Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ

ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ

Ведущая тенденция современной педагогической науки – ее обращение к мировоззренческим основаниям, возвращение к личности. Это особенность и современной теории, и практики обучения.

Переориентация на личность и ее развитие, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, является важнейшей задачей, поставленной процессами социального развития. Ее решение стало возможным благодаря высокому уровню развития философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики в целом и такой ее отрасли, как теория обучения.

Принцип гуманизации воспитательных отношений и педагогического процесса может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Это один из старейших педагогических принципов, возрожденный в отечественной педагогике лишь в конце 80-х годов.

Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

Школа является важнейшим социальным институтом общества, в котором отражается характер общественных отношений, о чем в свое время писал С. И. Гессен в работе «Основы педагогики». Цели образования тесно связаны с целями жизни общества. Жизнь определяет образование, и обратно – образование воздействует на жизнь. Поэтому понять систему образования данного общества, значит, понять строй его жизни. Закономерно, что возникшее в последние годы в нашей стране новое мышление в политике, экономике, идеологии вызвало к жизни и новое педагогическое мышление, которое основывается, прежде всего, на демократизации и гуманизации образования. Это крутой поворот школы и общества к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, понятие его личностных целей, запросов и интересов.

В этой связи возникают противоречия между общественными потребностями, запросами государства, с одной стороны, и неспособностью системы образования удовлетворить их – с другой. Надо иметь в виду также глубокий кризис гуманистических идей при соприкосновении их с реальностью на протяжении истории, противоречие между нравственной насыщенностью гуманистических теорий, созданных, например, JI. H. Толстым, Вл. С. Соловьевым и др. , и опустошенностью в повседневной, обыденной общественной жизни. Ценность и эффективность современной школы возрастает, если в теорию и практику образования, наряду с современными, нестандартными подходами и новыми технологиями, естественным путем войдут гуманистические идеи.

Идея гуманизации образования имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее внедрения зависит стратегия социального движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная теория и практика обучения может внести свой вклад в развитие сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание экологической и нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.

Гуманизм, гуманизация может стать той базой, на которой построится современное образование. Россия более, чем любая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности (Н. А. Бердяев, С. Булгаков, К. Д. Кавелин, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев, Н. А. Лосский, Н. К. Михайловский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, П. Я. Чаадаев, Э. В. Ильенков, и др. ).

Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей – это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности.

И современные ученые уделяют этой проблеме много внимания, например Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, Л. С. Выготский и др.

Истоки гуманистических идей

Обращение к истории гуманистических идей актуально для каждого, кого волнует современное состояние вопросов образования, в силу необходимости исследовать тот фундамент, на котором общество собирается строить свое будущее. Изменения, произошедшие в современной России в последние годы доказали, что российская цивилизация является частью общечеловеческой цивилизации, и гуманитарное знание, в частности, педагогика не может абстрагироваться от общих законов ее развития.

Во всей глубине, полноте и целостности, как особая система взглядов и мировоззрение, гуманизм сложился в эпоху Возрождения. В течение XV – XVI веков, решительную победу над средневековым мировоззрением одержало новое мировоззрение, родоначальниками которого были Р. Ашам, Дж. Боккаччо, П. П. Верджерио, Т. Кампанелла, Т. Мор, М. Монтень, Э. С. Пикколомини, Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Т. Элиот и другие гуманисты эпохи Возрождения, указавшие на необходимость глубокого изучения человека, его внутреннего мира, осознания его роли и места в природе, обществе, истории. Возникновение нового взгляда на мир и человека в. этот период явилось следствием зарождения новых социальных отношений. Место средневекового аскетизма с его отрицанием радостей земной жизни и проповедью подготовки к загробному вечному существованию, занял гуманизм, выдвинувший идеал жизнерадостного, сильного духом и телом человека. Великое умственное движение эпохи Возрождения, победив аскетическое устремление и схоластику средневековья, заинтересовалось человеческой личностью как таковой, а также всем, что затрагивает и окружает человека в земной жизни, раскрыло широту внутреннего мира «нового» человека. Главными чертами гуманизма и гуманистической эпохи были индивидуальность, критицизм, светское настроение и повышенный, в связи с этим, интерес к античному миру и к античной литературе. Возникает новое понимание и новое отношение к человеку: человек уникален и незаменим. Он не столько венец творения и царь природы, сколько центр Вселенной. Гуманизм XIV – XVI веков провозгласил идеал «нового» человека – антитезу средневекового человека, а педагогическая мысль этого периода заложила основы гуманистического воспитания. Педагогические идеи эпохи Возрождения нашли свое отражение в практике работы элитных школ феодального периода (Педагоги – гуманисты: Г. Веронезе, Э. Роттердамский, В. да Фельтре и др. )

