Программа социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ч. 3
Программа социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ч. 3
Социально– бытовая ориентировка и профессиональное самоопределение
предполагают развитие у девочек бытовых навыков, умений соотносить социальные роли, проецировать себя в современном обществе и создавать модель своей будущей семьи, а так же определиться с выбором будущей профессии.
Задачи:
– привитие трудовых навыков и общепринятых трудовых норм,
– помощь воспитанницам в освоении своих социальных ролей,
– формирование у детей адекватной социальной позиции,
– повышение осознанности профессионального выбора,
– снижение тревожности по поводу своего будущего,
– развитие потребностей по обустройству быта и планирование жизненного пути.
Сентябрь | |||
2013 | Беседа | «Семья в жизни человека» | |
Круглый стол | «Я будущая хозяйка» | ||
2014 | Экскурсия по микрорайону | «Где находятся важные объекты: ЖЭК, банк, почта. » | |
Практикум | «Пишу письмо» | ||
2015 | Кулинария | «Бутерброды и их виды» | |
Практикум | «Сервировка стла» | ||
Октябрь | |||
2013 | Беседа | «Есть такие профессии. » | |
Практикум | «Мы помощники повара» | ||
2014 | Беседа | «Как оплачивать за квартиру» | |
Игровая программа | «Мой выбор» | ||
2015 | Диспут | «Дороги, которые мы выбираем» | |
Беседа | «Какой я вижу свою семью» | ||
Ноябрь | |||
2013 | Воспитательный час | «Труд и жизнь неразделимы» | |
Практикум | «Правила сервировки стола» | ||
2014 | Игровая ситуация | «Семейный бюджет: доход и расход» | |
Кулинария | «Варим суп с вермишелью» | ||
2015 | Круглый стол | «Профессии, которые мы выбираем» | |
Воспитательный час | «Как подружиться с человеком» | ||
Декабрь | |||
2013 | Беседа | «Обычаи народов мира» | |
Практикум | «Заполняем заявление о приеме на работу» | ||
2014 | Игровая программа | «Зарабатывая деньги, начинаешь уважать себя» | |
Практикум | «Склонности и интересы в выборе профессии» | ||
2015 | Кулинария | «Приготовление мясных блюд» | |
Диспут | «Престиж выбора» | ||
Январь | |||
2013 | Беседа | «Экономика и жизнь» | |
Деловая игра | «Биржа труда – рынок профессий» | ||
2014 | Кулинария | «Овощной салат» | |
Беседа | «На пороге семьи» | ||
2015 | Беседа | «Как выбрать профессию» | |
Практикум | «Как работать в социальных сетях?» | ||
Февраль | |||
2013 | Беседа | «Социальный статус» | |
Лекционное занятие | «Особенности трудовой деятельности в различных профессиях» | ||
2014 | Лекционное занятие | «На работу в первый раз» | |
Практикум | «Уход за личными вещами – стирка» | ||
2015 | Беседа | «Мой выбор» | |
Конкурс презентаций | «Я во взрослой жизни» | ||
Март | |||
2013 | Дискуссия | «Какой я представляю себя мамой» | |
Игровая ситуация | «Обязанности членов семьи» | ||
2014 | Беседа | «Стремления и цели в жизни в жизни женщины» | |
Кулинария | «Вторые блюда» | ||
2015 | Кулинария | «Донской борщ» | |
Викторина | «Социальные службы» | ||
Апрель | |||
2013 | Беседа | «Я группе, я в обществе, я в коллективе» | |
Беседа | «Шаг во взрослую жизнь» | ||
2014 | Беседа | «Друзья в жизни человека» | |
Беседа | «Учебные заведения, готовящие будущих специалистов» | ||
2015 | Беседа | «Для чего мы получаем образование?» | |
Викторина | «Умелая хозяйка» | ||
Май | |||
2013 | Беседа | «К чему стремится моя душа?» | |
Кулинария | «Выпечка» | ||
2014 | Практикум | «Уход за личными вещами: одеждой и обувью» | |
Беседа– практикум | «Как вызвать доктора?» | ||
2015 | Викторина | «Лучшая хозяйка» | |
Беседа | «Кем я хочу быть» |
Правовая ориентировка включает в себя занятия направленные на повышение правовой грамотности девочек.
Задачи:
– формирование у детей способности оценивать свои поступки и нести за них ответственность,
– повышение грамотности воспитанниц в вопросах их прав, свобод и обязанностей,
– формирование адекватной гражданской позиции воспитанниц соответствующей современным нормам, принятым в обществе.
