ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (ЭОР)
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (ЭОР) ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (ЭОР)
«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь»
Китайская мудрость
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика – это существенное расширение возможностей самостоятельной работы – заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя – это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно – в режиме дискуссии, а не монолога.
В связи с деятельностью Национального Приоритетного Проекта «Образование», единой методической темой района «Управление качеством образования в рамках КПМО», решением Августовского педагогического совета 2009 года (прил. 1), вынесенного на основании проблемы «Использование ИКТ в образовательном процессе с целью повышения качества обучения», возникла необходимость внедрения инноваций в учебный процесс школы с целью повышения качества образования. Мною разработано несколько методик и направлений в данной области, одной из которых является активное внедрение и использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательной деятельности Тогульской СОШ.
Как руководитель районного методического объединения по предмету «Информатика и ИКТ», считаю необходимым обозначить Тогульскую СОШ «пилотной» в Тогульском районе по всей инновационной работе, в том числе и по внедрению ЭОР.
В свою очередь, в рамках школы, целесообразно обозначить некоторое количество ведущих преподавателей по различным предметам, с которыми будет проведена встреча с разъяснениями по данному направлению; актуальности применения ЭОР в своей работе; обучающее занятие по использованию необходимой для этого электронной техники и программного обеспечения; освещены источники получения последующих единиц ЭОР.
В течение процесса адаптации участников экспериментального процесса будет проводится наблюдение и оказание всесторонней помощи и поддержки в освоении новых технологий.
По окончании экспериментального периода необходимо организовать встречу со всеми участниками эксперимента, где будет обсужден опыт использования ЭОР.
Следующий период – активное внедрение ЭОР в образовательную деятельность образовательного учреждения, а в последующем – Тогульского района. Разработан план внедрения ЭОР (Прил. 2)
Считаю, что активное внедрение и использование ЭОР нового поколения в образовательной деятельности учреждений района в значительной мере повысит качество школьного образовательного процесса; заинтересованность учащихся, а значит – повышение их успеваемости; поднимет уровень модернизации профессионализма учителя, а также в целом положительно отразится на рейтинге и динамике образовательного статуса Тогульского района. На мой взгляд, все это поспособствует соответствию современным требованиям Президентских направлений в области школьного образования.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР)
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети.
А свою очередь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта “Образование” называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОРвоспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.
Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, т. е. перенести на бумагу.
ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя, таким образом, так называемую линейную навигацию. При этом довольно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц. В ЭОР же это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием).
Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны.
Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа-ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, комбинированно включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности.
Важное достоинство ЭОР НП состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. Пользуясь открытой образовательной модульной мультимедийной системой (ОМС), учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников.
Мосолков А. Е. ,
преподаватель Информатики и ИКТ
Тогульская СОШ
с. Тогул, Алтайский край
Метки: Вопросы управления