Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ШКОЛЕ

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ШКОЛЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ШКОЛЕ

В XX веке стало очевидно, что традиционная система образования, хотя и является мощной и достаточно плодотворной, тем не менее, не справляется с решением тех образовательных задач, которые возникают в ходе общественного развития.

Необходимо введение новых, инновационных технологий, на основании которых образование может перейти на новый, соответствующий современным потребностям общества в целом, родителей и учащихся в частности, уровень развития.

Сам термин инновация используется широко и повсеместно, но общепринятого определения этому понятию нет, хотя формулировок очень много.

Инновация – это новшество, целенаправленное изменение, нововведение, основанное на накопленных инициативах, позитивно влияющих на развитие ОУ, сознательно вносимое в процесс для удовлетворения уже существующих или возникающих потребностей

Вот такая формулировка соответствует нашей школе, потому что: во – первых, вводимые новшества основаны на инициативах, инициаторами инноваций стали учителя начальных классов. Они первыми стали использовать методики Занкова, Эльконина – Давыдова. Что способствовало этому? Курсовая переподготовка учителей, знакомство с методикой учителей – новаторов: и анализ, глубокий, всесторонний анализ познавательных интересов, потребностей школьников и их родителей, возможностей школьных ресурсов, обоснованности необходимости нововведений.

При введении инноваций часто встречается не только горячая поддержка, но и предубеждение, а зачастую игнорирование необходимости изменений. Часто инновации принимаются школьными коллективами как «прогрессивные», без достаточного анализа и рефлексии их последствий для стиля работы и деятельности школы в целом. Многие помнят, как мы приняли беспрекословно поурочный балл, и дети разучились говорить; опорные конспекты ради конспектов, где нарисованы береза, сосна и папоротник и нужно рассказать о растительности данной зоны, разучили детей не только думать, но и вспоминать прочитанное и т. д. В 70 – 80е годы мы только подчинялись, теперь стали умнее и не хватаемся за все новое без оглядки. Но и без развития, продвижения вперёд тоже нельзя, ведь, образование, по существу, единственно достаточно жесткая технологическая сфера формирования личности человека, не только приспосабливающегося к внешней среде, но и способного увидеть несовершенство этой среды и активно участвовать в ее преобразовании. В то же время никакая инновация, даже где– то уже апробированная и принесшая определенные результаты, не приживется без глубокого анализа возможностей образовательного учреждения, без прогноза возможных качественных изменений, без изучения потребностей родителей, школьников

Во-вторых, предпосылками появления в школе инноваций являются также процессы цивилизационных изменений в обществе, результатом которых явилась и концепция модернизации Российского образования. Желание родителей учащихся, учителей учиться и учить, используя современные технические и информационные достижения, современные педагогические технологии, желание не только беречь, а и повышать престиж школы. Настоятельные рекомендации УО и опыт коллег из В – Ирменской, Луковской школ, которые первыми ввели профильное обучение в своих школах, тоже способствовали осознанию необходимости изучения новых технологий, теорий профильного обучения и предпрофильной подготовки.

В-третьих, инновация не должна проводиться ради инноваций. Проектируя инновационную деятельность необходимо ответить на вопросы: На что направлено нововведение? Готовы ли к этому участники образовательного процесса? Есть ли ресурсы? Каких результатов хотим достичь? Какие ценности формируются? – все это напрямую связанно с необходимостью тщательного анализа причин и следствий инновационных процессов в образовании. Мы провели опрос родителей «Что такое, по-вашему, хорошая школа?», Вы знаете, что наш контингент родителей – это, в основном –грамотные, образованные люди, поэтому и в ответах звучали запросы в соответствии с современными требованиями: хорошая школа с точки зрения родителей – это любимая ребенком школа, которая открывает перед ним новые возможности познания, предоставляет пространство для дружественного общения и развития способностей, открывает благоприятные жизненные перспективы, ориентирует на выбор профиля дальнейшего образования, даёт прочные знания, гарантию поступления в ВУЗ, заботится о их здоровье, предоставляет дополнительные образовательные услуги.