Сентябрь | |||
2013 | Беседа | «Выбирай друзей по поведению» | |
Лекционное занятие | «Несовершеннолетний имеет право знать» | ||
2014 | КВН | «Ответственность» | |
Игра | «Два пути – две дороги» | ||
2015 | Беседа | «Поговорим о правилах» | |
Деловая игра | «Мои права» | ||
Октябрь | |||
2013 | Беседа | «Административная ответственность» | |
Беседа | «Правила поведения придуманные людьми» | ||
2014 | Лекционное занятие | «Во времена Сократа» | |
Игра | «В поисках богини правосудия» | ||
2015 | Лекционное занятие | «К чему приводит употребление ПАВ» | |
Конкурс презентаций | «Буква закона» | ||
Ноябрь | |||
2013 | Беседа | «Наказания за правонарушения» | |
Беседа | «Самовольные уходы и их возможные последствия» | ||
2014 | Игровая ситуация | «Я выбираю закон» | |
Беседа | «Это надо знать» | ||
2015 | Беседа | «На что я имею право?» | |
Викторина | «Виды ответственности» | ||
Декабрь | |||
2013 | Беседа– практикум | «Школа юного правоведа» | |
КВН | «Правила дорожного движения» | ||
2014 | Беседа | «Употребление алкоголя и наркотиков – первые шаги к правонарушениям» | |
Беседа | «Моральная ответственность» | ||
2015 | Беседа | «Мораль и нравственность девушки» | |
Встреча с интересным человеком | «Беседа с представителем полиции» | ||
Январь | |||
2013 | Беседа | «Как наше слово отзовется» | |
Беседа | «До чего могут довести конфликты» | ||
2014 | Игра с элементами дискуссии | «Причины нарушения закона» | |
Агитбригада | «Соблюдайте правила дорожного движения» | ||
2015 | Беседа – практикум | «Это надо знать!» | |
Виртуальная экскурсия | «И в древности были законы» | ||
Февраль | |||
2013 | Беседа | «Группа риска» | |
Лекционное занятие | «Виды административной ответственности» | ||
2014 | Экскурсия | «Посещение ОМ» | |
Беседа | «Как помогает закон человеку» | ||
2015 | Беседа | «Почему надо платить за квартиру?» | |
Викторина | «Это мой закон» | ||
Март | |||
2013 | Беседа | «Демократические права и свободы» | |
Встреча с интересным человеком | «Беседа с представителем полиции» | ||
2014 | Лекционное занятие | «Конвенция о правах ребенка» | |
Викторина | «Наши права» | ||
2015 | КВН | «Вопросы законности и свобод» | |
Беседа | «Административные правонарушения» | ||
Апрель | |||
2013 | Беседа | «Права человека при устройстве на работу» | |
Практикум | «Составляем трудовой договор» | ||
2014 | Практикум | «Пишем заявление на увольнение» | |
Лекционное занятие | «Кто несет ответственность за поступки детей?» | ||
2015 | Игра – практикум | «Устройство на работу» | |
Встреча с интересным человеком | «Беседа с представителем налоговой полиции» | ||
Май | |||
2013 | Беседа | «Права и обязанности абитуриента» | |
Игра | «Копилка мудрых мыслей» | ||
2014 | Беседа | Поверь в себя» | |
Беседа– практикум | «Собери свои документы» | ||
2015 | Беседа | «Конституция РФ» | |
Беседа | «Как хранить свои документы и для чего они нужны?» |
Психологическое самоопределение (самопознание) как направление работы включает в себя помощь девочкам– подросткам научиться адекватно, оценивать себя и свои особенности, находить в себе положительные стороны и развивать умение справляться со своими недостатками. Работа по данному направлению ведется в тесном сотрудничестве с психологической службой детского дома и носит в основном индивидуальный характер.
Задачи:
– создание комфортного психологического климата в группе,
– повышение самооценки,
– создание ситуации успеха,
– формирование условий для осознания своих индивидуальных, способностей, интересов и склонностей у воспитанниц.
