Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа патриотического воспитания "Отечество"

Программа патриотического воспитания "Отечество"

Введение.

Программа гражданско – патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с документами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ростовской области, комплексно – целевой программой МОУ СОШ №8 города Гуково Ростовской области.

Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно – деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельности органов государственной власти организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью гражданско – патриотического воспитания является военно – патриотическое воспитание учащихся.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Система гражданско – патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями, деятельность средств массовой информации.

Создание системы патриотического воспитания предполагает консолидацию деятельности школы с внешкольными организациями, советом ветеранов, творческими союзами города по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания. Исходя из требований времени и особенностей развития школы и общества, в целом, разработана эта программа «Мы – патриоты России». Программа содержит основные цели и задачи, сроки и этапы ее использования, систему мероприятий, в том числе нормативного и ресурсного ее обеспечения.

Цель и задачи Программы.

Целью

Программы является воспитание личности молодого патриота – гражданина России, уважающего права и свободы человека, в своих поступках ориентированного на благо Родины и народа, готового защищать интересы России, возрождать ее славу своим трудом и талантом.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • Формирование у учащихся стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
  • Способствовать консолидации российского общества;
  • Приобщать детей и молодежь к ценностям мировой , национальной и региональной культуры;
  • Развивать у учащихся и молодежи личностные черты, свойственные национальному характеру и менталитету русского народа, донского казачества;
  • Создавать условия для становления граждан правового, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой ответственностью и нравственностью;
  • Повышать престиж военной службы и формировать у юношей позитивную мотивацию к службе в рядах Российской армии;
  • Воспитывать чувство национального достоинства, уважения и гордости к истории своего народа, обеспечивать историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;
  • Вовлечь учащихся в физкультурно – массовую, оборонно – спортивную и оздоровительную работу, в общественно – полезную, трудовую, экономическую и социокультурную деятельность в интересах общества, государства, его важнейших институтов.

Основные концептуальные идеи.

– Принцип системности (интегративности) выражается в целенаправленном комплексном подходе к патриотическому воспитанию. Предполагает единство учебной и внеурочной деятельности при решении задач патриотического воспитания, взаимодействие общего и дополнительного образования, школы и общественности.

– Принцип сквозного характера патриотического воспитания заключается в непрерывности этого процесса, начинающегося в детстве и продолжающегося в течение всей жизни человека. Значит, эта работа должна актуализироваться с учетом особенностей возрастной и социальной психологии воспитанников.

– Принцип природосообразности заключается в учете половозрастных особенностей, в изучении и развитии индивидуально – личностных свойств школьников.

– Принцип культуросообразности предполагает, что патриотическое воспитание учащихся основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, которые не противоречат друг другу. Этим самым обеспечивается уважительное отношение к различным общностям людей, их мировоззрениям культур и народов как предпосылка развития патриотических чувств у детей.

– Технологически реализуется этот принцип посредством культурно – средового подхода к организации патриотического воспитания. Это означает, что микросреда должна способствовать воспитанию любви к родному краю, Родине, гордости за родных и близких, которые своим ратным и мирным трудом заслужили славу и уважение среди окружающих.

– Принцип Я – сообразности (деятельностного подхода), предполагающий овладение основными видами практической жизнедеятельности; признание уникальности и ценности каждой личности.

Программа реализуется на основе единства школьных программ «Здоровье», «Культура», «Деятельность.

Основные направления патриотического воспитания учащихся.

– Патриотическое воспитание в учебной деятельности, опирающееся на содержание учебного предмета. Изучение истории науки и места в ней отечественных ученых.

– Военно-патриотическое и героическое воспитание учащихся: формирование любви к Родине, ее славной истории, готовности служить в рядах Вооруженных сил России и защищать ее независимость.

– Историки – краеведческая работа, знакомство учащихся с историей родного края, историческими и памятными местами Ростовской области.

– Литературное краеведение, изучение литературного наследия писателей и поэтов Донского края, прославивших родную культуру, мест, связанных с их жизнью и творчеством.