Необходимость нового подхода к обучению и воспитанию подтверждается жизнью. Во всех школах, и в нашей тоже, ведется анализ поступления выпускников в учебные заведения и прослеживается его путь до окончания ВУЗа или СУЗа. Но это только констатация факта. Мы проанализировали, кто бросил обучение, перевелся в другое учебное заведение и почему. Получили в основном два ответа: «не моё», «трудно учиться».

Таким образом, диагностические материалы показали: необходимо задуматься об удовлетворении желаний, потребностей заказчика (учителей, учащихся, родителей), направить свою деятельность на повышение качества, говоря современным языком, из режима функционирования необходимо переходить в режим развития.

Так идея профильного обучения и предпрофильной подготовки, предложенная «Концепцией модернизации Российского образования», стала необходимостью в нашей школе. К этому уже были психологически готовы учителя, ученики, родители.

Перехода на профильное обучение повлек за собой необходимость и многих других нововведений или изменений в учебно-воспитательном процессе.

1. Учащиеся, в зависимости от индивидуальных потребностей, должны выбрать курсы обучения различного уровня продвинутости: базовые, профильные как углубленные в определенной области знаний, элективные (ознакомительные, расширяющие кругозор, углубленные). Необходима предпрофильная подготовка.

2. Ориентация на профильное обучение предполагает полное знание особенностей контингента школьников накануне выбора ими профиля обучения.

Поэтому здесь необходима целенаправленная диагностическая работа психолога.

3. Пожелания родителей при переходе на профильное обучение означает значительное их вмешательство в жизнь школы, начиная с совета школы, как главного органа ее управления и заканчивая родительским комитетом классов. В силу этого нужно было создать нормативно-правовую базу, регламентирующую степень участия родителей в учебно-воспитательном процессе.

4. Необходима работа с одарёнными детьми, с детьми, требующими особого педагогического внимания, система работы по креплению и сохранению здоровья детей и т. д. Итак, мы пришли к выводу о необходимости создания программы развития школы по всем направлениям. Такая программа была разработана в 2004 году. А в 2005-2006 году мы её доработали, когда приняли участие в национальном проекте, определив приоритетным направлением

интеграцию общего и дополнительного образования в системе профильного обучения.

Почему возникла идея интеграции? Во – первых, мы перешли на профильное обучение т. к. развитие способностей детей, подготовка их к выбору профиля дальнейшего образования и выбору профессии не могут быть успешными только в условиях классно – урочной системы.

Во – вторых, сравнительный анализ качества успеваемости и занятости детей во внеурочной деятельности на разных ступенях обучения показал, что лучше учатся дети, которые кроме учебы занимаются еще и любимым делом.

В – третьих, анализ показал, что в школе еще недостаточно условий для удовлетворения интересов всех детей, а следовательно и для их развития.

В – четвертых, почему возникла идея интеграции – это то, что занятия художественно – эстетическими видами деятельности помогают не только творческому развитию, а главное – снимают умственное напряжение, особенно у детей, у которых больше интеллектуальная нагрузка.

В – пятых, условия для успешной реализации программы развития в школе есть. Это кадры, довольно хорошая материально – техническая база,

это прекрасные помещения для занятий и спортом, и музыкой, и ИЗО, но недостаточно было оборудования, которое мы приобрели, получив грант.

Контингент учащихся позволяет прогнозировать повышение качества обученности и развития школьников.

В-шестых, опрос родителей, учащихся, учителей свидетельствует о желании и готовности перейти на качественно новую ступень образования.

Органичными компонентами программы интеграции общего и дополнительного образования являются программы: «Здоровье», «Одаренные дети», разработанная в 2005 году. Развитию способных и одаренных детей в школе уделялось большое внимание и раньше. Но построена работа была на принципе дифференциации. Дифференциация обучения и воспитания – это учет индивидуально – психологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения обучения в выделенных группах. Данная программа 2005 года построена на личностно – ориентированном принципе обучения.

