Анализ деятельности Центра здоровья МБОУ СОШ №2 за 2010-2011 учебный год. Ч. 1
Анализ деятельности Центра здоровья МБОУ СОШ №2 за 2010-2011 учебный год. Ч. 1 Работа по сохранению и укреплению здоровья детей и формированию у обучающихся здорового образа жизни ведётся согласно комплексного плана Центра здоровья на 2010-2013 годы по охране здоровья школьников и педагогов. В реализации данного плана принимают участие все школьные службы, т. е. в школе осуществляется комплексный подход к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и формирования у них навыков здорового образа жизни.
Центр здоровья – это организационная форма взаимодействия специалистов школы и других структур по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.
Деятельность Центра здоровья заключается в обеспечении оздоровительного режима в школе, выявлении и изучении причин возможных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья детей, в выборе и внедрении наиболее эффективных путей их предупреждения и устранения.
Цель работы Центра здоровья – формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса.
Задачами Центра здоровья являются:
– содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся;
– формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;
– организация внутренней среды школы, обеспечивающей здоровьесберегающий и развивающий характер образовательного процесса;
– повышение уровня культуры здоровья среди всех субъектов образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги) через внедрение здоровьеформирующих образовательных технологий;
– формирование базы данных о состоянии здоровья.
Нормативно-правовое обеспечение
В работе с обучающимися 1-11 классов школа руководствовалась Законом РФ "Об образовании", Уставом школы, методическим письмами, рекомендациями и приказами Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры, управления образования администрации города Покачи, внутришкольными приказами по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников школы.
Школа создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Сформирована нормативно-правовая база по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников школы федерального и регионального уровня (частично в электронном варианте). Изданы локальные акты: по приёмке школы к новому 2010-2011 учебному году, по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников школы.
В целях организации питания обучающимся и осуществления контроля за качеством и безопасностью предоставления завтраков и обедов обучающимся школы в учебное время и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, в школе изданы следующие локальные акты: об утверждении состава комиссий по рассмотрению заявлений на предоставление бесплатного двухразового питания детям льготных категорий, состава бракеражной комиссии по контролю оценки качества готовых блюд; об утверждении формы заявлений на бесплатное питание; об утверждении предоставления завтраков и обедов обучающимся в 2010-2011 учебном году.
В течение учебного года осуществлялась организация и подготовка документов по проведению:
– планового медицинского осмотра обучающихся в школе;
– углубленного медосмотра юношей для первоначальной постановки на воинский учет;
– планового медосмотра работников школы;
– своевременного прохождения флюорографического обследования работниками школы.
Организация контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, требований по ТБ.
С подготовкой школы к новому 2010-2011 учебному году с целью создания здоровьесберегающей среды и безопасных условий для ведения образовательной деятельности были созданы комиссии по проверке готовности кабинетов (приказ № 163 от 09. 08. 2010 г. ) В школе принята система мер по обеспечению комплексной безопасности. Объектом деятельности безопасности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда.
Реализация безопасности в школе осуществлялась следующим образом:
– изданы приказы в начале учебного года «Об охране труда и соблюдении техники безопасности», «О назначении лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности»;
– разработаны должностные инструкции по охране труда работников школы, необходимая документация;
– составлены планы работы по профилактике детского травматизма и дорожно-транспортных происшествий, по пожарной безопасности, по предупреждению террористических актов;
– организация режима обучения, состояние охраны труда в течение года неоднократно рассматривались на административных совещаниях, совещаниях при директоре;
– осуществлялся контроль за вопросами охраны труда, ТБ, ГО и ЧС и др. ;
– составлены акты – разрешения на проведение учебных занятий в кабинетах физики, химии, биологии, информатики и ИКТ (210, 312 кабинеты), обслуживающего труда, швейной мастерской, столярной и слесарной мастерских, спортивных залах № 1 и № 2, кабинете оздоровительной физкультуры;
– составлены акты испытания гимнастических снарядов и оборудования в спортивном зале, на универсальной площадке и футбольном поле, расположенных на территории МБОУ СОШ № 2. Акты утверждены приказом № 164 от 13. 08. 2010 г.
