поясом и в (лиловых лаковых перчатках, немного не доходивших до ( худых, острых) локтей, и в ( белых атласных ) башмачках ).
– Сопоставим ваши варианты с текстом автора.
Исследование. Какие определения преобладают в предложении? ( Определения передающие
цвет ).
– Как называется такой приём? (« Цветопись»)
– Является ли повтор слова БЕЛЫЙ речевой ошибкой? ( -НЕТ).
– С какой целью использует его Толстой? ( Белый цвет – олицетворение чистоты, света, радости). Автор подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. .
– Как еще Толстой передает душевное состояние Ивана Васильевича? (Через музыку: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка –создают радостное настроение.
– Найдите в тексте это предложение. В чем его особенность? ( Я …танцевал и кадрили , и вальсы, и польки… – это предложение с однородными членами, с соединительным повторяющимся союзом И).
– Как вы думаете, почему союз и при однородных членах повторяется? (Мысль выражвется более эмоционально).
5. Лингвистический эксперимент.
– Перестройте предложение по схеме O,O,O.
– Что меняется? ( Изменяется эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению ).
– Итак, рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами ( определениями ) помогающими точно и ярко передавать детали внешности характера, создавать определенное настроение.
– А теперь прочитаем описание танца.
– Какие конструкции здесь преобладают? ( Предложения с однородными сказуемыми и обстоятельствами? )
– Случайно ли это? (Нет, мазурка – быстрый танец, с помощью таких предложений передаются движения танца и их характер).
– В каких еще эпизодах преобладают именно такие конструкции? ( « В сцене наказания татарина, так как в её основе лежат действия. »)
– Выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства
( Iвариант из первого эпизода; IIвариант – из второго эпизода ).
– По какому принципу построены эти два эпизода?
( Контраст, антитеза).
– Что чувствует Иван Васильевич на балу? ( Чтение эпизода – « Любовь, блаженство, счастье» ).
– Как Толстой подчеркивает это с помощью одной синтаксической конструкции?
( Я любил и хозяйку, …и её мужа, и её гостей, и её лакеев, даже … инженера Анисимова.
-Это предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом И ).
– А каково состояние героя после бала, когда он стал свидетелем наказания? ( чтение эпизода – «Он чувствует стыд и тоску. »
– Как здесь автору удается с помощью однородных членов выразить переживание героя7 ( Он использует однородные определения в переносном значении: слово ТОШНОТА-ОТВРАЩЕНИЕ, ОМЕРЗЕНИЕ, поэтому доходящая до тошноты тоска – это чувство, вызывающее омерзение. В предложении появляются нераспространенные однородные члены предложения опустил, поторопился уйти, услыхал, увидал, выскочил, которые выражают «духовный разлад, беспокойство. Автор использует образное выражение – метафору «вырвет ужасом», чем подчеркивает несовместимость того, что герой увидел, с его нравственным принципом.
– Что стало итогом душевного потрясения Ивана Васильевича? Прочитайте.
( Его любовь к Вареньке умерла» ).
– Почему Толстой соединяет в одном ряду однородных слова неловко и неприятно?
– Когда мы испытываем такие чувства? (« Когда оказываемся невероятными свидетелями чего – то безнравственного в нашем понимании»).
« Вся жизнь переменилась от одной ночи или скорее утра…». А что было причиной? Что несовместимо с безнравственность? ( «Жестокость»).
– Как вы понимаете это слово? ( «Это проявление безжалостности, беспощадности»).
Жестокость может проявляться по – разному, и порождать её могут разные причины. Включите это слово в словосочетание, чтобы показать это. Жестокость людей, времени,
судьбы мира, друга ).
Подведение итогов.
Итак, погрузившись в язык Толстого, Мы наблюдаем сегодня, как работают предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании языкового портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.
Отбор нужных слов и конструкций, бережное отношение Толстого к слову, которое по определению Аристотеля, является «знаком состояния души» помогли понять нам его мысли и его авторскую позицию.
Жестокость, которая приводит к гибели людей, является, по мнению Толстого, одним из самых тяжких человеческих пороков.
Сочинение по ассоциациям.
Напишите сочинение, отталкиваясь от понятия «жестокость», выскажите свою позицию. Она может быть сходна с толстовским пониманием, а может быть вам захочется поспорить. .
Чтение и обсуждение работ.
Домашнее задание Доработать сочинение.
Метки: Русский язык