Ее цель: своевременное выявление способных и одаренных детей и создание условий для их личностного развития, формирования умения делать осознанный выбор стратегии поведения, направления развития, способов самосовершенствования и самореализации.

Росту успешности одаренных детей способствуют и, считаем, будут способствовать такие нововведения: во – первых, это ранняя диагностика одаренных детей. Проведенная в школе по методике С. Я. Карпиловской диагностика а) обучаемости, б) обученности в) развитие интеллектуальных способностей г) творческих возможностей учащихся школы выявила наличие значительной группы детей, имеющих высокий уровень развития специальных способностей. Полученные результаты мы сравнили по ступеням обучения. Способности детей особенно ярко проявляются на первой ступени обучения, труднее их выявить – на второй, особенно у девочек; на 3-ей способных по результатам диагностики еще меньше. Возрастает к старшей ступени только процент уровня коммуникативных способностей. В чем дело? Как помочь ребенку не потерять одаренность, которую он проявил в начальной школе, Здесь и нужна ранняя диагностика. Такую диагностику способностей мы провели среди школьников 1-2 классов. По результатам школьным психологом, педагогами дополнительного образования написаны рекомендации для учителей, родителей, учащихся. Дети и родители, направление дополнительного образования, следуют этим рекомендациям.

Второе нововведение – это деятельность научного общества учащихся. Сформировано оно в этом 2005-2006 учебном году. Разработано положение, спланирована работа на 1 год.

Инновационные процессы в ОУ требуют и новых подходов к управлению этими процессами. Наука управления – наука здравого смысла. В управлении все должно быть обосновано и осознано. Управление мы строим на глубоком, всестороннем анализе, и прогнозе. В анализе вскрываем причинно – следственные связи: причины рассогласований между прогнозом и результатом, условия приведшие к планируемым результатам. Прогнозирование, планирование результатов строим на исследовании ресурсов т. е. возможностей, условий для достижения результата, что я и постаралась отразить в обосновании необходимости перехода школы на новую ступень развития.

Кроме того, качественное управление характеризуется тем, что во – первых, руководитель владеет образовательной ситуацией. Поэтому в школе разработана система сбора информации. ( слайд)

Во – вторых, деятельность руководителя направлена на создание благоприятной психологической среды, способствующей развитию всех субъектов учебно – воспитательного процесса.

Одной из задач руководителя, исходя из этого, является формирование мотивации учителя на принятие инновационных процессов в школе. Есть , конечно, различные пути,мы же пошли путём привлечения к анализу и планированию работы школы всего педколлектива и путём стимулирования. Раньше анализ работы школы состоял в основном из информации директора, завуча об успеваемости, проведенных мероприятиях, видах контроля, укреплении МГБ. В лучшем случае в сравнении с предыдущим годом. Не анализировались причины успешного или неуспешного решения поставленных задач. Да и сами задачи мы старались покрасивее сформулировать, не задумываясь над тем, какой результат мы хотим получить, как этот результат мы будем измерять. Изменилось отношение к анализу и благодаря Управлению образованием, которое проводит постоянную учебу руководящих кадров, и по инициативе самого педколлектива. Учителя выступают на педсоветах со своими предложениями, критикой, а чтобы привлечь всех, мы в конце года проводим вот такое анкетирование (Слайд рук. МО, всех учителей)

В планировании принимают участие руководители МО, а по результатам анкет и все учителя, учитываются интересы, творческие планы всего коллектива, таким образом члены педколлектива становятся союзниками, а не противниками нововведений, ведь они сами планируют, прогнозируют, сами добиваются успеха.

В-третьих, самообразование учителей тоже направлено в несколько иное русло. Раньше мы из года в года в индивидуальной карточке учителя переписывали его тему самообразования, никак не контролируя ее изучение, применение. Сейчас созданы творческие группы по принципу общности интересов. На семинарах, педсоветах представляется возможность учителям, творческим группам выступить с наработанными материалами. При посещении уроков анализируем применение изученного.

Анализ диагностики затруднений учителей (Слайд) позволяет спланировать методические семинары не спонтанно, а как того требует действительность.