В течение учебного года была обеспечена безопасность условий труда педагогов, обслуживающего персонала. Два раза в год (в августе и в мае) проводится контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и помещений, спортивного оборудования и инвентаря, оборудования и инструментов в столярной и слесарной мастерских, швейной мастерской, кабинете обслуживающего труда.
С целью обеспечения безопасности образовательного процесса в школе организованы:
– систематическое обучение работников образовательного учреждения по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности (2 раза в год);
– проведение инструктажей с обучающимися по технике безопасности в учебных кабинетах, коридорах, школьной столовой, библиотеке, спортивных залах, ведение необходимой документации (4 раза в год перед каникулами);
– дежурство администрации и педагогов во время учебного процесса.
В школе установлена кнопка тревожной сигнализации, противопожарная система с системой оповещения людей при пожаре.
С целью формирования навыков правильного поведения при пожарах, опасностях и противодействия им, в течение года проводятся тренировочные занятия по эвакуации обучающихся, педагогического коллектива и обслуживающего персонала из здания школы. В этом учебном году было проведено 6 учебных эвакуаций.
Противопожарное состояние школы отвечает установленным требованиям пожарной безопасности. Регулярно ведется разъяснительная работа по профилактике пожара и по действиям во время пожара. Формы этой работы различны: организация встреч обучающихся школы с представителями ОГПН, проведение инструктажа для преподавателей, показ видеофильмов и др.
В течение учебного года также проводилась профилактическая работа по предупреждению террористических актов:
– приняты дополнительные меры по ограничению допуска посторонних лиц в школу;
– проверены и приведены в порядок чердачные, подвальные, складские и технические помещения;
– приняты меры по предотвращению проникновения посторонних лиц в здание школы в нерабочее время;
– регулярно проводились инструктажи с педагогическими и техническими работниками, с обучающимися по предупреждению террористических актов;
– обеспечена оперативная связь с городскими службами МЧС, ОВД и др.
– проводилась разъяснительная работа среди педагогов, обучающихся и родителей по правилам поведения в условиях сложной криминогенной обстановки.
В целях организации питания обучающимся и осуществления контроля за качеством и безопасностью предоставления завтраков и обедов обучающимся школы в учебное время, в школе созданы: бракеражная комиссия, комиссии по контролю за организацией и предоставлением бесплатного питания обучающимся в школьной столовой и комиссия по рассмотрению заявлений на предоставление бесплатного двухразового питания детям льготных категорий. В течение учебного года комиссия по рассмотрению заявлений рассматривала заявления родителей на предоставление льготного питания, соответственно в течение года было проведено 27 заседаний комиссии по решению вопросов предоставления льготного питания.
Члены комиссии по контролю за организацией и предоставлением бесплатного питания обучающимся в школьной столовой осуществляли контроль за качеством и безопасностью предоставления завтраков и обедов обучающимся школы в учебное время, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами. В течение учебного года было проведено три плановых проверки организации предоставления бесплатного горячего питания обучающимся в школьной столовой. В ходе работы комиссии были выявлены недочеты, как со стороны работников школьной столовой (накрыто на столы недостаточное количество порций), так и со стороны педагогов школы (задержка после звонка на перемену, отсутствие педагога). По результатам проверок были составлены справки и проведена разъяснительная работа с работниками столовой, педагогами и обучающимися. Бракеражная комиссия в составе директора школы, заведующей производством школьной столовой и школьного фельдшера, ежедневно проводили бракераж готовой продукции с фиксацией в журнале.
