Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Анализ деятельности Центра здоровья МБОУ СОШ №2 за 2010-2011 учебный год. Ч. 1

Анализ деятельности Центра здоровья МБОУ СОШ №2 за 2010-2011 учебный год. Ч. 1 Работа по сохранению и укреплению здоровья детей и формированию у обучающихся здорового образа жизни ведётся согласно комплексного плана Центра здоровья на 2010-2013 годы по охране здоровья школьников и педагогов. В реализации данного плана принимают участие все школьные службы, т. е. в школе осуществляется комплексный подход к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и формирования у них навыков здорового образа жизни.

Центр здоровья – это организационная форма взаимодействия специалистов школы и других структур по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.

Деятельность Центра здоровья заключается в обеспечении оздоровительного режима в школе, выявлении и изучении причин возможных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья детей, в выборе и внедрении наиболее эффективных путей их предупреждения и устранения.

Цель работы Центра здоровья – формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса.

Задачами Центра здоровья являются:

– содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся;

– формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;

– организация внутренней среды школы, обеспечивающей здоровьесберегающий и развивающий характер образовательного процесса;

– повышение уровня культуры здоровья среди всех субъектов образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги) через внедрение здоровьеформирующих образовательных технологий;

– формирование базы данных о состоянии здоровья.

Нормативно-правовое обеспечение

В работе с обучающимися 1-11 классов школа руководствовалась Законом РФ "Об образовании", Уставом школы, методическим письмами, рекомендациями и приказами Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры, управления образования администрации города Покачи, внутришкольными приказами по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников школы.

Школа создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Сформирована нормативно-правовая база по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников школы федерального и регионального уровня (частично в электронном варианте). Изданы локальные акты: по приёмке школы к новому 2010-2011 учебному году, по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников школы.

В целях организации питания обучающимся и осуществления контроля за качеством и безопасностью предоставления завтраков и обедов обучающимся школы в учебное время и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, в школе изданы следующие локальные акты: об утверждении состава комиссий по рассмотрению заявлений на предоставление бесплатного двухразового питания детям льготных категорий, состава бракеражной комиссии по контролю оценки качества готовых блюд; об утверждении формы заявлений на бесплатное питание; об утверждении предоставления завтраков и обедов обучающимся в 2010-2011 учебном году.

В течение учебного года осуществлялась организация и подготовка документов по проведению:

– планового медицинского осмотра обучающихся в школе;

– углубленного медосмотра юношей для первоначальной постановки на воинский учет;

– планового медосмотра работников школы;

– своевременного прохождения флюорографического обследования работниками школы.

Организация контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, требований по ТБ.

С подготовкой школы к новому 2010-2011 учебному году с целью создания здоровьесберегающей среды и безопасных условий для ведения образовательной деятельности были созданы комиссии по проверке готовности кабинетов (приказ № 163 от 09. 08. 2010 г. ) В школе принята система мер по обеспечению комплексной безопасности. Объектом деятельности безопасности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда.

Реализация безопасности в школе осуществлялась следующим образом:

– изданы приказы в начале учебного года «Об охране труда и соблюдении техники безопасности», «О назначении лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности»;

– разработаны должностные инструкции по охране труда работников школы, необходимая документация;

– составлены планы работы по профилактике детского травматизма и дорожно-транспортных происшествий, по пожарной безопасности, по предупреждению террористических актов;

– организация режима обучения, состояние охраны труда в течение года неоднократно рассматривались на административных совещаниях, совещаниях при директоре;

– осуществлялся контроль за вопросами охраны труда, ТБ, ГО и ЧС и др. ;

– составлены акты – разрешения на проведение учебных занятий в кабинетах физики, химии, биологии, информатики и ИКТ (210, 312 кабинеты), обслуживающего труда, швейной мастерской, столярной и слесарной мастерских, спортивных залах № 1 и № 2, кабинете оздоровительной физкультуры;

– составлены акты испытания гимнастических снарядов и оборудования в спортивном зале, на универсальной площадке и футбольном поле, расположенных на территории МБОУ СОШ № 2. Акты утверждены приказом № 164 от 13. 08. 2010 г.

В течение учебного года была обеспечена безопасность условий труда педагогов, обслуживающего персонала. Два раза в год (в августе и в мае) проводится контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и помещений, спортивного оборудования и инвентаря, оборудования и инструментов в столярной и слесарной мастерских, швейной мастерской, кабинете обслуживающего труда.