Возникновение нового понимания и нового отношения к человеку позволило сформировать новый стиль мышления, который заложил основы воспитания и образования, новый подход к индивидуальным и возрастным особенностям ребенка, а также выдвинуть требования к новому типу педагога, которые актуальны и сегодня. В эпоху Возрождения была сделана первая попытка гуманизации образования.

В Россию идеи гуманизма проникли позже (XV – XVI вв. ), они нашли свою почву в русском обществе и со временем трансформировались в русскую гуманистическую традицию. По утверждению философа В. А. Малинина, к русской гуманистической традиции следует подходить, как к историко-культурному явлению, в котором с отдаленных времен обнаруживаются три ясно различимых пласта: народный гуманизм, религиозный и светский. Русские философы всесторонне разрабатывали и старались привлечь всеобщее внимание к проблемам человеческой сущности. Искания русской интеллигенции отразились не только в философских, но и в педагогических трудах.

В работах ряда исследователей рассматривается проблема возникновения и развития гуманистических идей в отечественной педагогике. (А. О. Малинин, С. Ф. Егоров, Н. Д. Соколова, И. Л. Щипанов, С. Д. Бабишин и др. ). Для понимания социальных и духовных проблем истории XVIII – первой половины XIX вв. большое значение имеют философские произведения Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О Лосского и др. , исторические труды С. М. Соловьева, В. О. Ключевского.

Особое значение при теоретическом осмыслении истории русской школы периода второй половины XVIII – начала XIX вв. имеют историко-педагогические исследования дореволюционных авторов – М. И. Демкова, П. Ф. Каптерева, С. В. Рождественского, Д. А. Толстого, Н. А. Лебедева, И. Н. Назарьевского, А. С. Воронова, В. Каллаша и др. , – созданные на основе официальных документов, статистических данных, содержащие выводы, отражающие ведущие идеи данной эпохи. В современных историко-педагогических исследованиях Е. В. Поваровой, М. В. Сычева – Михайлова, Н. В. Флита, Г. И. Смагиной, A. M. Болговой и др. отражено состояние отечественной школы и педагогической мысли изучаемого нами периода, раскрываются вопросы развития содержания образования (учебные планы, программы, формы и методы обучения).

В трудах исследователей, посвященных проблемам гуманизации общества и образования России, выражены различные подходы к идее гуманизации как к особому явлению в жизни общества и отдельных граждан. Анализ работ в этой области показал, что содержание термина гуманизация образования трактуется исследователями в различных вариантах:

– название различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли;

– название той области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

– обозначение нравственных качеств личности – человечности, доброты, уважения;

– определение важнейшего фактора развития личности как высшей ценности, как цели;

– особые отношения между учителем и учащимися, индивидуальный подход к каждой личности;

– название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др.

Но при всем различии взглядов в большинстве случаев гуманизация образования обосновывается как неограниченный в социокультурном пространстве, демократически ориентированный, интенсивный педагогический процесс, в центре которого находится личность ученика. Основным смыслом педагогического процесса становится свободное гармоничное развитие личности.

Гуманистическая парадигма педагогического процесса

Гумани́зм (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный, homo – человек) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

В общем виде гуманизм означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности.