Школьным фельдшером ведется систематический контроль за физкультурным воспитанием. На уроке физической культуры определялась физиологическая кривая. Физиологическая кривая дает представление о величине и характере распределения физической нагрузки, как отдельной части урока, так и на протяжении урока в целом. Физиологическая кривая урока воспроизводится по наблюдениям за изменением частоты сердечных сокращений, как параметра отражающего усилием деятельности кровообращения и всего организма в целом. Главными задачами физкультурного занятия являются укрепление здоровья, стимулирование процессов роста, развитие основных физических качеств, повышение защитных сил организма. В задачи медицинского работника входит оценка оздоровительного эффекта, правильности построения занятий и качества приспособительных реакций организма. Все эти данные фиксируются в ходе медико-педагогических наблюдений в процессе занятия в специальные журналы контроля.
В течение года проводились рейды по проверке санитарно-гигиенических нормативов:
– проведение текущих и генеральных уборок в кабинетах, на закрепленных территориях в коридорах школы, на земельном участке школы и в лесном массиве (в осенне-весенний период);
– соблюдение требований норм СанПиН по режиму проветривания кабинетов, освещения, температурного режима, правилам расстановки мебели;
– проведение физкультурных минуток.
Таким образом, в школе ведется большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Создание здоровьесберегающей среды и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание детей в школе.
Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня, недели, триместра в очень высокой степени содействует правильно составленное расписание уроков. Расписание учебных занятий, составляется в строгом соответствии с СанПиН, что позволяет снизить утомляемость, перегрузки, повысить адаптацию детского организма к образовательной среде. При составлении расписания учитываются изменения физиологических функций и работоспособность обучающихся на протяжении учебного дня и недели, необходимость чередования умственной и физической работы, а также шкала трудности того или иного предмета для каждой возрастной группы начального, среднего и старшего звена. Ежегодно проводится анализ расписания уроков для каждого класса, т. е. составляются линейные диаграммы, по которым можно проследить распределение учебной нагрузки в течение недели. Школа занимается по шестидневке, таким образом, разгружаются основные дни недели по количеству уроков. На субботу выносится по 3-4 урока. Первые классы занимаются 5 дней в неделю.
Для рациональной организации учебного процесса функционирует столовая, буфет. Горячим завтраком охвачено 100% обучающихся. Горячее питание организовано для обучающихся школы за счет средств местного и окружного бюджетов: для обучающихся льготной категории на сумму 91 рубль (завтрак и обед), а для остальных обучающихся на 27 рублей в день (завтрак). Составлен график питания.
В начале учебного года был скорректирован банк данных обучающихся, которые относятся к льготной категории. В течение учебного года список обучающихся льготной категории, получающих дополнительное горячее питание, корректируется в зависимости от получения или отмены льготы. Обучающимся, которые занимаются на дому организована выдача набора продуктов.
Количество обучающихся льготной категории
в 2010-2011 учебном году
Таблица № 1
Льготные категории | 10. 09. 10г. | 01. 01. 11г. | 25. 05. 11г. |
Дети из многодетных семей | 62 | 89 | 92 |
Дети из малоимущих семей | 24 | 25 | 23 |
Дети-инвалиды | 7 | 7 | 6 |
Опекаемые и сироты | 13 | 9 | 11 |
Дети из числа МНС | 4 | 4 | 4 |
Дети из семей пострадавших в результате аварии на ЧАЭС | 1 | 1 | 1 |
Всего: | 111 | 135 | 137 |
Школьным фельдшером осуществляется постоянный контроль за организацией питания обучающихся и качеством приготовленной пищи. Обучающиеся получают витаминизированные напитки из шиповника, смородины, мандаринов, проводится витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой. Также в течение года проводится профилактика йоддефицитных заболеваний с применением йодированной соли в приготовлении всех блюд, хлеба «Северный», йодированного молока, салата из морской капусты. В школе работает буфет, в ассортимент которого входят хлебобулочные изделия. С января 2011 года в школе проходит свою апробацию целевая программа «Школьное здоровое питание», целью которой являетсясовершенствование системы организации школьного питания и оздоровление школьников путем включения в рацион обучающихся йодсодержащих продуктов, гарантируя при этом полное исключение санитарно-гигиенических рисков.
