АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕЗЕРВ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОУ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕЗЕРВ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОУ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕЗЕРВ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОУ
Образование на современном этапе развития находиться на границе веков классического образования и современного информационного образования. И каждая школа сталкивается с рядом проблем, которые необходимо решать для создания если не идеальной, то работоспособной информационно-коммуникационной модели школы.
От административного ресурса требуется большая информационно-экономическая компетентность, взаимосвязанная с прогностической компетентностью. Она должна основываться на высоком уровне образовательной компетентности, на внедрении ФГОС, актуализировании и внедрении инновации в сфере информатизации. Итог данных требований к административному резерву основывается на следующих основных позиционных моментах: лабильность во взаимоотношениях с различными членами образовательного процесса, взаимодействие в команде, единая реально достижимая перспектива или видение конечного продукта, от которого зависит итоговый результат информатизации ОУ и образовательных успехов всех групп на современном этапе развития и конкурентоспособности ОУ.
На современном уровне развития общества и кардинального видоизменения современного образования встает вопрос, основанный на изменении существующей системы образования, подготовки современного педагога, а так же и изменения принципов организации управления современным ОУ. Оно должно быть не только более демократичным, но и более прогностическим в управлении образовательным процессом, активизирующим и поддерживающим инициативность учителя, помогающим в раскрытии его потенциала, а иногда и повышении творческого уровня преподавания на основе применения современных информационных тенденций. Нельзя забывать и об основных принципах социального заказа со стороны государства и общества, с актуализированностью интеграции в современность, а так же о создании условий для направления учащихся, учителей в сторону саморазвития и адекватного своевременного реагирования на изменяющуюся действительность в образовании и социуме.
Давайте определимся, каким должен быть административный блок в современной школе. Главенствующим началом, конечно, является руководитель ОУ, который способен задать прогностическую модель развития системы образования, четко отражающую тенденции развития потенциала и самосовершенствования коллектива.
Для достижения любого положительного результата также необходимо опираться на управленческие кадры, которые чаще всего являются не просто исполнителями, а людьми обладающими определенными квалификационными характеристиками. Они в полной мере раскрываются при взаимодействии компетентности и личностных характеристик индивида.
Какими же профессиональными навыками должен обладать современный административный резерв?
1. Быть личностью, способной гармонично взаимодействовать с коллективом;
2. Обладать научно-метапредметной компетентностью;
3. Уметь прогнозировать развитие общей модели системы образования с учетом перспектив в прогрессии;
4. Уметь работать в информационно-диагностическом пространстве;
5. Уметь работать в команде, с выработкой более пластичной модели развития и управления;
6. Обладать исследовательской и юридически-правовой компетентностью;
7. Обладать знаниями в экономико-финансовой и информационно-технологической деятельности;
8. Уметь разрабатывать и апробировать разнообразные психолого-педагогические системы диагностирования системы образования;
9. Уметь организовывать профессиональный рост компетенций всех участников образовательного процесса.
Как мы видим, здесь перечислены лишь крупные профессиональные навыки, которыми должен обладать современный административный резерв.
Основная масса навыков проявляется при работе в изменяющихся условиях, где приходиться ориентироваться как на краткосрочные перспективы, так и на дальние перспективы развития и образовательной системы в целом, и образовательного процесса прямо в ОУ.
Здесь приходится учитывать экономико-социальные, демографические изменения, а так же структурно-организационные и нормативно-правовые изменения при условии, что любые изменяя требуют максимальной отдачи сил, для отбора, анализа огромного информационного поля. Оно подразумевает собой корректировку требований к уровню обучения и воспитания обучающихся, квалификационным характеристикам педагогического коллектива и педагогическим технологиям, внедрение инноваций ориентированных на личностно-исследовательский подход у обучающихся.
Как мы видим, для реализации данных изменений требуется целый комплекс мер по оптимизации управленческо-педагогической системы образования в ОУ. Она должна основываться на стимулировании профессионального роста и компетентности кадрового состава.
Для реализации роста педагогического мастерства и профессионального саморазвития педагогов и воспитателей, а так же личностно-ориентированного подхода к обучающимся необходимо повышать материально-технический уровень образовательного процесса.
Основанием данного процесса является не просто освоение бюджетных средств, выделяемых для информатизации образовательного процесса и управленческой деятельности ОУ, но и четко разработанная программа информатизации образовательного учреждения, в которой заложена своя собственная стратегия развития, основанная на знании и анализе многообразия компьютерно-презентационного оборудования, а также иного информационно-технологического материала и оборудования.
Основанием для разработки программы информатизации ОУ можно выделить следующие параметры:
1. Мониторинг потребностей ОУ в ИКТ под конкретные цели;
2. Знание технологической спецификации оборудования;
3. Ориентирование в возможностях применения данного оборудования и его функциональное взаимодействие при инсталляции;
4. Прогнозирование срока использования оборудования, его ремонтоспособность, возможность модернизирования;
5. Профессиональная подготовленность педагогического коллектива (курсовая подготовка, ДО, семинары);
6. Диагностирование и мониторинг применения ИКТ в образовательном процессе;
7. Прогностическая реализация долгосрочных и краткосрочных целей развития образовательного процесса и достижение ожидаемого результата;
8. Методологическое реализация ( локальная нормативная документация, система консультирования).
Итогом программы информатизации является практическая деятельность педагогического коллектива и обучающихся, направленная на повышение качества образования, оптимизацию учебно-воспитательной деятельности и реализацию личностно-исследовательского подхода, что и является главным приоритетом прогностического развития современного образования. Т. е. повышение статуса ОУ, профессиональный рост педагогического коллектива, достижение успеха у обучающихся с осознанием себя компетентным в современном мире вне зависимости от его возможностей.
Не надо бояться нового «неизвестного», стремитесь учиться и развиваться вместе со своими учениками, это позволит выйти на новый уровень профессионального развития не только Вам, но и всем субъектам образования.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Бабанский Ю. К. М. Оптимизация процесса обучения. М. : 1977
2. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М. : Педагогика 1987.
3. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. М. : Флинта; Наука, 2003.
4. Гершунский Б. С. Прогнозирование в сфере образования: Теория и практика. М. , 1994.
5. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. – М. , 1971
Метки: Вопросы управления