Урок русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Урок русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тема: Распознавание звонких и глухих парных согласных звуков и букв.
Цель: 1. Выявить знания учащихся по теме «Парные звонкие и глухие согласные».
2. Коррекция фонематического и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
3. Воспитание мотивации к учению.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Гимнастика мозга.
а). ленивые восьмёрки (правой рукой, левой рукой, двумя руками);
б). активизация правой руки (правая рука вытянута вверх, левая согнута в локте на уровне уха и обхватывает правую руку; правая рука: вперёд, назад, к себе, от себя).
– Эти упражнения помогут вам сосредоточиться, помогут быть более внимательными.
2. – Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
3. Упражнение на развитие логического мышления.
– Найдите ошибку – неправильное по смыслу слово – и исправьте её.
(Работа на индивидуальных карточках. )
1). Мы в школе. У нас урок математики. Мы читаем по учебнику. Мы пишем в тетради. Мы изучаем парные согласные.
2). Умейте вести себя на улице. Знайте, как надо переходить дорогу. Красный свет – идите. Переходите улицу спокойно.
3). Я люблю лето. Летом можно купаться, загорать, собирать в лесу ягоды. Я знаю летние месяцы: май, июль, август.
II. Упражнения в чистописании.
1. Пальчиковая гимнастика. «Игра с песком».
2. (На доске записано предложение. )
Пришла зима, выпал снег. (Учитель подчёркивает соединения. )
- Прочитайте соединения. Какие это соединения? (Нижние. )
– Посмотрите, как правильно писать соединения, напишите у себя в тетради (учитель прописывает на доске, а у детей образцы соединений прописаны в тетради).
– Запишите число, классная работа.
III. Словарная работа.
1. Загадка.
Здесь варят сталь, металл куют,
Здесь уважают всякий труд. (Завод. )
– Завод – крупное предприятие.
(Вывешивается картинка на доску. )
– Завод – приспособление в механизме, служащее для приведения его в действие: игрушка с заводом.
(Показать заводную игрушку. )
2. Работа над словом.
(Слово «завод» вывешивается на доске. )
– Прочитайте слово про себя, вслух по слогам, целым словом.
– Разобрать слово (ведёт разбор один из учеников).
Завод – 5б. , 5зв. , за-вод.
3. Составление предложений.
а). устно.
На доске:
Кирпичный завод выпускает …………. (кирпичи)
…………… завод выпускает автомобили. (автомобильный)
Я хочу поступить на завод …………… (рабочим)
б). письменно.
На доске:
В, завод, работает, живорыбный, Конакове.
– Составьте предложение из слов.
– Как безошибочно написать это предложение?
– Запишите предложение.
Гимнастика для глаз.
(Выходит Павел Беляков, проводит гимнастику. )
IV. Сообщение темы урока и его цели.
– Что вы изучали на предыдущих уроках? (Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. )
– Сегодня мы продолжим работу над этой темой и я проверю, насколько хорошо вы усвоили её.
V. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
– Назовите парные согласные: б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.
– Назовите звонкие согласные.
– Назовите глухие согласные.
– Как проверить парную согласную на конце слова? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук: лес – леса. )
– Докажите, что слово «завод» написано правильно, подберите проверочное слово. (Завод – заводы. )
VI. Упражнения в применении знаний и умений.
1. Игра с сигнальными карточками.
– Я (показываю) называю слово, вы определяете, звонкая или глухая стоит на конце слова и показываете нужную карточку, говоря проверочное слово.
Например: Снег(к) – на конце пишем звонкую «г», проверочное слово «снега». (Показать нужную карточку. )
Картинки. Слова.
Кот Мороз
Огород Утюг
Лес Шкаф
Самолёт Этаж
Герб Ландыши
Физминутка «Буратино».
2. Самостоятельная работа по учебнику.
– Откройте учебник по закладке на стр. 125, найдите упр. 20.
– Прочитайте задание про себя, вслух.
– Если указано «выбери», нужно ли все слова записывать? (Нет. )
– Антон прочитает слова с «опасными» согласными на конце. Если он ошибётся, поднимаем руки и исправляем.
Образец:
Арбуз – арбузы.
– Сколькими чертами подчеркнём звонкую согласную? (Двумя. )
– Сколькими чертами подчеркнём глухую согласную? (Одной. )
– Выполнять задание будете по образцу.
(Дети выполняют упражнение с учебника – кто сколько успеет. )
VII. Задание на дом.
– Откройте «Словарик».
– Из всех слов выберите слова с «опасной» согласной на конце.
– Задание такое же, что было в классе: записать словарное слово вместе проверочным.
– Потренируемся (дети по очереди разбирают по одному слову).
– Записать дом. задание: Стр. 127, упр. 25.
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Метки: Русский язык