Сентябрь | Цикл занятий | «Я это я» |
«Мое место в мире и в коллективе» | ||
«Мои достоинства и недостатки» | ||
Октябрь | Цикл занятий | «Поверь в себя» |
«Говоря о темпераменте личности» | ||
«Мои способности» | ||
Ноябрь | Цикл занятий | «Недостатки превращая в достоинства» |
«»Как управлять своими эмоциями» | ||
Декабрь | Цикл занятий | «Конфликт. Как я выхожу из конфликта» |
«Отношения в коллективе» | ||
«Как найти общий язык с окружающими» | ||
Январь | Цикл занятий | «Я хочу– я могу» |
«Мои проблемы в школе и пути их решения» | ||
«Мои страхи опасения» | ||
Февраль | Цикл занятий | «Мой мир» |
«Отношения со сверстниками и взрослыми» | ||
«Общение с пониманием» | ||
Март | Цикл занятий | «Школа интеллектуального развития» |
«Релаксация– мой помощник» | ||
«Адекватно воспринимай свои неудачи» | ||
Апрель | Цикл занятий | «Я познаю себя» |
«Меня никто не понимает. Что с этим делать» | ||
«Почувствуй в себе человека» | ||
Май | Цикл занятий | «Умей обратиться за помощью» |
«Мы разные и это здорово!» | ||
«Целеустремленность» |
Постинтернатное сопровождение.
Постинтернатное сопровождение воспитанниц, как направление работы, включает в себя:
– отслеживание выпускника после его выпуска из детского дома,
– сбор информации о месте учебы, месте проживания, успехах и неудачах выпускников,
– помощь детям при возникновении проблемных ситуаций,
– регулярное общение с детьми (в телефонном режиме, через социальные сети интернет, организация встреч выпускников),
– создание в социальных интернет сетях группы «Помоги советом» – с целью обмена опытом между разными поколениями выпускников,
– сбор информации о семейном положении выпустившихся из детского дома детей,
– индивидуальное консультирование выпускника по профилактике асоциального поведения.
Количество часов по программе
Направления работы | Количество часов в месяц | Количество часов в год | Количество часов за 3 года |
Оздоровительное направление работы | 2 | 18 | 54 |
Образовательное направление работы | 2 | 18 | 54 |
Воспитательное направление работы | 2 | 18 | 54 |
Творческое направление работы | 2 | 18 | 54 |
Социально – бытовая ориентировка и профессиональное самоопределение | 2 | 18 | 54 |
Правовая ориентировка | 2 | 18 | 54 |
Психологическое самоопределение | 1 | 9 | 27 |
13 | 117 | 351 |
Ожидаемые результаты от реализации программы.
По итогам работы по данной программе, ожидается выпускник детского дома способный к самоорганизации, имеющий нравственные ценности и идеалы, принятые в обществе на современном этапе. Воспитанницы должны быть способны справляться самостоятельно с возникающими проблемными ситуациями, должны определиться в выборе будущей профессии, быть развиты интеллектуально и стремиться к достижению поставленных целей, а так же должны придерживаться принципов здорового образа жизни. Ребенок должен уметь общаться с окружающими людьми и быть независимым в своих действиях и поступках, а так же быть просвещенным в вопросах законности своих действий и осведомлен о возможном наказании за правонарушения.
Кроме того, ребенок должен иметь навыки и привычки самообслуживания, а так же он должен уметь обустраивать свой быт. Выпускники должны обладать достаточно широким кругозором, иметь элементарные навыки культурного поведения и этикета, уметь соотносить социальные роли и проецировать себя в окружающем их социуме, а так же должны уметь оценивать себя и справляться со своими недостатками.
Помимо этого, предполагается, что выпускники, будут способны обратится за помощью и в условиях постинтернатного сопровождения. Таким образом, предполагается, что воспитанницы должны быть готовы к выходу из детского дома и дальнейшей самостоятельной жизни.
Литература
1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр “Академия”, 2000. – 192 с
2. Возрастные стандарты социализации детей – сирот. /Под редакцией Н. П. Ивановой. М. , 1999
3. Дементьева И. Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и воспитание. М. , 2000.
4. Детский дом – теплый дом: о некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот. М. , 1995.
5. Комплексные сопровождения и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под редакцией Л. М. Щипицыной и Е. И. Казаковой. С. Пб, 2000.
6. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. т. 1. /Под ред. И. А. Капрова. М. ,1977.
7. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. /Под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль, 1997.
8. Прихожан А. М. , ТолстыхН. Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). М. ,
9. Психология сиротства
Спб. : Питер 2-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 400 с: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
10. Популярная кулинария. А. В. Самсонов, Ижевск,1994 г.
11. Педагогика, 1990.
12. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. Ярославль, 1999.
13. Семья Г. В. , Левин С. А. , Панов А. И. , Юдинцова Н. Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Под ред. Г. В. Семья. М. , 1999.
14. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов. /Л. И. Смагина, А. К. Водиева, Ю. А. Сойка и др. /Под ред. Л. И. Смагиной. Минск, 1999.
15. Фурманов И. А. , Аладьин А. А. , Фурманова Н. В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск, 1999.
16. Уроки экономики в быту, Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М
17. Интернет источники
Метки: Вопросы управления