В целях профилактико-динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся, в школе оборудован медицинский кабинет, состоящий из рабочего кабинета фельдшера, процедурного кабинета и изолятора. В школьном медицинском кабинете на каждого ученика заведена карта индивидуального развития Ф-26, в которую заносятся: данные обучающегося, данные о родителях, перенесенные заболевания, пропуск занятий по болезни, сведения о диспансерном наблюдении, иммунопрофилактические мероприятия, данные о плановых профилактических медицинских осмотрах. Также в медкабинете имеется картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению, списки детей подготовительной и специальной медицинской групп.
Медицинское сопровождение в школе имеет очень большое значение в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Осуществление профилактических и оздоровительных мероприятий предполагает совместную деятельность администрации, медперсонала, педагогов и родителей
Диагностико-аналитическая деятельность.
В школе ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры детей специалистами разных профилей, ведется мониторинг состояния здоровья. В течение учебного годав школе проводился плановый медицинский осмотр обучающихся 1, 5, 7 , 9,11 классов, всего осмотрено 251 обучающийся (44%). Осмотр осуществлялся узкими специалистами: хирургом, отоларингологом, окулистом, невропатологом, стоматологом, педиатром. А так же были проведены электрокардиограмма, лабораторные анализы крови, флюорография (15 лет и старше).
По результатам медицинского осмотра (Приложение № 1) школьники с выявленной патологией были направлены в лечебно-профилактическое учреждение для проведения дополнительных лабораторных исследований и консультаций узких специалистов. Цифровой анализ по результатам медицинского осмотра позволяет наметить профилактические мероприятия оздоровления детей с учетом различных патологий. Данные о состоянии здоровья детей доведены до сведения обучающихся и их родителей. По результатам обследований проводится мониторинг уровня здоровья, уровня физического развития.
С целью дифференцированного подхода к организации уроков физкультуры, все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья разделены на физкультурные группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую и группы здоровья. Занятия в этих группах отличаются объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Распределение обучающихся на группы здоровья и физкультурные группы за три года
Таблица № 2
Учебный год | Группы здоровья | Физкультурные группы | |||||
I | II | III | IV | основная | подгот. | специальная и осв. | |
2008-2009 | 27 4% |
507 81% |
74 12% |
20 3% |
535 85% |
58 9% |
35 6% |
2009-2010 | 26 5% |
451 80% |
76 14% |
6 1% |
477 86% |
61 10% |
21 4% |
2010-2011 | 28 5% |
443 78% |
85 14% |
19 3% |
479 83% |
72 13% |
24 4% |
Из данных таблицы видно, что в 2010-2011 учебном году увеличилось число детей с четвертой группы здоровья и подготовительной физкультурной группой. Эти показатели увеличились за счёт увеличения в школе числа детей-инвалидов, обучающихся на дому.
В этом учебном году в школе обучалось 106 учеников, состоящих на диспансерном учете в МУЗ «ЦГБ».
Количество обучающихся, состоящих на диспансерном учете за три года
Таблица № 3
Диагноз/учебный год | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
Заболевания ССС | 7 | 7 | 6 |
Заболевания ЖКТ | 14 | 10 | 9 |
Заболевания ЦНС | 52 | 34 | 26 |
Заболевания МПС | 7 | 8 | 7 |
Заболевания органов дыхания | 6 | 13 | 12 |
Заболевания эндокринной системы | 3 | 6 | 5 |
Заболевания органов зрения | 19 | 21 | 29 |
Заболевания опорно-двигательного аппарата | 6 | 5 | 10 |
Кожные заболевания | 1 | 1 | 1 |
Заболевания крови | 3 | 1 | 1 |
ЛОР-заболевания | 5 | 5 | 0 |
Паразитарные заболевания |
0 | 2 | 0 |
Кол-во детей | 123 20% |
113 20% |
106 19% |
Из данных таблицы видно, что ведущими патологиями остаются как и прежде, заболевания органов зрения и центральной нервной системы. Значительно увеличилось число детей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Данная категория обучающихся ежегодно проходит курс лечения и профилактическую терапию при городской больнице.
