Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Текст Б. Окуджавы. ГИА

Текст Б. Окуджавы. ГИА

Прочтите текст и выполните

задания A1– A7; B1–B9

(1) Когда я вернулся с фронта и поступил в университет, меня приняли без экзаменов. (2) Тихое восхищенное «ура» сопровождало ме­ня по университетским коридорам. (3) Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали. (4) Стоило мне, например, заявить, что Гоголь – великий русский писатель, тотчас раздавались аплодисменты в мою честь. (5) На лекции я хо­дил редко: все было как-то некогда. (6) Меня не наказывали. (7) На всех торжественных вечерах я выступал с воспоминаниями о том, как мы воевали, и это шло в зачет. (8) И главная беда за­ключалась не в том, что люди, преисполненные радости победы, были чрезмерно снисходитель­ны к одному представителю победившей армии, а в том, что все это я принял на свой личный счет. (9) А как принял, так оно и пошло… (10) Кое-как доучился, кое-как написал дипломную ра­боту: что-то там такое насчет Маяковского, на сорок страниц, натянул, отделался общими фразами. (11) Передавая работу своему руково­дителю, имел наглость пошутить: боюсь, что со знаками препинания у меня не все в порядке… (12) Говоря о моей работе, он сказал, что работа превосходная, только со знаками препинания не все в порядке. (13) Я понял, что он ее не читал. (14) Меня хвалили, поздравляли, что вот, мол, несмотря на бывшее ранение, все же написал, поработал, использовал множество литературы (библиографический список я скатал из энциклопедии). (15) Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, полный, как это говорится, всяческих радужных надежд, выехал я в небольшой областной горо­док. (16) И оказалось, на мою беду, что в этой области я первый человек с университетским образованием. (17) На меня смотрели с инте­ресом и даже с благоговением. (18) Вот какой человек приехал в область! (19) Заведующий облоно пригласил своего зама, и они вместе при­нялись обсуждать судьбу замечательного гос­тя. (20) Гость предполагал, что ему поручат по меньшей мере заведовать кафедрой в маленьком пединституте этого захудалого городка. (21) Но об этом не было ни слова. (22) Он ждал, что ему предложат быть хотя бы директором самой пока­зательной школы города, но и этого не произошло. (23) Вместо этого заведующий облоно ска­зал, что самое замечательное, если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой универ­ситетской науке. (24) Тут я возмутился и заявил, что лишь в городе мое место, ибо мне… предстоит серьезная работа над диссертацией, наполовину уже сделанной, которая без городской библиоте­ки невозможна… (25) Должен вам сказать, что мысль о диссертации пришла мне в голову имен­но в этот трагический момент. (26) Раньше я об этом почему-то не думал.

(27) – Да, я ведь фи-ло-лог, а не учителишка какой-нибудь!

(28) – Мы гордимся вами!

(29) – Но у меня диссертация на выходе!

(30) – Какая же тема вашей диссертации?

(31) – Именительный падеж в творчестве Лер­монтова!

(Булат Окуджава)

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ ОКУДЖАВЫ

A1

В каком варианте ответа содержится инфор­мация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все хвалили дипломную работу главного героя?»

1. Потому что после победы в войне с фашиз­мом все хотели сделать приятное человеку, не­давно вернувшемуся с фронта.

2. Потому что это была действительно замеча­тельная работа, которая заслуживала серьезной похвалы.

3. Потому что герой, работая над дипломом, изучил много научной литературы и приложил к работе большой библиографический список.

4. Потому что герой выбрал для работы очень интересную тему – творчество Маяковского.

Решение: 1

Правильный ответ можно найти в предло­жении 8, а объяснение того, почему осталь­ные варианты неправильные, – в предложе­ниях 10, 14.

A2

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово захудалый (предложение 20).

1. Обедневший;

2. плохой, незначительный;

3. невежественный;

4. неблагодарный.

Решение: 2

A3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. Передавая работу своему руководителю, имел наглость пошутить…

2. Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали.

3. Да, я ведь фи-ло-лог, а не учителишка ка­кой-нибудь!

4. Вот какой человек приехал в область!

Решение: 2

Метафорой не может быть слово в пря­мом значении – только в переносном. Такие слова есть лишь во втором из данных пред­ложений – обволакивали и убаюкивали.

A4

Укажите ошибочное суждение.

1. В слове редко два глухих согласных звука.

2. В слове областной есть непроизносимая со­гласная.

3. В слове раньше один мягкий согласный.

4. В слове боюсь букв больше, чем звуков.

Решение: 4

Четвертое утверждение неверное: буква ю обозначает два звука – [й’] и [у], ь звука не обозначает, поэтому количество букв и зву­ков в слове одинаковое – 5. В остальных ут­верждениях ошибок нет. В слове редко два глухих согласных: буква д обозначает звук [т] перед глухим [к]; в слове областной не­произносимая согласная т; в слове раньше мягкий согласный один – [н’] (нужно пом­нить, что звук [ш] – всегда твердый, буква е не указывает на его мягкость).

A5

Укажите слово с непроверяемой гласной в кор­не.

1. Предполагал,

2. (с) дипломом,

3. трагический,

4. писатель.

