Текст Б. Окуджавы. ГИА
Текст Б. Окуджавы. ГИА
Прочтите текст и выполните
задания A1– A7; B1–B9
(1) Когда я вернулся с фронта и поступил в университет, меня приняли без экзаменов. (2) Тихое восхищенное «ура» сопровождало меня по университетским коридорам. (3) Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали. (4) Стоило мне, например, заявить, что Гоголь – великий русский писатель, тотчас раздавались аплодисменты в мою честь. (5) На лекции я ходил редко: все было как-то некогда. (6) Меня не наказывали. (7) На всех торжественных вечерах я выступал с воспоминаниями о том, как мы воевали, и это шло в зачет. (8) И главная беда заключалась не в том, что люди, преисполненные радости победы, были чрезмерно снисходительны к одному представителю победившей армии, а в том, что все это я принял на свой личный счет. (9) А как принял, так оно и пошло… (10) Кое-как доучился, кое-как написал дипломную работу: что-то там такое насчет Маяковского, на сорок страниц, натянул, отделался общими фразами. (11) Передавая работу своему руководителю, имел наглость пошутить: боюсь, что со знаками препинания у меня не все в порядке… (12) Говоря о моей работе, он сказал, что работа превосходная, только со знаками препинания не все в порядке. (13) Я понял, что он ее не читал. (14) Меня хвалили, поздравляли, что вот, мол, несмотря на бывшее ранение, все же написал, поработал, использовал множество литературы (библиографический список я скатал из энциклопедии). (15) Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, полный, как это говорится, всяческих радужных надежд, выехал я в небольшой областной городок. (16) И оказалось, на мою беду, что в этой области я первый человек с университетским образованием. (17) На меня смотрели с интересом и даже с благоговением. (18) Вот какой человек приехал в область! (19) Заведующий облоно пригласил своего зама, и они вместе принялись обсуждать судьбу замечательного гостя. (20) Гость предполагал, что ему поручат по меньшей мере заведовать кафедрой в маленьком пединституте этого захудалого городка. (21) Но об этом не было ни слова. (22) Он ждал, что ему предложат быть хотя бы директором самой показательной школы города, но и этого не произошло. (23) Вместо этого заведующий облоно сказал, что самое замечательное, если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке. (24) Тут я возмутился и заявил, что лишь в городе мое место, ибо мне… предстоит серьезная работа над диссертацией, наполовину уже сделанной, которая без городской библиотеки невозможна… (25) Должен вам сказать, что мысль о диссертации пришла мне в голову именно в этот трагический момент. (26) Раньше я об этом почему-то не думал.
(27) – Да, я ведь фи-ло-лог, а не учителишка какой-нибудь!
(28) – Мы гордимся вами!
(29) – Но у меня диссертация на выходе!
(30) – Какая же тема вашей диссертации?
(31) – Именительный падеж в творчестве Лермонтова!
(Булат Окуджава)
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ ОКУДЖАВЫ
A1
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все хвалили дипломную работу главного героя?»
1. Потому что после победы в войне с фашизмом все хотели сделать приятное человеку, недавно вернувшемуся с фронта.
2. Потому что это была действительно замечательная работа, которая заслуживала серьезной похвалы.
3. Потому что герой, работая над дипломом, изучил много научной литературы и приложил к работе большой библиографический список.
4. Потому что герой выбрал для работы очень интересную тему – творчество Маяковского.
Решение: 1
Правильный ответ можно найти в предложении 8, а объяснение того, почему остальные варианты неправильные, – в предложениях 10, 14.
A2
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово захудалый (предложение 20).
1. Обедневший;
2. плохой, незначительный;
3. невежественный;
4. неблагодарный.
Решение: 2
A3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1. Передавая работу своему руководителю, имел наглость пошутить…
2. Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали.
3. Да, я ведь фи-ло-лог, а не учителишка какой-нибудь!
4. Вот какой человек приехал в область!
Решение: 2
Метафорой не может быть слово в прямом значении – только в переносном. Такие слова есть лишь во втором из данных предложений – обволакивали и убаюкивали.
A4
Укажите ошибочное суждение.
1. В слове редко два глухих согласных звука.
2. В слове областной есть непроизносимая согласная.
3. В слове раньше один мягкий согласный.
4. В слове боюсь букв больше, чем звуков.
Решение: 4
Четвертое утверждение неверное: буква ю обозначает два звука – [й’] и [у], ь звука не обозначает, поэтому количество букв и звуков в слове одинаковое – 5. В остальных утверждениях ошибок нет. В слове редко два глухих согласных: буква д обозначает звук [т] перед глухим [к]; в слове областной непроизносимая согласная т; в слове раньше мягкий согласный один – [н’] (нужно помнить, что звук [ш] – всегда твердый, буква е не указывает на его мягкость).
