Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Учимся писать комментарий

Учимся писать комментарий

Ход занятия:

СЛАЙД 1 «Учимся писать комментарий»

Слово учителя: Запишите в тетрадь число и тему сегодняшнего занятия.

На предыдущих занятиях курса мы знакомились со структурой сочинения С1, с системой оценивания экзаменационных работ, с требованиями, которые предъявляются экспертами к заданиям подобного типа. Мы осваивали первый этап работы над сочинением – учились формулировать проблему текста. Сегодняшнее занятие мы посвятим знакомству со следующим элементом сочинения, с содержанием второго абзаца. Тема занятия «Учимся писать комментарий»

Беседа с учащимися:

– Приходилось ли вам сталкиваться с понятием «комментарий»?

– Зачем в сочинении-рассуждении нужен комментарий?

– Знаете ли вы, каким должен быть комментарий в сочинении-рассуждении?

Вывод: Комментарию в структуре сочинения-рассуждения придается важное значение, так как эта часть работы демонстрирует умение выпускника находить и пояснять смысловые компоненты текста. Комментарий показывает, насколько правильно и глубоко выпускник понял смысл текста и проблему, обозначенную автором.

СЛАЙД 2 «Цель занятия»

– Узнать, что такое КОММЕНТАРИЙ и каково его место в структуре сочинения (С1)

– Узнать, какие содержательные элементы могут быть включены в КОММЕНТАРИЙ

– Составить алгоритм написания КОММЕНТАРИЯ

СЛАЙД «Цель занятия» Гиперссылка «Глоссарий»

Для дальнейшей работы нужно уточнить содержание некоторых понятий. Вспомните одно из определений слова «проблема». Прочитайте и запишите в тетрадь значения слов «актуальный» и «типичный».

Вернемся к теме занятия и прочитаем, как толкуют значение слова «комментарий» разные словари.

СЛАЙД 3 «КОММЕНТАРИЙ»

Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова)

Комментарий – 1. пояснение; 2. примечания; 3. толкование (Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)

– Выделите общие элементы в толковании слова «комментарий»: «пояснительные», «пояснение».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1

Прочитаем готовые комментарии, которые были написаны выпускниками к уже знакомым нам текстам. К содержанию текстов обратимся позже.

СЛАЙД 4 «КОММЕНТАРИЙ 1»

«Автор предложенного для анализа текста, размышляя о развитии языка, повествует о том, что в последнее время заимствования из других языковых систем приобрели масштабный характер. С. Казначеев с грустью пишет, что письменная форма русских слов искажается тем, что в устоявшиеся кириллические написания внедряются латинские и иные графические символы. Это, в свою очередь, ведет к нарушению функционирования языка, «к размыванию веками устанавливавшихся норм».

Беседа по Комментарию 1

– Внимательно прочитайте предложенные комментарии.

– Вспомните, какие слова в тексте называются ключевыми?

– Подчеркните в предложенном фрагменте текста ключевые слова. Назовите их.

– Ответьте на вопрос: можно ли по содержанию комментария догадаться о проблеме, которая поднята автором текста?

– Сформулируйте проблему, которую затрагивает автор текста, и кратко запишите её на строках перед комментарием.

СЛАЙД 5 «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

Автор текста затрагивает проблему развития и сохранения русского языка.

СЛАЙД 6 «Комментарий 2»

«Случаи, подобные описанному автором, происходят в жизни довольно часто. Мы встречаем человека, понимаем, что ему необходима наша поддержка, но вместо того чтобы помочь, остаемся в стороне, думая, что ему окажет помощь кто-либо другой».

Анализ Комментария 2

– Внимательно прочитайте предложенные комментарии.

– Выделите в предложенном фрагменте текста ключевые слова.

– Сформулируйте проблему, которую затрагивает автор текста.

СЛАЙД 7«Проверь себя»

Автор текста поднимает проблему человеческого равнодушия.

Беседа с учащимися на выявление понимания содержания комментария

– Можно ли по содержанию комментария догадаться о содержании текста?

– Можно ли по содержанию текста догадаться о проблеме, поднимаемой в тексте?

– Как связаны между собой комментарий и содержание текста? (Комментарий не обязательно должен в конкретном виде отражать содержание текста. Во втором комментарии содержание текста представлено в обобщенном виде).

– Как связаны между собой комментарий и проблема текста? (Комментарий относится непосредственно к проблеме текста).

СЛАЙД 8. «Комментарий как элемент сочинения С1»

Вывод: На основе наблюдения над комментариями можно сказать, что при написании комментария можно обращаться к каким-то конкретным деталям текста, а можно изложить содержание текста в обобщенном виде. Но в любом случае во втором абзаце вашего сочинения должна четко прослеживаться связь между комментарием и проблемой.