– Туризм и географическое краеведение: воспитание любви к родной природе, восхищения ее красотами, изучение природных особенностей Донского края.

– Воспитание патриотических чувств в процессе экологического воспитания. Природоохранная работа.

– Патриотическое воспитание детей средствами художественного ремесла, декоративно – прикладного искусства, устного народного творчества, музыкального фольклора.

– Патриотическое воспитание в процессе разнообразной внеучебной деятельности культурного досуга.

– Воспитание добросовестного отношения к труду, вовлечение учащихся в общественно – полезную деятельность, работу по самообслуживанию.

– Участие учащихся в работе школьного музея.

– Деятельность детской организации «Содружество», «Казачок».

– Физкультурно – массовая и оборонно – спортивная работа.

– Культивирование здорового образа жизни. Закаливание, воспитание силы и выносливости, опираясь на русские казачьи традиции.

– Исследовательская и поисковая работа учащихся, работа в архивах, экспедициях, музеях по изучению истории Великой отечественной войны, жизни героев.

– Проведение благотворительных концертов, по сбору средств детям – сиротам, организация праздников «Подарим радость» для ветеранов Великой отечественной войны, сирот и больных детей.

– Проведение народных праздников, фольклорных конференций, конкурсов по истории семьи, улицы.

Основные национальные ценности русского народа и донского казачества, которые должны быть возрождены в умах и сердцах молодого поколения.

– Самоценность жизни и человеческой личности.

– Русский язык и народный фольклор.

– Многообразие, бесценное наследие русской культуры, культуры славянских народов.

– Величие и богатство русской земли, многонационального государства, его территория и природные сокровища.

– Семья, хранящая духовную культуру родного народа.

– Историческое богатство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

– Святость и доблесть защитников родины, милосердие и жертвенность народных героев.

– Духовная сила свободного труда.

– Комплекс черт и качеств русского национального характера: любовь к Отечеству, готовность к его защите, чувство товарищества, единения, уважения к старшим, мужество, помощь слабым, обостренное чувство правды, справедливости и истины, чувство долга, гостеприимство, совестливость.

Основные заповеди, которых следует придерживаться:

– Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее;

– Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;

– Береги красоту родного языка, помогай другим овладевать им;

– Изучай историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожи историей своего народа;

– Свято относись к символике своего народа;

– Знай и умей найти объект, нуждающийся в государственной охране, помоги сохранять его для будущих поколений.

Примерные виды деятельности и

организационные формы патриотического воспитания.

Начальная школа.

Изучение народного фольклора (песен, сказок, пословиц, поговорок), родной речи, культуры общения и поведения (программы «Этическая грамматика»)

Воспитание у детей любви к родному дому, к родным местам, к героям и защитникам Родины, восхищение перед подвигами юных героев и стремление подражать им в играх (программа «Дон заветный»)

Воспитание желания работать на общую пользу, выполнять посильные общественные поручения, участвовать в коллективных делах класса, осознавать ответственность перед товарищами (игра «Казачата»)

Формы работы: игры, утренники, путешествия, спектакли.

Основная школа.

Расширение и углубление представлений о профессиях (программа «Профессия»). Углубление интереса к проблемам нравственности, самовоспитание и самообразование учащихся, активизация процесса формирования идеалов.

Воспитание любви к России, устойчивого интереса к ее прошлому, настоящему и будущему, чувства уважения к своему народу и другим народам, проживающим на территории Ростовской области, стремление готовиться к защите Отечества.

Углубление понимания нравственного долга и готовности следовать ему, умения дорожить интересами класса и школы.

Воспитание у детей любви к спорту.

Формы работы: беседы, походы. Экскурсии, конкурсы, турниры.

Средняя школа.

Не только вовлечение старшеклассников в общественную деятельность, но и привитие им организаторских навыков, навыков управления и руководства порученной работой.

Выработка у школьников чувства гражданского долга, умения сочетать в работе требовательность и исполнительность, знание дела с социальной инициативой.