Гуманизм оформился как система ценностных ориентаций, в центре которых находится признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм сегодня – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Первичным по отношению к понятию «гуманизм» является понятие гуманность , в котором отражается одна из важнейших черт личности, заключающаяся в готовности и стремлении помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода.

Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

На современном этапе развития общества он приобретает значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.

В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности – гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире. Мера гуманизации воспитания определяется тем, насколько оно создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

В настоящее время гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.

Гуманизм рассматривается как определенное мировоззрение, гуманность как качество личности, гуманизация как процесс, характеризующий его качество.

Гуманизм как мировоззрение есть социально ценностный комплекс идей, утверждающих отношение человека к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных сил, идей, выражающих свое отношение к природной и социальной среде, оценку своего места в ней и связи с другими людьми.

Гуманность как качество личности это совокупность нравственно– психологических свойств, выражающих осознание и сопереживающих отношение к человеку как высшей ценности. Гуманизация как процесс есть формирование гуманистического мировоззрения и гуманистических качеств развития личностей – субъектов взаимодействия – педагогов и воспитанников.

Методологические основы и закономерности гуманизации педагогического процесса

В последние годы разрабатываются концепции гуманизации образования, на основе которых предпринимаются научные исследования, изучается опыт учреждений образования и конкретных педагогов, вырабатываются новые методологические подходы к критериальным оценкам сущности гуманистического подхода и подготовке учителя к его осуществлению.

Гуманизация понимается педагогами как:

– гуманизация содержания образования – 64%,

– обновление содержания традиционных предметов – 61%,

– введение разноуровневых учебных курсов – 5% и т. п. )

Гуманизация образования – многоплановое явление, которое осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в рамках семейного и общественной системы воспитания в сфере разнообразных педагогических процессов и систем, в практической деятельности конкретных работников образовательных учреждений.

В качестве принципов гуманизации могут быть предложены следующие:

– принцип ценностно-смыслового антропологизма;

– принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

– принцип двудоминантности педагогического процесса;

– принцип приоритета воспитания;

– принцип природосообразности и культуросообразности;

– принцип субъективности позиции участников педагогического процесса.

Критериями гуманизации целостного педагогического процесса могут служить:

– личностно-гуманная ориентация воспитателя;

– ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка;

– потребность и возможность взрослого выдвигать и корректировать цели обучения и воспитания по уровню реальной педагогической практики;

– язык формулировки целей педагогического процесса и воспитательной деятельности, в котором заложена динамика развития личности,

– индивидуальности, межличностных отношений;

– сохранение здоровья, его укрепление, соблюдение экологии человека и образования;

– возможность движения воспитателей от рецептурной модели профессионального поведения к концептуальной;

– качество отношений как объект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия.

Главные психолого-педагогические требования к гуманизации целостного педагогического процесса:

1. Наличие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе

2. Понимание и принятие всеми участниками целостного педагогического процесса человека как меры целесообразности и результативности всей воспитательно-образовательной деятельности

3. Личностно-гуманная ориентация воспитателей, основанная на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, восстановление культурообразующей функции воспитателя.

4. Личностно-ориентированные модели, способы и формы общения воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия, обеспечивающих психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы развивающегося субъекта самосознания, деятельности и общения.

5. Уважение личности и принятие индивидуальности каждого ребенка, определение качеств личности в зависимости от качества целостного педагогического процесса.

6. Рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и способствующая сохранению и укреплению его здоровья.

7. Взаимодействие воспитателей детского сада, учителей начальных классов и родителей в целостном педагогическом процессе, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка как мере всех вещей

Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, можно сформулировать закономерности гуманизации образования.

Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С. Л. Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А. Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную -ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л. С. Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», т. е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре – стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой – важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.

Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

На сегодняшний день, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всего детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитание), ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.

Психическое развитие происходит в процессе овладения человеческой культурой – орудиями труда, языком, произведениями науки и искусства и т. д. , иначе происходить оно не может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение – важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.

Таким образом, вопрос о необходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решается вполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.

Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, – в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.