Ежемесячно проводится мониторинг заболеваемости в случаях заболеваний и днях, выявляются причины заболеваемости, которые доводятся до сведения педагогов. В целях профилактики простудных заболеваний организуется общая витаминизация (аскорбиновая кислота в драже). В этом учебном году витамины «Ревит» получали обучающиеся 1-4 классов, 10а и 11-х классов (261 человек), курс приёма витаминов – 2 месяца (ноябрь, март).
Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся показало, что ведущее место по заболеваемости в школе занимают ОРВИ и ОРЗ. Из 569 обучающихся в течение года переболели различными заболеваниями 262 человека, что составляет 46%. Следовательно, индекс здоровья в 2010-2011 учебном году понизился до 54% (2009-2010 учебный год – 61,1%).
Анализ заболеваемости обучающихся по справкам за три года
Таблица № 4
Диагноз | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |||
Кол-во случаев | Кол-во дней | Кол-во случаев | Кол-во дней | Кол-во случаев | Кол-во дней | |
ОРВИ, ОРЗ | 177 | 1404 | 145 | 706 | 233 | 1619 |
Заболевания дыхательной системы | 16 | 209 | 17 | 251 | 25 | 217 |
ЛОР – заболевания | 4 | 47 | 10 | 83 | 6 | 63 |
Фурункул | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Конъюктевит | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 27 |
Заболевания ЖКТ | 2 | 13 | 7 | 46 | 0 | 0 |
Заболевания МВС | 1 | 11 | 0 | 0 | ||
Заболевания костно-мышечной системы | 1 | 4 | 1 | 9 | 0 | 0 |
Инфекционные заболевания | 8 | 88 | 5 | 34 | 10 | 112 |
Кишечные инфекции | 0 | 0 | 2 | 19 | 0 | 0 |
Заболевания кожи | 3 | 24 | 3 | 26 | 4 | 40 |
Заболевания ЦНС | 4 | 49 | 0 | 0 | ||
Травмы | 3 | 37 | 2 | 7 | 0 | 0 |
Итого | 214 | 1826 | 204 | 1241 | 281 | 2081 |
Из данных таблицы видно, что в 2010-2011 учебном году увеличилась заболеваемость обучающихся заболеваниями ОРВИ и органов дыхания. В связи с этим, на следующий учебный год необходимо усилить просветительную работу с обучающимися и родителями, профилактическую деятельность по неспецифической профилактике гриппа и ОРВИ.
Также в школе проводится профилактика инфекционных заболеваний, которая является важнейшим разделом работы медицинского кабинета и ведется школьным фельдшером по 3 направлениям:
– проведение противо – эпидемиологических мероприятий;
– проведение иммунизации (с соблюдением стандартов и четких алгоритмов действия);
– санитарно-просветительная работа среди работников, детей, родителей.
Целью работы социально-педагогической службы является социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование.
В начале учебного года проводилась корректировка комплексного социально-педагогического паспорта школы на основании социальных паспортов классов.