С целью обеспечения безопасности образовательного процесса в школе организованы:

– систематическое обучение работников образовательного учреждения по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности (2 раза в год);

– проведение инструктажей с обучающимися по технике безопасности в учебных кабинетах, коридорах, школьной столовой, библиотеке, спортивных залах, ведение необходимой документации (4 раза в год перед каникулами);

– дежурство администрации и педагогов во время учебного процесса.

В школе установлена кнопка тревожной сигнализации, противопожарная система с системой оповещения людей при пожаре.

С целью формирования навыков правильного поведения при пожарах, опасностях и противодействия им, в течение года проводятся тренировочные занятия по эвакуации обучающихся, педагогического коллектива и обслуживающего персонала из здания школы. В этом учебном году было проведено 6 учебных эвакуаций.

Противопожарное состояние школы отвечает установленным требованиям пожарной безопасности. Регулярно ведется разъяснительная работа по профилактике пожара и по действиям во время пожара. Формы этой работы различны: организация встреч обучающихся школы с представителями ОГПН, проведение инструктажа для преподавателей, показ видеофильмов и др.

В течение учебного года также проводилась профилактическая работа по предупреждению террористических актов:

– приняты дополнительные меры по ограничению допуска посторонних лиц в школу;

– проверены и приведены в порядок чердачные, подвальные, складские и технические помещения;

– приняты меры по предотвращению проникновения посторонних лиц в здание школы в нерабочее время;

– регулярно проводились инструктажи с педагогическими и техническими работниками, с обучающимися по предупреждению террористических актов;

– обеспечена оперативная связь с городскими службами МЧС, ОВД и др.

– проводилась разъяснительная работа среди педагогов, обучающихся и родителей по правилам поведения в условиях сложной криминогенной обстановки.

В целях организации питания обучающимся и осуществления контроля за качеством и безопасностью предоставления завтраков и обедов обучающимся школы в учебное время, в школе созданы: бракеражная комиссия, комиссии по контролю за организацией и предоставлением бесплатного питания обучающимся в школьной столовой и комиссия по рассмотрению заявлений на предоставление бесплатного двухразового питания детям льготных категорий. В течение учебного года комиссия по рассмотрению заявлений рассматривала заявления родителей на предоставление льготного питания, соответственно в течение года было проведено 27 заседаний комиссии по решению вопросов предоставления льготного питания.

Члены комиссии по контролю за организацией и предоставлением бесплатного питания обучающимся в школьной столовой осуществляли контроль за качеством и безопасностью предоставления завтраков и обедов обучающимся школы в учебное время, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами. В течение учебного года было проведено три плановых проверки организации предоставления бесплатного горячего питания обучающимся в школьной столовой. В ходе работы комиссии были выявлены недочеты, как со стороны работников школьной столовой (накрыто на столы недостаточное количество порций), так и со стороны педагогов школы (задержка после звонка на перемену, отсутствие педагога). По результатам проверок были составлены справки и проведена разъяснительная работа с работниками столовой, педагогами и обучающимися. Бракеражная комиссия в составе директора школы, заведующей производством школьной столовой и школьного фельдшера, ежедневно проводили бракераж готовой продукции с фиксацией в журнале.

Школьным фельдшером ведется систематический контроль за физкультурным воспитанием. На уроке физической культуры определялась физиологическая кривая. Физиологическая кривая дает представление о величине и характере распределения физической нагрузки, как отдельной части урока, так и на протяжении урока в целом. Физиологическая кривая урока воспроизводится по наблюдениям за изменением частоты сердечных сокращений, как параметра отражающего усилием деятельности кровообращения и всего организма в целом. Главными задачами физкультурного занятия являются укрепление здоровья, стимулирование процессов роста, развитие основных физических качеств, повышение защитных сил организма. В задачи медицинского работника входит оценка оздоровительного эффекта, правильности построения занятий и качества приспособительных реакций организма. Все эти данные фиксируются в ходе медико-педагогических наблюдений в процессе занятия в специальные журналы контроля.

