Карточки по теме `Сложносочинённое предложение`
Карточки по теме `Сложносочинённое предложение`
Карточка № 5
Вопрос № 1
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных предложений и начертите схемы предложений.
1) Я напишу что жду в делах успеха живу пока в достатке и в чести что собираюсь к осени приехать. (Б. Ручьёв. ) 2) Покуда русский я душою забуду ль о счастливом дне когда приятельской рукою пожал Давыдов руку мне. (Е. Баратынский. ) 3) Будет белым помнит(?)ся как травы шелестят когда несёт(?)ся ко(н,нн)ица рабочих и крестьян. (Н. Асеев. ) 4) Знай я как направить обратно вращающийся лифт я (не) медленно вернулся бы обратно. (А. Грин. ) 5) Слышно было как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха и тр. . щал один дальний кузнечик (не)дождавшись времени тьмы. (А. Платонов. ) Найдите глаголы в неопределённой форме и определите, какими членами предложения они являются.
Вопрос № 2 Спишите предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматическую основу предложений. Что соединяют сочинительные союзы? Как ставятся знаки препинания в этих предложениях
?
5) Был час когда река с луною завод. . т стройный разг. . вор когда раздумывать (не)стоит и виснут вишни за забор. (В. Багрицкий. ) 6) Как далеко мы вид. . м в день осенний когда реде. . т утр. . ний туман и тополей безлиств. . ные тени лежат как шпалы (по) перёк полян. (В. Шефнер. ) 7) (Не) беда что ветер косит и безжалос(?)на волна. (Н. Букин. ) 8) Полина смотрела счас(?)ливая и обе. . покоенная будто она виновата в том что молчал мотор и паром (не)плыл к тому берегу. (А. Борщаговский. ) Объясните правописание наречий из упражнения. Подчеркните сложные слова и расскажите об их правописании. Расскажите о чередовании звуков в корне слова. Примеры подберите из 1-го предложения и дополните их своими.
Карточка № 3
Вопрос № 1
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных предложений и начертите схемы предложений.
1) Я напишу что жду в делах успеха живу пока в достатке и в чести что собираюсь к осени приехать. (Б. Ручьёв. ) 2) Покуда русский я душою забуду ль о счастливом дне когда приятельской рукою пожал Давыдов руку мне. (Е. Баратынский. ) 3) Будет белым помнит(?)ся как травы шелестят когда несёт(?)ся ко(н,нн)ица рабочих и крестьян. (Н. Асеев. ) 4) Знай я как направить обратно вращающийся лифт я (не) медленно вернулся бы обратно. (А. Грин. ) 5) Слышно было как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха и тр. . щал один дальний кузнечик (не)дождавшись времени тьмы. (А. Платонов. ) Найдите глаголы в неопределённой форме и определите, какими членами предложения они являются. Вопрос № 2 Спишите предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматическую основу предложений. Что соединяют сочинительные союзы? Как ставятся знаки препинания в этих предложениях?
1) В просторы где сочные травы росли и рожь полновесная зрела пришли мастера пло– дородной земли чья слава (по)всюду гр. . мела. (М. Исаковский. ) 2) Лес ещё не шумел потому что было очень рано и ветер ещё только зар. . ждался (в)дали. (В. Белов. ) 3) Люблю когда (во)круг вз. . рвётся тиш. . на и ветер пыль несёт и в берег б. . ёт волна. (Г. Некрасов. ) 4) (По)всюду где вечером ещё хлюп. . ла вода или похрустывал круж. . вной сахарн. . й припай стальные обод. . я к. . тили по твёрдому льду. (А. Борщаговский. )
Карточка № 1
Вопрос № 1
Выпишите, расставляя знаки препинания, только сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и определите их вид.
1) Райнер знал что Дима не дошёл до третьего озера потому что напрасно прождал его там. (Н. Плотников. ) 2) В те края где я рос под клёном где резвился на жёлтой траве шлю привет во– робьям и воронам и рыдающей в ночь сове. (С. Есенин. ) 3) Пусть дождь идёт пока мы дома и наши дети сладко спят. (Ю. Левитанский. )
Вопрос № 2 Спишите предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматическую основу предложений. Что соединяют сочинительные союзы? Как ставятся знаки препинания в этих предложениях?