Данные социального паспорта за три года
Таблица № 5
№ | Выявленная категория семей, детей/ учебный год | 2008-2009 (кол-во) |
2009-2010 (кол-во) |
2010-2011 (кол-во) |
1. | Дети-сироты, опекаемые | 11 | 9 | 12 |
2. | Дети-инвалиды | 25 | 23 | 26 |
3. | Дети из неполных семей | 89 | 71 | 65 |
4. | Одинокие мамы | 6 | 2 | 2 |
5. | Дети, живущие с одним из родителей | 83 | 69 | 63 |
6. | Дети, родители которых злоупотребляют алкоголем | 7 | 14 | 10 |
7. | Дети – чернобыльцы | 2 | 2 | 1 |
8. | Дети коренной национальности | 9 | 6 | 9 |
9. | Дети, родители которых уклоняются от своих обязанностей | 10 | 5 | 6 |
10 | Дети, ветеранов боевых действий | 1 | 2 | 2 |
11 | Семьи «группы риска» | 16 | 19 | 16 |
12 | Дети «группы риска» | 20 | 14 | 26 |
13 | Семьи с низким уровнем дохода | 43 | 23 | 17 |
В рамках проведения комплексной профилактической операции «Подросток-2010», «Контакт» в сентябре 2010 года были выявлены не работающие и не обучающиеся подростки, а также не приступившие к занятиям в школе. Данные обучающиеся были посещены на дому социальным педагогом и классным руководителем, с детьми и их родителями были проведены беседы, выяснены причины не посещения учебных занятий.
Большое внимание уделялось профилактике детского травматизма. В феврале 2011 года была проведена тематическая беседа «Состояние травматизма в школе, пути снижения показателей травматизма», на котором были проанализированы причины травматизма в школе и намечены конкретные меры для снижения этих показателей. А именно:
– разработаны дополнительные инструкции и должностные обязанности для учителей начальных классов;
– на классных часах проведены инструктажи о правилах поведения обучающихся: во время гололеда, на водоемах, на тонком льду, на железнодорожном транспорте;
– правила пожарной безопасности дома и в школе;
– правила пожарной безопасности при эксплуатации пиротехнических изделий и т. д.
Сведения о несчастных случаях во время образовательного процесса
Таблица № 6
№ | Виды деятельности |
Количество несчастных случаев |
||
2008-09 | 2009-10 | 2010-11 | ||
1. | Учебные занятия, уроки, игры, лабораторные работы. | - | 1 | 2 |
2. | Уроки трудового и профессионального обучения | - | - | - |
3. | Спортивные занятия, соревнования, тренировки, закаливание | - | - | - |
4. | Экскурсии, походы, экспедиции, прогулки | - | - | - |
5. | Другие виды деятельности (перемена) | - | 4 | 3 |
Итого: | 0 | 5 | 5 |
Из данных таблицы видно, что количество несчастных случаев очень высокое за последние 2 года. Причём в основном они произошли на переменах. Классными руководителями проведены классные часы «Правила поведения обучающихся на перемене», индивидуальные беседы с обучающимися, а также организован досуг обучающихся на перемене, особенно младших школьников. После несчастных случаев, произошедших на уроках физической культуры и тренировках, учителями физической культуры проводились дополнительные инструктажи по технике безопасности, беседы по правилам игры в подвижные игры.
Целью логопедических занятий является воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивает в результате разноплановое систематическое воздействие, направленное на развитие речевых и неречевых процессов.
В результате проведенного обследования на школьный логопункт было зачислено 58 детей, из них 21 обучающийся имеет нарушения звукопроизношения, 29 обучающихся с нарушением чтения и письма, 8 детей имеют среднюю и тяжелую степень речевой патологии (дети-инвалиды). Из зачисленных детей было сформировано 6 групп, из числа обучающихся 2-4 классов.
Количество обучающихся с нарушением устной и письменной речью за три года
Таблица № 7
2008-2009 | 2009 – 2010 | 2010 – 2011 | |
Всего выявлено | 68 | 67 | 80 |
Принято на логопункт | 45 | 45 | 50 |
Поставлено на очередь | 23 | 22 | 30 |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | 2 | 2 | 5 |
Общее недоразвитие речи 111 уровня | 8 | 5 | 16 |
Нарушение чтение и письма, обусловленное ОНР III уровня | 29 | 33 | 29 |
Нарушение чтение и письма, обусловленное ОНР у ребенка с ЗПР или с умственной отсталостью( ОВЗ) | 6 | 5 | 8 |
Оздоровлено | 35 | 38 | 37 |
Продолжить коррекционную работу (с улучшением речи) | 8 | 7 | 10 |
% от общего количества учащихся, нуждающихся в логопедической помощи (охвачено). | 46 | 50 | 41 |
В рамках деятельности «Центра здоровья» психологической службой школы в 2010-2011 учебном году активно проводилась работа по сохранению психического здоровья школьников. Она ведется в нескольких направлениях: психологическая диагностика, психологическое консультирование, развивающая и коррекционная работа.