В течение года проводились рейды по проверке санитарно-гигиенических нормативов:

– проведение текущих и генеральных уборок в кабинетах, на закрепленных территориях в коридорах школы, на земельном участке школы и в лесном массиве (в осенне-весенний период);

– соблюдение требований норм СанПиН по режиму проветривания кабинетов, освещения, температурного режима, правилам расстановки мебели;

– проведение физкультурных минуток.

Таким образом, в школе ведется большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Создание здоровьесберегающей среды и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание детей в школе.

Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня, недели, триместра в очень высокой степени содействует правильно составленное расписание уроков. Расписание учебных занятий, составляется в строгом соответствии с СанПиН, что позволяет снизить утомляемость, перегрузки, повысить адаптацию детского организма к образовательной среде. При составлении расписания учитываются изменения физиологических функций и работоспособность обучающихся на протяжении учебного дня и недели, необходимость чередования умственной и физической работы, а также шкала трудности того или иного предмета для каждой возрастной группы начального, среднего и старшего звена. Ежегодно проводится анализ расписания уроков для каждого класса, т. е. составляются линейные диаграммы, по которым можно проследить распределение учебной нагрузки в течение недели. Школа занимается по шестидневке, таким образом, разгружаются основные дни недели по количеству уроков. На субботу выносится по 3-4 урока. Первые классы занимаются 5 дней в неделю.

Для рациональной организации учебного процесса функционирует столовая, буфет. Горячим завтраком охвачено 100% обучающихся. Горячее питание организовано для обучающихся школы за счет средств местного и окружного бюджетов: для обучающихся льготной категории на сумму 91 рубль (завтрак и обед), а для остальных обучающихся на 27 рублей в день (завтрак). Составлен график питания.

В начале учебного года был скорректирован банк данных обучающихся, которые относятся к льготной категории. В течение учебного года список обучающихся льготной категории, получающих дополнительное горячее питание, корректируется в зависимости от получения или отмены льготы. Обучающимся, которые занимаются на дому организована выдача набора продуктов.

Количество обучающихся льготной категории

в 2010-2011 учебном году

Таблица № 1

Льготные категории

10. 09. 10г.

01. 01. 11г.

25. 05. 11г.

Дети из многодетных семей

62

89

92

Дети из малоимущих семей

24

25

23

Дети-инвалиды

7

7

6

Опекаемые и сироты

13

9

11

Дети из числа МНС

4

4

4

Дети из семей пострадавших в результате аварии на ЧАЭС

1

1

1

Всего:

111

135

137

Школьным фельдшером осуществляется постоянный контроль за организацией питания обучающихся и качеством приготовленной пищи. Обучающиеся получают витаминизированные напитки из шиповника, смородины, мандаринов, проводится витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой. Также в течение года проводится профилактика йоддефицитных заболеваний с применением йодированной соли в приготовлении всех блюд, хлеба «Северный», йодированного молока, салата из морской капусты. В школе работает буфет, в ассортимент которого входят хлебобулочные изделия. С января 2011 года в школе проходит свою апробацию целевая программа «Школьное здоровое питание», целью которой являетсясовершенствование системы организации школьного питания и оздоровление школьников путем включения в рацион обучающихся йодсодержащих продуктов, гарантируя при этом полное исключение санитарно-гигиенических рисков.

В целях профилактико-динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся, в школе оборудован медицинский кабинет, состоящий из рабочего кабинета фельдшера, процедурного кабинета и изолятора. В школьном медицинском кабинете на каждого ученика заведена карта индивидуального развития Ф-26, в которую заносятся: данные обучающегося, данные о родителях, перенесенные заболевания, пропуск занятий по болезни, сведения о диспансерном наблюдении, иммунопрофилактические мероприятия, данные о плановых профилактических медицинских осмотрах. Также в медкабинете имеется картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению, списки детей подготовительной и специальной медицинской групп.

Медицинское сопровождение в школе имеет очень большое значение в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Осуществление профилактических и оздоровительных мероприятий предполагает совместную деятельность администрации, медперсонала, педагогов и родителей

Диагностико-аналитическая деятельность.

В школе ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры детей специалистами разных профилей, ведется мониторинг состояния здоровья. В течение учебного годав школе проводился плановый медицинский осмотр обучающихся 1, 5, 7 , 9,11 классов, всего осмотрено 251 обучающийся (44%). Осмотр осуществлялся узкими специалистами: хирургом, отоларингологом, окулистом, невропатологом, стоматологом, педиатром. А так же были проведены электрокардиограмма, лабораторные анализы крови, флюорография (15 лет и старше).

