Учимся писать комментарий
Учимся писать комментарий
Ход занятия:
СЛАЙД 1 «Учимся писать комментарий»
Слово учителя: Запишите в тетрадь число и тему сегодняшнего занятия.
На предыдущих занятиях курса мы знакомились со структурой сочинения С1, с системой оценивания экзаменационных работ, с требованиями, которые предъявляются экспертами к заданиям подобного типа. Мы осваивали первый этап работы над сочинением – учились формулировать проблему текста. Сегодняшнее занятие мы посвятим знакомству со следующим элементом сочинения, с содержанием второго абзаца. Тема занятия «Учимся писать комментарий»
Беседа с учащимися:
– Приходилось ли вам сталкиваться с понятием «комментарий»?
– Зачем в сочинении-рассуждении нужен комментарий?
– Знаете ли вы, каким должен быть комментарий в сочинении-рассуждении?
Вывод: Комментарию в структуре сочинения-рассуждения придается важное значение, так как эта часть работы демонстрирует умение выпускника находить и пояснять смысловые компоненты текста. Комментарий показывает, насколько правильно и глубоко выпускник понял смысл текста и проблему, обозначенную автором.
СЛАЙД 2 «Цель занятия»
– Узнать, что такое КОММЕНТАРИЙ и каково его место в структуре сочинения (С1)
– Узнать, какие содержательные элементы могут быть включены в КОММЕНТАРИЙ
– Составить алгоритм написания КОММЕНТАРИЯ
СЛАЙД «Цель занятия» Гиперссылка «Глоссарий»
Для дальнейшей работы нужно уточнить содержание некоторых понятий. Вспомните одно из определений слова «проблема». Прочитайте и запишите в тетрадь значения слов «актуальный» и «типичный».
Вернемся к теме занятия и прочитаем, как толкуют значение слова «комментарий» разные словари.
СЛАЙД 3 «КОММЕНТАРИЙ»
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова)
Комментарий – 1. пояснение; 2. примечания; 3. толкование (Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)
– Выделите общие элементы в толковании слова «комментарий»: «пояснительные», «пояснение».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1
Прочитаем готовые комментарии, которые были написаны выпускниками к уже знакомым нам текстам. К содержанию текстов обратимся позже.
СЛАЙД 4 «КОММЕНТАРИЙ 1»
«Автор предложенного для анализа текста, размышляя о развитии языка, повествует о том, что в последнее время заимствования из других языковых систем приобрели масштабный характер. С. Казначеев с грустью пишет, что письменная форма русских слов искажается тем, что в устоявшиеся кириллические написания внедряются латинские и иные графические символы. Это, в свою очередь, ведет к нарушению функционирования языка, «к размыванию веками устанавливавшихся норм».
Беседа по Комментарию 1
– Внимательно прочитайте предложенные комментарии.
– Вспомните, какие слова в тексте называются ключевыми?
– Подчеркните в предложенном фрагменте текста ключевые слова. Назовите их.
– Ответьте на вопрос: можно ли по содержанию комментария догадаться о проблеме, которая поднята автором текста?
– Сформулируйте проблему, которую затрагивает автор текста, и кратко запишите её на строках перед комментарием.
СЛАЙД 5 «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
Автор текста затрагивает проблему развития и сохранения русского языка.
СЛАЙД 6 «Комментарий 2»
«Случаи, подобные описанному автором, происходят в жизни довольно часто. Мы встречаем человека, понимаем, что ему необходима наша поддержка, но вместо того чтобы помочь, остаемся в стороне, думая, что ему окажет помощь кто-либо другой».
Анализ Комментария 2
– Внимательно прочитайте предложенные комментарии.
– Выделите в предложенном фрагменте текста ключевые слова.
– Сформулируйте проблему, которую затрагивает автор текста.
СЛАЙД 7«Проверь себя»
Автор текста поднимает проблему человеческого равнодушия.
Беседа с учащимися на выявление понимания содержания комментария
– Можно ли по содержанию комментария догадаться о содержании текста?
– Можно ли по содержанию текста догадаться о проблеме, поднимаемой в тексте?
– Как связаны между собой комментарий и содержание текста? (Комментарий не обязательно должен в конкретном виде отражать содержание текста. Во втором комментарии содержание текста представлено в обобщенном виде).
– Как связаны между собой комментарий и проблема текста? (Комментарий относится непосредственно к проблеме текста).
СЛАЙД 8. «Комментарий как элемент сочинения С1»
Вывод: На основе наблюдения над комментариями можно сказать, что при написании комментария можно обращаться к каким-то конкретным деталям текста, а можно изложить содержание текста в обобщенном виде. Но в любом случае во втором абзаце вашего сочинения должна четко прослеживаться связь между комментарием и проблемой.
