Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Статья "Мониторинг как аспект управленческой деятельности в условиях профильной школы"

Статья "Мониторинг как аспект управленческой деятельности в условиях профильной школы"

Анализ педагогической практики в современной средней школе показывает, что за последние годы актуальным стал переход российского образования на новый качественный уровень.

В связи с этим определился ряд проблемных вопросов:

– организационное переустройство воспитательно – образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей;

– научный мониторинг уровня здоровья, уровня общего развития, обученности учащихся;

– определение роли педагогического мониторинга в сфере образовательного пространства, отработка четких критериев оценивания системы управления школой;

– признание ценности индивидуальности человека;

– процессы гуманизации и стандартизации в области образования;

– внедрение инновационных технологий в обучение.

Для эффективного решения этих проблем современной школе необходимо построить свою деятельность на диагностико – прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей построение воспитательно – образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

В связи с этим объектами педагогического мониторинга становятся все участники педагогического процесса (ученики, учителя, классные руководители) и сам педагогический процесс.

Актуальность данного вида работы обусловлена тем, что осознанное управление школой возможно только при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно – воспитательного процесса, степени и характере воздействий объективных факторов среды. Именно внедрение системы педагогического мониторинга во все сферы образовательного пространства дает возможность получить такую информацию о текущем состоянии учебного процесса. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, раскрывающая соответствие фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Но конечные цели не всегда соответствуют планируемым, поэтому задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить причины отклонения.

Цель мониторинга – обеспечить педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений; определить, насколько рациональны педагогические средства, применяемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства ( формы, методы обучения, режим учебной работы и др. ) адекватны возрастным особенностям школьников.

Логика построения мониторинговой деятельности в школе (1 этап – подготовительный; 2этап – сбор информации; 3 этап – преобразование информации; 4 этап – анализ данных с целью формирования выводов) определяет содержание, формы, основные показатели, по которым идет сбор информации.

Методами сбора, обработки и накопления информации являются:

наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контроль ЗУН, анкетирование, тестирование, самооценка, опрос.

Обработка и накопление материалов может проводиться в компьютерном варианте и в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

Показателями, отражающими состояние изучаемого объекта, являются:

– степень обученности учащихся;

– выполнение государственного стандарта;

– динамика обученности класса (отслеживание качества знаний) через параллели школы (сравнение данных учебной четверти, полугодия, года);

– итоги контрольных срезов, тестов, экзаменов и т. д. ;

– выполнение программ всеобуча;

– данные об устройстве выпускников.

Мониторинг и оценка будут настолько эффективны, насколько корректно заданы стандарты и нормы по изучаемому предмету исследования.

За переработкой и анализом полученной информации идет выработка корректирующее – управленческих воздействий и намечаются пути их осуществления – «реагирование на ожидаемые изменения ситуации, реагирование на наступившие изменения, реагирование на ошибки».

Проведенный анализ дает возможность выделить узловые моменты построения и реализации процесса управления качеством образования.

Таким образом, наряду с информационной и аналитической функциями, мониторинг реализует функции контроля, коррекции, диагностико – прогностического слежения за состоянием и развитием педагогического процесса, его субъектов.

Литература

• Башарина Л. А. Мониторинг учебного процесса в средней школе // Завуч. – 2001. – № 5.

• Вертохвостова Г. А. Роль педагогического мониторинга в системе образовательного учреждения // Завуч. – 2000. – № 8.

• Корнева О. А. Педагогический мониторинг // Завуч. – 1998. – № 6.

• Лазарев В. С. , Поташник М. М. Управление развитием школы. – М. , 1995. – С. 220.

• Полонский В. М. Оценка знаний школьников. – М. , 1981.

• Третьяков П. И. Управление школой по результатам. – М. , 1998.

• Лопатина М. А. Внутришкольный мониторинг \\ Завуч. – 1999. – № 6.

• Шишов С. Е. , Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. – М. , 2000. – С. 121.

• Матрос Д. Ш. и др. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Народное образование. – 2000. – № 8.

Метки: Вопросы управления