По результатам медицинского осмотра (Приложение № 1) школьники с выявленной патологией были направлены в лечебно-профилактическое учреждение для проведения дополнительных лабораторных исследований и консультаций узких специалистов. Цифровой анализ по результатам медицинского осмотра позволяет наметить профилактические мероприятия оздоровления детей с учетом различных патологий. Данные о состоянии здоровья детей доведены до сведения обучающихся и их родителей. По результатам обследований проводится мониторинг уровня здоровья, уровня физического развития.

С целью дифференцированного подхода к организации уроков физкультуры, все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья разделены на физкультурные группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую и группы здоровья. Занятия в этих группах отличаются объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Распределение обучающихся на группы здоровья и физкультурные группы за три года

Таблица № 2

Учебный год

Группы здоровья

Физкультурные группы

I

II

III

IV

основная

подгот.

специальная и осв.

2008-2009

27

4%

507

81%

74

12%

20

3%

535

85%

58

9%

35

6%

2009-2010

26

5%

451

80%

76

14%

6

1%

477

86%

61

10%

21

4%

2010-2011

28

5%

443

78%

85

14%

19

3%

479

83%

72

13%

24

4%

Из данных таблицы видно, что в 2010-2011 учебном году увеличилось число детей с четвертой группы здоровья и подготовительной физкультурной группой. Эти показатели увеличились за счёт увеличения в школе числа детей-инвалидов, обучающихся на дому.

В этом учебном году в школе обучалось 106 учеников, состоящих на диспансерном учете в МУЗ «ЦГБ».

Количество обучающихся, состоящих на диспансерном учете за три года

Таблица № 3

Диагноз/учебный год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Заболевания ССС

7

7

6

Заболевания ЖКТ

14

10

9

Заболевания ЦНС

52

34

26

Заболевания МПС

7

8

7

Заболевания органов дыхания

6

13

12

Заболевания эндокринной системы

3

6

5

Заболевания органов зрения

19

21

29

Заболевания опорно-двигательного аппарата

6

5

10

Кожные заболевания

1

1

1

Заболевания крови

3

1

1

ЛОР-заболевания

5

5

0

Паразитарные

заболевания

0

2

0

Кол-во детей

123

20%

113

20%

106

19%

Из данных таблицы видно, что ведущими патологиями остаются как и прежде, заболевания органов зрения и центральной нервной системы. Значительно увеличилось число детей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Данная категория обучающихся ежегодно проходит курс лечения и профилактическую терапию при городской больнице.

Ежемесячно проводится мониторинг заболеваемости в случаях заболеваний и днях, выявляются причины заболеваемости, которые доводятся до сведения педагогов. В целях профилактики простудных заболеваний организуется общая витаминизация (аскорбиновая кислота в драже). В этом учебном году витамины «Ревит» получали обучающиеся 1-4 классов, 10а и 11-х классов (261 человек), курс приёма витаминов – 2 месяца (ноябрь, март).

Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся показало, что ведущее место по заболеваемости в школе занимают ОРВИ и ОРЗ. Из 569 обучающихся в течение года переболели различными заболеваниями 262 человека, что составляет 46%. Следовательно, индекс здоровья в 2010-2011 учебном году понизился до 54% (2009-2010 учебный год – 61,1%).

Анализ заболеваемости обучающихся по справкам за три года

Таблица № 4

Диагноз

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Кол-во случаев

Кол-во дней

Кол-во случаев

Кол-во дней

Кол-во случаев

Кол-во дней

ОРВИ, ОРЗ

177

1404

145

706

233

1619

Заболевания дыхательной системы

16

209

17

251

25

217

ЛОР – заболевания

4

47

10

83

6

63

Фурункул

0

0

0

0

1

3

Конъюктевит

0

0

0

0

2

27

Заболевания ЖКТ

2

13

7

46

0

0

Заболевания МВС

1

11

0

0

Заболевания костно-мышечной системы

1

4

1

9

0

0

Инфекционные заболевания

8

88

5

34

10

112

Кишечные инфекции

0

0

2

19

0

0

Заболевания кожи

3

24

3

26

4

40

Заболевания ЦНС

4

49

0

0

Травмы

3

37

2

7

0

0

Итого

214

1826

204

1241

281

2081

Из данных таблицы видно, что в 2010-2011 учебном году увеличилась заболеваемость обучающихся заболеваниями ОРВИ и органов дыхания. В связи с этим, на следующий учебный год необходимо усилить просветительную работу с обучающимися и родителями, профилактическую деятельность по неспецифической профилактике гриппа и ОРВИ.