Диагностика проводилась в двух формах: групповая и индивидуальная.
Основные цели отслеживания психолого-педагогического статуса школьника: выявление индивидуально-личностных особенностей и определение актуального уровня развития.
В 2010 -2011 учебном году было обследовано 22 класса, что составило 70 % от общего числа классов.
Сравнительный анализ диагностируемых классов
Таблица № 8
Учебный год | Кол-во классов | Кол-во обследуемых классов (%) |
2008-2009 | 40 | 16 (40%) |
2009-2010 | 36 | 24 (67%) |
2010-2011 | 34 | 24 (70 %) |
По представленным данным наблюдается увеличение обследуемых классов. Это можно объяснить тем, что работа педагогов-психологов была скорректирована и оптимально запланирована (охвачены были практически все параллели, кроме 2-х и 7-х классов).
В параллели первых классов по отслеживанию периода адаптации была проведена следующая работа:
1. Определение готовности к школе Л. А. Ясюковой с целью прогноза и профилактики проблем обучения в начальной школе.
2. Определение школьной мотивации по Н. Г. Лускановой.
Проведенное диагностическое обследование обучающихся 1-х классов позволяет проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, объем и качество произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение), степень сформированности зрительно-моторной координации, адаптационные резервы. Все это необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе. Всего было обследовано 67 человек.
1. Скорость переработки информации, внимательность. Тест позволяет выявить медлительных детей, особенности работоспособности, истощаемость и повышенную утомляемость. Наблюдается 57,5% медлительных детей. Возможно, у них могут быть осложнения при выполнении письменных работ: либо они не будут успевать, либо будет низкое качество работы.
Анализ скорости переработки информации
обучающихся 1-х классов
Таблица № 9
Учебный год |
Кол-во | Слабый уровень | Средний уровень | Хороший уровень | Высокий уровень | ||||
2010-2011 | 67 | 39 | 57,5 % | 19 | 27,5 % | 10 | 15 % | - | - |
2. Внимательность. Тест позволяет выявить детей с явными нарушениями внимания. Было выявлено 9 человек со слабым уровнем внимательности. Родителям этих детей были даны рекомендации: проконсультироваться у невропатолога и не допускать повышенных нагрузок, так как это может вызвать дезорганизацию мозга, нарушении внимания, снижение работоспособности.
Анализ внимательности обучающихся 1-х классов
Таблица № 10
Учебный год |
Кол-во | Слабый уровень | Средний уровень | Хороший уровень | Высокий уровень | ||||
2010-2011 | 67 | 9 | 14 % | 21 | 31 % | 21 | 31% | 16 | 24 % |
3. Тест Равена позволяет оценить уровень развития линейного и структурного визуального мышления, которые характеризуют начальный этап в развитии визуального мышления. По результатам обследования выявилось, что у 49,5 % детей самостоятельность мышления пока не развита и в процессе обучения им частично будет требоваться помощь взрослых. Самостоятельно разбираться в заданиях и работать эти дети еще не умеют, и этому их надо учить.
Анализ линейного мышления обучающихся 1-х классов
Таблица № 11
Учебный год |
Кол-во | Слабый уровень | Средний уровень | Хороший уровень | Высокий уровень | ||||
2010-2011 | 67 | 1 | 1,5 % | 33 | 49,5 % | 31 | 46 % | 2 | 3 % |
Метки: Вопросы управления