Решение: 2

Отвечая на подобный вопрос, стоит прочитать весь список слов. Тогда можно сразу вычеркнуть глагол предполагал – в нем корень с чередованием гласных, уда­рением он не проверяется. К оставшимся словам нужно подобрать однокоренные с ударным корнем: трагич-еский тра­гик; пис-атель пиш-ет. У существи­тельного диплом-ом такого однокоренно­го слова нет; безударную гласную в нем проверить нельзя.

A6

В каком слове правописание приставки опреде­ляется тем, что она означает присоединение?

1. Препинания,

2. представителю,

3. приобщая,

4. преисполненные.

Решение: 3

Из всех приставок, которые можно выде­лить в приведенных словах, смысл присо­единения передает лишь приставка при-.

A7

В каком слове правописание гласной в суффик­се зависит от спряжения глагола?

1. Торжественных,

2. преисполненные,

3. уважаемый,

4. сделанной.

Решение: 3

Речь идет о причастиях и отглагольных прилагательных с суффиксами -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -им-. Среди приведенных такое слово только одно – уважаемый.

B1

Замените разговорное слово скатал в предло­жении 14 стилистически нейтральным синони­мом. Напишите этот синоним.

Решение: списал.

Из предложения ясно, что герой не сам составил список литературы, использован­ной для написания дипломной работы, а позаимствовал его из энциклопедии. Автор употребил просторечный глагол скатал, который можно заменить нейтральным си­нонимом списал.

B2

Замените словосочетание «смотрели с инте­ресом», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Решение: смотрели заинтересованно.

В словосочетании со связью примыкание зависимое слово неизменяемое, оно может быть наречием, деепричастием, глаголом в форме инфинитива, притяжательным мес­тоимением его, ее, их.

B3

Выпишите грамматическую основу предложе­ния 2.

Решение: «ура» сопровождало.

Иногда в предложении легче сначала най­ти сказуемое (сопровождало), а потом под­лежащее. Нужно помнить, что подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного, в данном слу­чае им является междометие ура.

B4

Среди предложений 13–16 найдите предложе­ние с обособленным обстоятельством. Напи­шите номер этого предложения.

Решение: 14

Обособленное, то есть выделенное запя­тыми, обстоятельство обычно выражено деепричастием, деепричастным или сравни­тельным оборотом, оборотами с некоторыми производными предлогами. В предложении 14 обособленное обстоятельство, с предло­гом несмотря на несмотря на бывшее ра­нение. Такой оборот всегда обособляется.

B5

В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном предложении и (или) вводном слове.

Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, (1) полный, (2) как это говорится, (3) всяческих радужных

надежд, (4) выехал я в небольшой областной городок. И оказалось, (5) на мою беду, (6) что в этой области я первый человек с университетским образованием.

Решение: 2, 3, 5, 6

Чтобы правильно ответить на этот воп­рос, надо знать список хотя бы наиболее распространенных вводных слов и слово­сочетаний. В данном отрывке есть вводное предложение как это говорится и вводное словосочетание на мою беду (они выделе­ны запятыми 2 и 3, 5 и 6). Первое указы­вает на характер выражения мысли (= как говорят), второе выражает эмоциональную оценку сообщения (= к несчастью, к огор­чению). Запятые 1 и 4 выделяют обособлен­ное определение – полный… всяческих ра­дужных надежд.

B6

Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

Решение: 3

1) Стоило мне, например, заявить, 2) что Гоголь – великий русский писатель, 3) тотчас раздавались аплодисменты в мою честь.

B7

В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую меж­ду частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Вместо этого заведующий облоно сказал, (1) что самое замечательное, (2) если уважае­мый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, (3) неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке.

Решение: 1, 2

В задании требуется указать запятые, отделяющие придаточное предложение от

главного. В предложении две придаточные части (они начинаются с союзов что и ес­ли), соответственно, правильный ответ – 1 и 2. Запятая 3 выделяет деепричастные обо­роты (обособленные обстоятельства) – неся свет в массы, приобщая местных учителей к большой университетской науке.

B8

Среди предложений 19–25 найдите сложно­подчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

Решение: 23, 24

Как следует из задания, нужно найти сложноподчиненное предложение с не­сколькими придаточными, в котором толь­ко первое придаточное зависит от главной части, а все последующие последовательно зависят друг от друга. Таких предложе­ний в данном отрывке всего два – 23 и 24. Придаточные в них связаны последова­тельным подчинением. Вместо этого заве­дующий облоно сказал, (что?) 1) что самое замечательное, (замечательное при каком условии?) 2) если уважаемый филолог от­правится в далекую сельскую школу и по­работает там учителем… Тут я возмутился и заявил, (что?) 1) что лишь в городе мое место, (почему? 2) ибо мне…предстоит серьезная работа над диссертацией. . , (ка­кой?) 3) которая без городской библиоте­ки невозможна…

B9

Среди предложений 19–23 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинитель­ной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Решение: 22

1) Он ждал, 2) что ему предложат быть хотя бы директором самой показательной школы города, 3) но и этого не произошло. 1 и 2 части связаны подчинительной свя­зью, 1 и 3 – сочинительной.

Метки: Русский язык