Также в школе проводится профилактика инфекционных заболеваний, которая является важнейшим разделом работы медицинского кабинета и ведется школьным фельдшером по 3 направлениям:

– проведение противо – эпидемиологических мероприятий;

– проведение иммунизации (с соблюдением стандартов и четких алгоритмов действия);

– санитарно-просветительная работа среди работников, детей, родителей.

Целью работы социально-педагогической службы является социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование.

В начале учебного года проводилась корректировка комплексного социально-педагогического паспорта школы на основании социальных паспортов классов.

Данные социального паспорта за три года

Таблица № 5

Выявленная категория семей, детей/ учебный год

2008-2009

(кол-во)

2009-2010

(кол-во)

2010-2011

(кол-во)

1.

Дети-сироты, опекаемые

11

9

12

2.

Дети-инвалиды

25

23

26

3.

Дети из неполных семей

89

71

65

4.

Одинокие мамы

6

2

2

5.

Дети, живущие с одним из родителей

83

69

63

6.

Дети, родители которых злоупотребляют алкоголем

7

14

10

7.

Дети – чернобыльцы

2

2

1

8.

Дети коренной национальности

9

6

9

9.

Дети, родители которых уклоняются от своих обязанностей

10

5

6

10

Дети, ветеранов боевых действий

1

2

2

11

Семьи «группы риска»

16

19

16

12

Дети «группы риска»

20

14

26

13

Семьи с низким уровнем дохода

43

23

17

В рамках проведения комплексной профилактической операции «Подросток-2010», «Контакт» в сентябре 2010 года были выявлены не работающие и не обучающиеся подростки, а также не приступившие к занятиям в школе. Данные обучающиеся были посещены на дому социальным педагогом и классным руководителем, с детьми и их родителями были проведены беседы, выяснены причины не посещения учебных занятий.

Большое внимание уделялось профилактике детского травматизма. В феврале 2011 года была проведена тематическая беседа «Состояние травматизма в школе, пути снижения показателей травматизма», на котором были проанализированы причины травматизма в школе и намечены конкретные меры для снижения этих показателей. А именно:

– разработаны дополнительные инструкции и должностные обязанности для учителей начальных классов;

– на классных часах проведены инструктажи о правилах поведения обучающихся: во время гололеда, на водоемах, на тонком льду, на железнодорожном транспорте;

– правила пожарной безопасности дома и в школе;

– правила пожарной безопасности при эксплуатации пиротехнических изделий и т. д.

Сведения о несчастных случаях во время образовательного процесса

Таблица № 6

Виды деятельности

Количество несчастных случаев

2008-09

2009-10

2010-11

1.

Учебные занятия, уроки, игры, лабораторные работы.

-

1

2

2.

Уроки трудового и профессионального обучения

-

-

-

3.

Спортивные занятия, соревнования, тренировки, закаливание

-

-

-

4.

Экскурсии, походы, экспедиции, прогулки

-

-

-

5.

Другие виды деятельности (перемена)

-

4

3

Итого:

0

5

5

Из данных таблицы видно, что количество несчастных случаев очень высокое за последние 2 года. Причём в основном они произошли на переменах. Классными руководителями проведены классные часы «Правила поведения обучающихся на перемене», индивидуальные беседы с обучающимися, а также организован досуг обучающихся на перемене, особенно младших школьников. После несчастных случаев, произошедших на уроках физической культуры и тренировках, учителями физической культуры проводились дополнительные инструктажи по технике безопасности, беседы по правилам игры в подвижные игры.

Целью логопедических занятий является воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивает в результате разноплановое систематическое воздействие, направленное на развитие речевых и неречевых процессов.

В результате проведенного обследования на школьный логопункт было зачислено 58 детей, из них 21 обучающийся имеет нарушения звукопроизношения, 29 обучающихся с нарушением чтения и письма, 8 детей имеют среднюю и тяжелую степень речевой патологии (дети-инвалиды). Из зачисленных детей было сформировано 6 групп, из числа обучающихся 2-4 классов.