A5
Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.
1. Предполагал,
2. (с) дипломом,
3. трагический,
4. писатель.
Решение: 2
Отвечая на подобный вопрос, стоит прочитать весь список слов. Тогда можно сразу вычеркнуть глагол предполагал – в нем корень с чередованием гласных, ударением он не проверяется. К оставшимся словам нужно подобрать однокоренные с ударным корнем: трагич-еский – трагик; пис-атель – пиш-ет. У существительного диплом-ом такого однокоренного слова нет; безударную гласную в нем проверить нельзя.
A6
В каком слове правописание приставки определяется тем, что она означает присоединение?
1. Препинания,
2. представителю,
3. приобщая,
4. преисполненные.
Решение: 3
Из всех приставок, которые можно выделить в приведенных словах, смысл присоединения передает лишь приставка при-.
A7
В каком слове правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения глагола?
1. Торжественных,
2. преисполненные,
3. уважаемый,
4. сделанной.
Решение: 3
Речь идет о причастиях и отглагольных прилагательных с суффиксами -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -им-. Среди приведенных такое слово только одно – уважаемый.
B1
Замените разговорное слово скатал в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Решение: списал.
Из предложения ясно, что герой не сам составил список литературы, использованной для написания дипломной работы, а позаимствовал его из энциклопедии. Автор употребил просторечный глагол скатал, который можно заменить нейтральным синонимом списал.
B2
Замените словосочетание «смотрели с интересом», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Решение: смотрели заинтересованно.
В словосочетании со связью примыкание зависимое слово неизменяемое, оно может быть наречием, деепричастием, глаголом в форме инфинитива, притяжательным местоимением его, ее, их.
B3
Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Решение: «ура» сопровождало.
Иногда в предложении легче сначала найти сказуемое (сопровождало), а потом подлежащее. Нужно помнить, что подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного, в данном случае им является междометие ура.
B4
Среди предложений 13–16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Решение: 14
Обособленное, то есть выделенное запятыми, обстоятельство обычно выражено деепричастием, деепричастным или сравнительным оборотом, оборотами с некоторыми производными предлогами. В предложении 14 обособленное обстоятельство, с предлогом несмотря на – несмотря на бывшее ранение. Такой оборот всегда обособляется.
B5
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном предложении и (или) вводном слове.
Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, (1) полный, (2) как это говорится, (3) всяческих радужных
надежд, (4) выехал я в небольшой областной городок. И оказалось, (5) на мою беду, (6) что в этой области я первый человек с университетским образованием.
Решение: 2, 3, 5, 6
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо знать список хотя бы наиболее распространенных вводных слов и словосочетаний. В данном отрывке есть вводное предложение как это говорится и вводное словосочетание на мою беду (они выделены запятыми 2 и 3, 5 и 6). Первое указывает на характер выражения мысли (= как говорят), второе выражает эмоциональную оценку сообщения (= к несчастью, к огорчению). Запятые 1 и 4 выделяют обособленное определение – полный… всяческих радужных надежд.
B6
Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
Решение: 3
1) Стоило мне, например, заявить, 2) что Гоголь – великий русский писатель, 3) тотчас раздавались аплодисменты в мою честь.
B7
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Вместо этого заведующий облоно сказал, (1) что самое замечательное, (2) если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, (3) неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке.
Решение: 1, 2
В задании требуется указать запятые, отделяющие придаточное предложение от
главного. В предложении две придаточные части (они начинаются с союзов что и если), соответственно, правильный ответ – 1 и 2. Запятая 3 выделяет деепричастные обороты (обособленные обстоятельства) – неся свет в массы, приобщая местных учителей к большой университетской науке.
B8
Среди предложений 19–25 найдите сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.
Решение: 23, 24
Как следует из задания, нужно найти сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, в котором только первое придаточное зависит от главной части, а все последующие последовательно зависят друг от друга. Таких предложений в данном отрывке всего два – 23 и 24. Придаточные в них связаны последовательным подчинением. Вместо этого заведующий облоно сказал, (что?) 1) что самое замечательное, (замечательное при каком условии?) 2) если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем… Тут я возмутился и заявил, (что?) 1) что лишь в городе мое место, (почему? 2) ибо мне…предстоит серьезная работа над диссертацией. . , (какой?) 3) которая без городской библиотеки невозможна…
B9
Среди предложений 19–23 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Решение: 22
1) Он ждал, 2) что ему предложат быть хотя бы директором самой показательной школы города, 3) но и этого не произошло. 1 и 2 части связаны подчинительной связью, 1 и 3 – сочинительной.
Метки: Русский язык