Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования[6]. Остановимся в этой статье на ключевой задаче начального этапа школьного образования – формировании оценочной самостоятельности младшего школьника. Главные вопросы в оценочной деятельности как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Попытаемся изложить нашу позицию на все поставленные вопросы. Назовем некоторые принципы, которыми следует руководствоваться учителю при осуществлении оценочной деятельности: üОценивание является постоянным процессом. üОценивание может быть только критериальным. üОцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. üСистема оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. üВ оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. üоценивание на уроке должно быть полностью лишено какого-либо момента сравнения одного ученика с другим[5]. Что же конкретно следует на наш взгляд оценивать? Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности. На наш взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. При этом мы разводим оценку на конкретном, текущем уроке и оценку итоговую по отдельной теме, за четверть, триместр, полугодие и т. п. Оценивать может учитель, ученик ученика, ученик сам себя. Оцениванию учителя всегда предшествует самооценка ученика. Это наиважнейшая задача на современном уроке – учить ребенка самооценке[3]. Со второго полугодия второго класса для детей наступает очень важный момент, теперь устная оценка деятельности учащихся измеряется накопительным баллом и выставляется в виде отметки (цифровой бал по 5ти бальной шкале) в учебный журнал. Ученик должен четко разграничивать понятия «оценка» и «отметка». Оценка −это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т. д. Отметка −это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)[2]. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для адекватного оценивания ученикдолжен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Освоив алгоритм самооценивания, ученик ведет постоянный контроль своей деятельности по следующим критериям: Ø осознанность цели выполняемой работы; Ø удовлетворенность результатом деятельности; Ø безошибочное выполнение работы; Ø самостоятельность выполнение работы. На начальном этапе освоения алгоритма самооценивания ученику предлагается использовать «Оценочный лист ученика», в котором он отмечает от 0 до 2 баллов по каждому критерию. (см. рис. 1) Оценочный лист ученика Ф______________ И _____________ № Критерии оценки Балл 1. Мне понятна была цель задания (0, 1 б) 2. Я получил желаемый результат (0, 1б. ) 3. Я правильно выполнил задание (0, 1, 2 б. ) 4. Я самостоятельно выполнил задание (0, 1 б. ) 5. Моя отметка (до 5 б. ) Рис. 1 По данному алгоритму учащиеся могут оценить сформированность какого-либо умения на любом уроке, где требуется быстрая самопроверка или взаимопроверка. При этом перед началом выполнения работы учитель выясняет с ученикамичто они будут оценивать и с какой целью, затем оговаривают «критерий правильности» выполнения работы, который они впоследствии оценят максимально до 2 баллов. Рассмотрим работу алгоритма самооценивания на примере фрагмента урока по русскому языку по теме «Изменение имен прилагательных по родам». Ученикам предлагается задание: От данных существительных образуй имена прилагательные мужского и женского рода: круг, свет, вечер, луг, лиса[4]. Перед началом выполнения задания ученики определяют цель работы: научиться образовывать имена прилагательные мужского и женского рода от имен существительных. В ходе беседы ученики приходят к выводу, что результатом их работы будет сформированность: 1) умения отличать имя существительное от имени прилагательного по существенным признакам; 2) умения образовывать имя прилагательное мужского и женского рода, зная их окончания; 3) умения подбирать однокоренные слова; 4) умения работать самостоятельно. После обсуждения ученики приступают к выполнению работы, затем сверяют результат своей деятельности с эталоном правильно выполненной работой и оценивают его по алгоритму. Учитель выясняет у детей, какие отметки они себе поставили, после чего аргументированно соглашается и при необходимости корректирует их. После оценивания ученики, допустившие ошибки при выполнении задания могут высказать свое мнение о том, какое умение ему дается с трудом, и какое правило ему следует учесть в дальнейшем для выполнения подобных заданий. Таким образом, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки», становясь при этом активными участниками всего образовательного процесса, а это значит, у них идет успешное формирование оценочной деятельности в условиях отметочной системы обучения. Список литературы 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29. 12. 2001 г. 2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [М. Ю. Демидова]. – М. Просвещение, 2009 г. 3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова и др. ]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009 г. 4. Русский язык 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А. В. Полякова. – 5-е изд. . – М. : Просвещение, 2009, с. 46 5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» ст. Д. Д. Данилов 6. Шишов С. Е. , Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 320 с. Громова Т. А. , учитель, МОУ «Головчинская СОШ С УИОП»

Метки: Вопросы управления