1) В просторы где сочные травы росли и рожь полновесная зрела пришли мастера пло– дородной земли чья слава (по)всюду гр. . мела. (М. Исаковский. ) 2) Лес ещё не шумел потому что было очень рано и ветер ещё только зар. . ждался (в)дали. (В. Белов. ) 3) Люблю когда (во)круг вз. . рвётся тиш. . на и ветер пыль несёт и в берег б. . ёт волна. (Г. Некрасов. ) 4) (По)всюду где вечером ещё хлюп. . ла вода или похрустывал круж. . вной сахарн. . й припай стальные обод. . я к. . тили по твёрдому льду. (А. Борщаговский. )
Карточка № 2
Вопрос № 1 Выпишите, расставляя знаки препинания, только сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и определите их вид.
4) Ветви вязов легко сдерживали порывистый ветер но были бессильны перед нынешним сивером который не дул даже а как-то студёно натягивал воздух. (Ю. Нагибин. ) 5) В июльском зное колосится рожь подсолнух жарится и высыхают гряды. (Л. Хаустов. ) 6) На Чистых прудах находилась наша библиотека наш тир наш клуб без стен где решались наши пионерские дела и наш райвоенкомат откуда в сорок первом мы уходили на войну. (Ю. Нагибин. ) 7) Прости что видимся мы редко что время разделяет нас. (В. Яковенко. ) Что общего между союзом и союзным словом и какая разница между ними? Найдите примеры в упражнении.
Вопрос № 2 Спишите предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматическую основу предложений. Что соединяют сочинительные союзы? Как ставятся знаки препинания в этих предложениях?
1) В просторы где сочные травы росли и рожь полновесная зрела пришли мастера пло– дородной земли чья слава (по)всюду гр. . мела. (М. Исаковский. ) 2) Лес ещё не шумел потому что было очень рано и ветер ещё только зар. . ждался (в)дали. (В. Белов. ) 3) Люблю когда (во)круг вз. . рвётся тиш. . на и ветер пыль несёт и в берег б. . ёт волна. (Г. Некрасов. ) 4) (По)всюду где вечером ещё хлюп. . ла вода или похрустывал круж. . вной сахарн. . й припай стальные обод. . я к. . тили по твёрдому льду. (А. Борщаговский. )
Карточка № 4
Вопрос № 1
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных предложений и начертите схемы предложений.
1) Я напишу что жду в делах успеха живу пока в достатке и в чести что собираюсь к осени приехать. (Б. Ручьёв. ) 2) Покуда русский я душою забуду ль о счастливом дне когда приятельской рукою пожал Давыдов руку мне. (Е. Баратынский. ) 3) Будет белым помнит(?)ся как травы шелестят когда несёт(?)ся ко(н,нн)ица рабочих и крестьян. (Н. Асеев. ) 4) Знай я как направить обратно вращающийся лифт я (не) медленно вернулся бы обратно. (А. Грин. ) 5) Слышно было как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха и тр. . щал один дальний кузнечик (не)дождавшись времени тьмы. (А. Платонов. ) Найдите глаголы в неопределённой форме и определите, какими членами предложения они являются.
Вопрос № 2 Спишите предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматическую основу предложений. Что соединяют сочинительные союзы? Как ставятся знаки препинания в этих предложениях?
5) Был час когда река с луною завод. . т стройный разг. . вор когда раздумывать (не)стоит и виснут вишни за забор. (В. Багрицкий. ) 6) Как далеко мы вид. . м в день осенний когда реде. . т утр. . ний туман и тополей безлиств. . ные тени лежат как шпалы (по) перёк полян. (В. Шефнер. ) 7) (Не) беда что ветер косит и безжалос(?)на волна. (Н. Букин. ) 8) Полина смотрела счас(?)ливая и обе. . покоенная будто она виновата в том что молчал мотор и паром (не)плыл к тому берегу. (А. Борщаговский. )
Объясните правописание наречий из упражнения. Подчеркните сложные слова и расскажите об их правописании. Расскажите о чередовании звуков в корне слова. Примеры подберите из 1-го предложения и дополните их своими.
Метки: Русский язык