Четвёртое, мы отошли от традиционных методических семинаров. Сейчас каждое методическое объединение проводит в год по 2 методических дня. Во время методических дней каждый учитель МО участвует в их подготовке и проведении: часть дают открытые уроки, остальные готовят тематические выступления, глубоко погружаясь в изучаемую тему.

Для проведения педсоветов, совещаний, семинаров создаются творческие группы. Так, в подготовке педсовета, который прошел 09. 01. 07 «Поддержка детей, требующих особого педагогического внимания» кроме администрации было привлечено 8 человек из педагогического коллектива, а во время проведения задействован был весь педагогический совет по выработке основных направлений будущей программы работы с педагогически запущенными детьми.

Пятое, это отход от авторитарного принципа управления. Эффективная работа администратора сопровождается его инициативами в создании структуры управления с привлечением лучших учителей, родительской общественности, учеников

В нашей школе совместно с администрацией управлением занимаются:

– совет школы –куда состоит из учителей, родителей, учащихся; в его функции входит контроль за учебно– воспитательным процессом,

– контроль за распределением внебюджетных средств и

– содержание охраны школы;

– педсовет осуществляет руководство всем образовательным процессом;

– общешкольное родительское собрание (вопросы режима работы, здоровье, спонсорская помощь, на охрану, формы учащихся);

– ПК (материальное стимулирование, санитарно-гигиенические условия в школе, здоровье учителей;

– Президентский совет школьников (организация всех мероприятий, дежурства, посещаемости, формы);

К различным видам контроля привлекаются не только администрация и ПК, но и учителя высшей и 1 категорий. .

Шестое, действует положение о системе поощрений.

Система поощрений должна быть строго регламентированной: не просто за проведенное мероприятие, а качественно проведенное, при этом главным критерием в нашей школе является условие реализации принципа интеграции и деятельность, направленная на выполнение программы, поэтому в школе разработана диагностическая карта оценки уровня профессиональных достижений. (Слайд. )Существует положение о распределении надтарифного фонда.

И седьмое, школа, работая в инновационном направлении, тесно сотрудничает с общественными, муниципальными и государственными (внешкольными) организациями. Мы сотрудничаем с:

– ДЮСШа ( 4 тренера с ДЮСШа работают на базе нашей школы, с ними

– занимаются ____человек)

– РДК ( «Сибирские Зори», «Дар», театральный кружок, «Каскад»)

– музыкальной школой, школой изобразительных искусств.

– ДДТ

– библиотекой

– музеем

– ИДНГиГИББД

– больницей

– центром занятости

– центром социальной защиты

При этом система управления строится на договорной основе, а инициатива и приоритет управления остаётся за школой: мы выбираем направления деятельности, мы осуществляем контроль и анализ. В то же время сотрудничество основано на взаимопонимании и сотрудничестве:

заключаем договоры, обговариваем режим работы,ставим в известность друг друга обо всех изменениях в режиме. Дети чувствуют общую заботу, уверены, что их успехи обязательно будут замечены.

И последнее, школа, работая в инновационном режиме, становится конкурентоспособной, что очень важно при переходе на подушевое финансирование. Конкурентоспособны ли мы ? Считаем, что да. Это можно было увидеть из всего сказанного мною выше и еще:

– в нашей школе нет отсева,

– нет второгодников,

– понижается из года в год число детей, стоящих на учете в ИДН (За 3 последних года с 14 до 8 человек). Уже 3 года не стоят наши дети на учете по употреблению наркотиков,

– анкетирование показывает высокий уровень удовлетворённости родителей учебно-воспитательным процессом,

– и самое главное: из-за конфликта учитель – ученик наши дети не уходят в другие школы поселка. Конечно, они бывают, но грамотно поставленная социально -психологическая работа в школе все решает в пользу ребенка. Мы убеждены – учитель опытнее, образованнее ученика, и он обязан избегать любой конфликтной ситуации или находить выход из неё.

Аксененко И. И. ,

директор,

МБОУ СОШ № 13,

г. Петрозаводск

Метки: Вопросы управления