Запишите. Важно: комментировать нужно ПРОБЛЕМУ, ОТРАЖЕННУЮ В ТЕКСТЕ, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор.

СЛАЙД 9. «Оценивание сочинений по критерию К2»

О тесной связи комментария и проблемы текста напоминают нам и критерии оценивания сочинения. Давайте еще раз обратим внимание на систему оценивания работ по критерию К2

Демонстрация таблицы оценивания комментария

Выделение ключевых слов в таблице оценивания

Комментирование содержания таблицы.

СЛАЙД 13. «В комментарии можно»

Знакомство с содержательными элементами комментария. О чем же можно писать в комментарии? Давайте проанализируем представленные комментарии с точки зрения содержательных элементов. Найдите в тексте и отметьте соответствующим цветом слова и словосочетания, с помощью которых данные содержательные элементы включаются в текст комментария.

Оценить степень актуальности поднимаемой проблемы. Объяснить, в чём ее актуальность.

– Указать, типична ли ситуация, изображенная автором?

– Указать, на каком жизненном/литературном материале строится текст? На какие факты детали обращает внимание автор?

– Отметить, с каким настроением пишет автор (грустная ирония, сарказм, печаль, радость и т. п. )

– Упомянуть, как эту проблему рассматривали другие авторы? (В представленных комментариях этого нет, но в какой текст вы могли бы дополнительно включить этот содержательный элемент?)

– Упомянуть, к каким выводам автор подводит читателя?

СЛАЙД 14. «Проверь себя. Комментарий 1»

В первом фрагменте можно отметить почти все содержательные элементы. Сравним ваши работы с образцом и прокомментируем получившийся результат.

СЛАЙД 15. «Проверь себя. Комментарий 2»

Во втором фрагменте можно выделить только часть содержательных элементов.

– К какому выводу мы должны прийти, сравнивая содержание представленных комментариев? Все элементы содержания комментария являются обязательными?

Вывод:

– На основе анализа предложенных комментариев, сделайте вывод о том, все ли элементы содержания должны обязательно присутствовать в тексте комментария?

– Как вы думаете, чем определяется выбор тех или иных содержательных элементов комментария?

СЛАЙД 16. «Задание: сравните. . . »

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2

РАБОТА С ИСХОДНЫМИ ТЕКСТАМИ 1 и 2.

– Вспомните содержание исходных текстов 1 и 2.

– Чем отличаются предложенные тексты с точки зрения типа речи и стиля?

– Сопоставьте содержание исходных текстов и комментариев. В каком из предложенных комментариев вы отметили большую степень использования лексики исходного текста?

– Чем, на ваш взгляд можно объяснить данный факт?

– Какие слова из текста 1 использовал выпускник, чтобы написать комментарий? Почему он использовал именно эти слова? (они являются ключевыми словами данного текста).

– Отметьте степень цитирования, используемого выпускниками в комментариях. (цитирование незначительно)

– Отметьте степень пересказа в предложенных комментариях (пересказ отсутствует)

– К какому типу текстов легче, на ваш взгляд написать комментарий? Почему?

СЛАЙД 17. «Работая над комментарием, помни»

Вывод: запишите в тетрадь требования к комментарию.

– Объем комментария – 2– 4 предложения

– Обязательные элементы содержания: указание на типичность проблемы; упоминание материала, на котором строится текст

– Факультативные элементы: актуальность, настроение автора, выводы автора, проблема в освещении других авторов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3

(составление памятки «Как работать над комментарием в сочинении»)

Работая в парах, расположите на большом листе в логическом порядке названия этапов работы над комментарием.

По окончании работы, сверьте вашу памятку с образцом, представленным на слайде, и внесите необходимые изменения.

При проверке воспользуйтесь цветными карандашами, помечая последовательность расположения фрагментов памятки.

СЛАЙД 18. «ИТОГИ ЗАНЯТИЯ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

(самостоятельное написание комментария к сформулированной проблеме)

Работа с исходным текстом 8 (по М. Сергеевой). Выборочное чтение и анализ написанных комментариев. После проверки лучшие работы можно разместить на стенде в классе.

СЛАЙД 19. «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

– Подготовьте памятку «Как работать над комментарием в сочинении-рассуждении».

– Сформулируйте 1 проблему текста «Наедине с толпой» (по З. Поперному).

– Пользуясь памяткой, напишите комментарий к сформулированной проблеме.

Использованы материалы сайта www. gramma. ru

Метки: Русский язык