Современные гуманистические педагогические технологии

Образование – сложная система, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры личности. В философии образования само понятие «образование» рассматривается как некое достояние личности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе приобретения личного опыта познания мира.

Сфера образования находится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, сама влияет на состояние среды, предопределяя ее потребности. В связи с этим одной из задач развития образования является изменение структуры содержания образования. Актуализируются новые технологии обучения. Одновременно возникает проблема соответствия различных подходов, уровней обучения социальным запросам и возможностям обучающихся.

Ш. А. Амонашвили и В. И. Загвязинский поднимают вопрос о необходимости определения паритетов, приоритетов и расстановки акцентов в соотношениях сопряженных, взаимосвязанных, сопоставляемых категорий, подходов, стратегий развития образования[6, с. 117]. Среди критериев выбора возможных вариантов стратегии преобразования они выделяют социальную направленность. Приоритет отдается социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену социального объединений и сообществ, его способности к общественно полезному труду, готовности к социальной самоотдаче, стремлению быть ответственным человеком.

Заслуживает внимания, на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека. Авторы критериев выбора вариантов стратегии преобразования предлагают термин «социально-личностная» или же «личностно-социальная» ориентация современного обучения вместо «личностно-ориентированное обучение».

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с перспективами реализации идеи «развивающейся личности в развивающемся мире». Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентации, психологической защиты и психологического здоровья. Решение этих проблем во многом зависит от уровня образования, которое было и остается основным средством развития гуманистической сущности человека.

Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Но кроме этого важны и возможности освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования. Проблема гуманизации образования в первую очередь связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций.

Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслируют ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов. Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели – формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Реформа средней школы в СССР в 1958 г. придала ей образ «трудовой политехнической», превратив труд и трудовое обучение в самоцель и исключив из главных целей образования образ человека[7, с. 69]. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате дальнейшей политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры.

Деструкции ценностей и этических установок, приведшей к дегуманизации и возникновению «экзистенциального вакуума», следует противопоставить инновационные преобразования мировой практики образования, переориентацию на общечеловеческие нормы и ценности, отказ от усредненности социальной жизни.

Для этого необходимо психологически преодолеть себя, отказаться от принципов и предрассудков прошлого опыта, пересмотреть весь концептуальный багаж. Истинный гуманизм имеет свои этические корни во внутреннем мире человека. Именно он может выступить в качестве основы нового образования как института социализации и развития гуманистической сущности человека.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств, содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования как части социальной системы необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции.

Процесс культурного, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер в том случае, если обучаемый выступает субъектом обучения. Такая закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к ученику как уникальному явлению независимо от его индивидуальнкх особенностей. Ученик воспринимает себя личностью и видит ее в каждом из окружающих людей.

Личностный подход – это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса. Эта закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода, состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладевания базовой гуманитарной культурой.

Обеспечить эти процессы, способствовать социально-психологическому развитию личности призвано социально-ориентированное обучение, являющееся составной частью гуманизации образования.

Социально ориентированному обучению присущи две основные функции: упорядочение всего спектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью ее развития. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию.

Таким образом, предполагается, что процесс социально-ориентированного обучения с помощью синтеза психологии и гуманитарной культуры влияет на состояние и внутренней, и внешней мотивации, изменяет самосознание, способствует возникновению чувства компетентности, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Более того, знание социальных норм способствует развитию социальной компетентности, как главной составляющей социально-ориентированного обучения.

При социально-ориентированном обучении основной акцент делается не на построении образа Я или развитии навыков общения, а, скорее, на раскрытии личностно-развивающего потенциала человека, на его саморегуляции и осознании им реального бытия, изменении своих личностных качеств и свойств.

Социализация личности не представляется полноценной без осознания ею потребности в постоянном труде, необходимости обрести профессию. Любой нормальный человек, будь то ребенок или взрослый, не может рисовать свое будущее без экологической ниши в сфере труда. Спросите ребенка, кем он хочет быть в будущем, и вы услышите ответ: «Садовником», «Милиционером», «Учителем». Эту восторженность ребенка в отношении к трудовой деятельности педагоги, независимо от типа образовательных учреждений, должны не только сохранить, но и развить и приумножить.