Запишите. Важно: комментировать нужно ПРОБЛЕМУ, ОТРАЖЕННУЮ В ТЕКСТЕ, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.
Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор.
СЛАЙД 9. «Оценивание сочинений по критерию К2»
О тесной связи комментария и проблемы текста напоминают нам и критерии оценивания сочинения. Давайте еще раз обратим внимание на систему оценивания работ по критерию К2
Демонстрация таблицы оценивания комментария
Выделение ключевых слов в таблице оценивания
Комментирование содержания таблицы.
СЛАЙД 13. «В комментарии можно»
Знакомство с содержательными элементами комментария. О чем же можно писать в комментарии? Давайте проанализируем представленные комментарии с точки зрения содержательных элементов. Найдите в тексте и отметьте соответствующим цветом слова и словосочетания, с помощью которых данные содержательные элементы включаются в текст комментария.
Оценить степень актуальности поднимаемой проблемы. Объяснить, в чём ее актуальность.
– Указать, типична ли ситуация, изображенная автором?
– Указать, на каком жизненном/литературном материале строится текст? На какие факты детали обращает внимание автор?
– Отметить, с каким настроением пишет автор (грустная ирония, сарказм, печаль, радость и т. п. )
– Упомянуть, как эту проблему рассматривали другие авторы? (В представленных комментариях этого нет, но в какой текст вы могли бы дополнительно включить этот содержательный элемент?)
– Упомянуть, к каким выводам автор подводит читателя?
СЛАЙД 14. «Проверь себя. Комментарий 1»
В первом фрагменте можно отметить почти все содержательные элементы. Сравним ваши работы с образцом и прокомментируем получившийся результат.
СЛАЙД 15. «Проверь себя. Комментарий 2»
Во втором фрагменте можно выделить только часть содержательных элементов.
– К какому выводу мы должны прийти, сравнивая содержание представленных комментариев? Все элементы содержания комментария являются обязательными?
Вывод:
– На основе анализа предложенных комментариев, сделайте вывод о том, все ли элементы содержания должны обязательно присутствовать в тексте комментария?
– Как вы думаете, чем определяется выбор тех или иных содержательных элементов комментария?
СЛАЙД 16. «Задание: сравните. . . »
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2
РАБОТА С ИСХОДНЫМИ ТЕКСТАМИ 1 и 2.
– Вспомните содержание исходных текстов 1 и 2.
– Чем отличаются предложенные тексты с точки зрения типа речи и стиля?
– Сопоставьте содержание исходных текстов и комментариев. В каком из предложенных комментариев вы отметили большую степень использования лексики исходного текста?
– Чем, на ваш взгляд можно объяснить данный факт?
– Какие слова из текста 1 использовал выпускник, чтобы написать комментарий? Почему он использовал именно эти слова? (они являются ключевыми словами данного текста).
– Отметьте степень цитирования, используемого выпускниками в комментариях. (цитирование незначительно)
– Отметьте степень пересказа в предложенных комментариях (пересказ отсутствует)
– К какому типу текстов легче, на ваш взгляд написать комментарий? Почему?
СЛАЙД 17. «Работая над комментарием, помни»
Вывод: запишите в тетрадь требования к комментарию.
– Объем комментария – 2– 4 предложения
– Обязательные элементы содержания: указание на типичность проблемы; упоминание материала, на котором строится текст
– Факультативные элементы: актуальность, настроение автора, выводы автора, проблема в освещении других авторов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
(составление памятки «Как работать над комментарием в сочинении»)
Работая в парах, расположите на большом листе в логическом порядке названия этапов работы над комментарием.
По окончании работы, сверьте вашу памятку с образцом, представленным на слайде, и внесите необходимые изменения.
При проверке воспользуйтесь цветными карандашами, помечая последовательность расположения фрагментов памятки.
СЛАЙД 18. «ИТОГИ ЗАНЯТИЯ»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
(самостоятельное написание комментария к сформулированной проблеме)
Работа с исходным текстом 8 (по М. Сергеевой). Выборочное чтение и анализ написанных комментариев. После проверки лучшие работы можно разместить на стенде в классе.
СЛАЙД 19. «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
– Подготовьте памятку «Как работать над комментарием в сочинении-рассуждении».
– Сформулируйте 1 проблему текста «Наедине с толпой» (по З. Поперному).
– Пользуясь памяткой, напишите комментарий к сформулированной проблеме.
Использованы материалы сайта www. gramma. ru
Метки: Русский язык