Развитие понимания сущности морали как формы общественного сознания, умения критически оценивать поступки других и быть самокритичным, желания бороться за возрождение славы России своим трудом и талантом, а при необходимости и защищать ее независимость.

Формы работы: поисковые формы, диспуты, дискуссии, классные собрания, сочинения.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Программа предусматривает преемственность между возрастными ступенями.

Участники программы.

– Учащиеся;

– Классные руководители;

– Учителя – предметники;

– Руководители кружков, клубов;

– Старшая вожатая;

– Психолог;

– Родители;

– Социум.

Механизм реализации Программы.

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Совет по патриотическому воспитанию учащихся школы из числа администрации, учительского и ученического состава, родителей и представителей общественности.

Эффективный механизм формирования гражданской культуры – интеграция в единую образовательную систему академической деятельности, дополнительного образования, социальной инициативной практики учащихся, жизнеуклада, ценностной среды школы, школы и семьи, педагогов и родителей.

Предполагаемый результат.

– Совершенствование системы патриотического воспитания.

– Формирование у молодежи чувства гордости за героическое прошлое своей страны.

– Активизация интереса к углубленному изучению истории России.

– Возрождение у подростков традиционных моральных ценностей.

– Укрепление здоровья и совершенствование физической подготовки детей и подростков.

Критерии и показатели мониторинга

патриотического воспитания.

Критерии

Показатели

Воспитанность

Гуманность личности

Повышение уровня развития самодисциплины

Воспитанность гражданских качеств личности.

Уровень развития культуры общения и взаимодействие с людьми.

Развитие мотивации участия в совместной (коллективной) деятельности.

Освоение социокультурной среды.

Социальная адаптированность, освоение социальных ролей.

Широта кругозора.

Развитие коммуникативных навыков.

Знание социальных норм, правил общежития и правовых актов, регулирующих жизнедеятельность школы.

Развитие умений коллективной деятельности.

Освоение навыков успешной (трудовой) деятельности.

Овладение умениями и навыками художественного творчества и творческого преобразования окружающего мира.

Творческая активность.

Социальная зрелость учащихся.

Развитие самостоятельности.

Общественная активность

Развитие лидерских качеств личности. Уверенности в себе, умений делать выбор и принимать решения.

Социальная ответственность.

Построение жизненной перспективы. Готовность к выбору профессии.

Созидательно – творческая направленность личности, трудолюбие.

Работа человека по саморазвитию. Самообразованию и самовоспитанию.

Сформированность Я – концепции.

Адекватность самооценки.

Устойчивость интересов.

Сформированность представлений о жизненных целях и о возможном выборе профессии.

Умение планировать саморазвитие.

Повышение самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

Методики изучения результативности программы.

Аспекты исследования

Диагностические средства.

Уровень социализированности учащихся

Тестовая карта коммуникативной деятельности.

Оценка уровня общительности ( тест В. Ряховского )

Тестовая карта коммуникативной деятельности.

Тест оценки коммуникативных умений.

Уровень развития творчества

Батарея тестов «творческое мышление»

Анализ личностных достижений учащихся.

Опросник креативности Джонсона.

Уровень нравственной воспитанности личности

Тест Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Ценностные ориентации и направленность личности

Опросник «исследования жизненных ценностей старшеклассников»

Уровень физического развития личности

Выполнение контрольных нормативов по физической культуре.

Анализ спортивных достижений учащихся.

Уровень правовой культуры учащихся.

Пакет методик исследования правовой культуры учащихся.

Уровень общественной активности

Анализ социальных инициатив учащихся

Анализ участия школьников в организации коллективной творческой деятельности

Педагогическое наблюдение.

Уровень самоопределения

Карта интересов склонности

Направленность личности

Анкета «Выбор»

Ценностные ориентации и направление личности

Недописанный тезис

Метод ТАТ

Метод недописанного рассказа

Метод «Акт добровольцев»

Фантастический выбор

Самооценка

Ценностные ориентации

Три желания

Метки: Воспитательная работа