Профессионализм и компетентность – это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи человека. Сегодня не только инженеры или техники, но и рядовые рабочие должны быть профессионалами, способными возродить экономику страны, и главное в их подготовке – не только объем получаемой информации, но и развитие творческих способностей оперативно находить, усваивать и пользоваться ею. Лишь в этом случае можно говорить о реальной социальной адаптации человека, о воспитании свободной, творческой, адаптивной личности.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи.

Следовательно, гуманность – это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

Заключение

Таким образом, в настоящее время ведущая тенденция развития науки заключается в обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку, т. е. происходит гуманизация науки. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, – важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующей методологии.

Но сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. В настоящее время повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Первостепенное значение приобрели качества индивидуальности каждой личности.

Но материально-организационная база образования в настоящее время слишком слаба и неразвита, чтобы удовлетворять данную потребность общества. В современной школе человеческие ресурсы остались практически невостребованными. Наиболее яркие индикаторы этого – консервация традиционного образовательного процесса, слабый уровень развития андрагогики (теории и практики образования взрослых), существующий разрыв между уровнем развития теорий личности и возможностями их использования в практике образования.

Удовлетворить потребность общества в гуманизации образовательного процесса могут личностно-ориентированная и социально-ориетнированная методики образования.

Процесс социально-ориентированного обучения происходит с помощью синтеза психологии и гуманитарной культуры и влияет на состояние и внутренней, и внешней мотивации, изменяет самосознание, способствует возникновению чувства компетентности, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Более того, знание социальных норм способствует развитию социальной компетентности, как главной составляющей социально-ориентированного обучения.

Заслуживает внимания, на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека.

Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования – гуманистическую.

Гуманизация – объективная потребность общественного развития, основной вектор которого – направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. Гуманизация должна внутренне пронизывать обучение и воспитание личности и должна осуществляться на основе целенаправленной деятельности всех заинтересованных структур.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия – идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д. ) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель – ученик (от объектных к субъектно-объектным). В то же время следует учитывать, что при определении целей воспитания каждое общество в большей или меньшей степени ориентируется на свои традиционные ценности, и в этом заключается важное средство сохранения культурного и национального своеобразия, самоидентификации нации.

Реализация принципов гуманизма в образовательном процессе немыслима без правильного понимания проблемы человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм ни в коем случае не поощряет индивидуализма. Напротив, отдавая приоритет общечеловеческому началу, он противоречит идеологии индивидуализма. В его основе лежит признание данной личностью в качестве ценности других людей, любовь к ним, служение им, что не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.

Реализация принципов гуманизма не снимает задачу подготовки человека как высококвалифицированного специалиста. Без высокой квалификации невозможно реализовать себя как личность в полной мере. Гуманистическая ориентация означает отход от одномерной оценки учащегося как будущего функционера какой-либо структуры в сфере производства товаров и услуг, от узкоспециализированной подготовки. Это связано с тем, что современная рыночная экономика может поставить молодое поколение в такие условия, что узкоспециализированные знания не позволят проявить себя и даже заработать на жизнь. В настоящее время необходима такая система профессионального образования, которая бы обеспечивала возможность самореализации за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.

Гуманистическая ориентация образования может быть реализована только в соответствующих формах образовательного процесса, которые предполагают высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения, акцент на формирование активности и инициативности учащегося, формирование отношений педагогов и учащихся на основе принципов сотрудничества.

Список использованной литературы

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии М. , Педагогика, 1989. – 213 с.

2. Бестужев-Лада И. В. , Российская академия образования «Гуманизация образования», М. : 2003. – 320 с.

3. Выгодский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. – 182 с.

4. Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М. : Педагогика, 1991. – 238 с.

Матвеева Н. В. ,

заместитель директора,

МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

Метки: Вопросы управления