Количество обучающихся с нарушением устной и письменной речью за три года

Таблица № 7

2008-2009

2009 – 2010

2010 – 2011

Всего выявлено

68

67

80

Принято на логопункт

45

45

50

Поставлено на очередь

23

22

30

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

2

2

5

Общее недоразвитие речи 111 уровня

8

5

16

Нарушение чтение и письма, обусловленное ОНР III уровня

29

33

29

Нарушение чтение и письма, обусловленное ОНР у ребенка с ЗПР или с умственной отсталостью( ОВЗ)

6

5

8

Оздоровлено

35

38

37

Продолжить коррекционную работу (с улучшением речи)

8

7

10

% от общего количества учащихся, нуждающихся в логопедической помощи (охвачено).

46

50

41

В рамках деятельности «Центра здоровья» психологической службой школы в 2010-2011 учебном году активно проводилась работа по сохранению психического здоровья школьников. Она ведется в нескольких направлениях: психологическая диагностика, психологическое консультирование, развивающая и коррекционная работа.

Диагностика проводилась в двух формах: групповая и индивидуальная.

Основные цели отслеживания психолого-педагогического статуса школьника: выявление индивидуально-личностных особенностей и определение актуального уровня развития.

В 2010 -2011 учебном году было обследовано 22 класса, что составило 70 % от общего числа классов.

Сравнительный анализ диагностируемых классов

Таблица № 8

Учебный год

Кол-во классов

Кол-во обследуемых классов (%)

2008-2009

40

16 (40%)

2009-2010

36

24 (67%)

2010-2011

34

24 (70 %)

По представленным данным наблюдается увеличение обследуемых классов. Это можно объяснить тем, что работа педагогов-психологов была скорректирована и оптимально запланирована (охвачены были практически все параллели, кроме 2-х и 7-х классов).

В параллели первых классов по отслеживанию периода адаптации была проведена следующая работа:

1. Определение готовности к школе Л. А. Ясюковой с целью прогноза и профилактики проблем обучения в начальной школе.

2. Определение школьной мотивации по Н. Г. Лускановой.

Проведенное диагностическое обследование обучающихся 1-х классов позволяет проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, объем и качество произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение), степень сформированности зрительно-моторной координации, адаптационные резервы. Все это необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе. Всего было обследовано 67 человек.

1. Скорость переработки информации, внимательность. Тест позволяет выявить медлительных детей, особенности работоспособности, истощаемость и повышенную утомляемость. Наблюдается 57,5% медлительных детей. Возможно, у них могут быть осложнения при выполнении письменных работ: либо они не будут успевать, либо будет низкое качество работы.

Анализ скорости переработки информации

обучающихся 1-х классов

Таблица № 9

Учебный

год

Кол-во

Слабый уровень

Средний уровень

Хороший уровень

Высокий уровень

2010-2011

67

39

57,5 %

19

27,5 %

10

15 %

-

-

2. Внимательность. Тест позволяет выявить детей с явными нарушениями внимания. Было выявлено 9 человек со слабым уровнем внимательности. Родителям этих детей были даны рекомендации: проконсультироваться у невропатолога и не допускать повышенных нагрузок, так как это может вызвать дезорганизацию мозга, нарушении внимания, снижение работоспособности.

Анализ внимательности обучающихся 1-х классов

Таблица № 10

Учебный

год

Кол-во

Слабый уровень

Средний уровень

Хороший уровень

Высокий уровень

2010-2011

67

9

14 %

21

31 %

21

31%

16

24 %

3. Тест Равена позволяет оценить уровень развития линейного и структурного визуального мышления, которые характеризуют начальный этап в развитии визуального мышления. По результатам обследования выявилось, что у 49,5 % детей самостоятельность мышления пока не развита и в процессе обучения им частично будет требоваться помощь взрослых. Самостоятельно разбираться в заданиях и работать эти дети еще не умеют, и этому их надо учить.

Анализ линейного мышления обучающихся 1-х классов

Таблица № 11

Учебный

год

Кол-во

Слабый уровень

Средний уровень

Хороший уровень

Высокий уровень

2010-2011

67

1

1,5 %

33

49,5 %

31

46 %

2

3 %

Метки: Вопросы управления