Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проект по управляющему совету. Ч. 1

Проект по управляющему совету. Ч. 1

1. Обоснование актуальности и востребованности проекта

Когда начинаешь размышлять о самоуправлении в коллективе школы или класса, то вспоминаются слова А. С. Макаренко: «Я все свои 16 лет педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности».

Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

Этому может служить создание социальной практики, участие в которой поможет школьникам получить опыт. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, являются школьное самоуправление (или иные формы участия детей в управлении школой) и разнообразные формы внутришкольной социальной активности.

Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, Управляющих советов, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций: подростка и педагога.

С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

У подростков возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Таким образом, создание современного школьного самоуправления на сегодняшний день актуально для реализации потребностей в рамках общества. В своей работе мы хотим обобщить опыт организации и проведения выборов в Управляющий совет школы, обязательными членами которого являются представители ученического совета, прошедшие настоящую процедуру выборов.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано, у школ в прошлом был богатый опыт сотрудничества с пионерскими и комсомольскими организациями. Мы понимаем, что самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других.

Но опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона “Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

На наш взгляд, проблема заключается в следующем:

1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

2. Иногда педагоги оказывались не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль “связного” с администрацией.

5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

представительское направление – участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления;

разрешение конфликтов – посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности;

информационное направление – информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета;

шефское направление – организация шефства старших над младшими;

внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом;

организаторское направление – поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников;

правозащитное направление – защита прав учеников в школе.

Правозащитное направление, как одно из самых популярных в школьной среде интересно тем, что, в отличие от других направлений, оно подкреплено минимально необходимой законодательной базой.

Школьное самоуправление на современном этапе развития имеет свои проблемы и сложности, для эффективности функционирования и решения проблем немаловажную роль играют направления деятельности, которые помогают разнообразить и заинтересовать обучающихся.

Как вариант преодоления сложностей в деятельности самоуправления, можно предложить примерное Положение о представительном органе ученического самоуправления (Положения об Управляющем Совете школы, обязательными членами которого являются представители ученического совета, прошедшие настоящую процедуру выборов ).

У нашей страны великая история и героическое прошлое. Сейчас российское общество переживает сложный этап своего становления. Ведётся интенсивный поиск новой системы ценностей, появляются новые ростки гражданского общества. И одним из способов улучшить положение в нашем государстве является проведение выборов, например, выборов в Государственную Думу, выборов Президента России. Каждый гражданин нашего государства должен относиться ответственно к этим мероприятиям, чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять, что от вашей позиции зависит многое в этой стране. Каждый из нас должен с гордостью говорить: «Я – гражданин России».

В нашей школе планируется проведение выборов в Управляющий совет, основной целью которого является повышение правовой культуры и организация представительства ученического сообщества среди школьников.

При организации выборов будут соблюдены все этапы избирательного процесса:

1. подготовительный (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

2. выдвижение и регистрация кандидатов;

3. предвыборная агитация и финансирование выборов;

4. голосование и подведение итогов.

Для выборов в Управляющий совет было выработано:

– Положение о порядке выборов членов Управляющего Совета

(Приложение 1),согласно которому были проведены родительские собрания, классные часы с выдвижением кандидатов;

– Положение о порядке формирования Управляющего Совета

(Приложение 2);

– Положение об Управляющем Совете (Приложение 3);

Управляющий совет является коллегиальным органом управления в общеобразовательном учреждении, реализующим принцип демократического, государственно– общественного характера.

Выборы в Управляющий совет школы пройдут 19 марта 2010 года.

Для определения необходимости выборов была проведена анкета «Выборы глазами обучающихся» (Приложение 4).

В анкетировании приняло участие 134 респондентов в возрасте от 14 до 17 лет, среди них 67 девочки и 67 мальчика.

На вопрос: «Откуда вы узнали о выборах в Управляющий совет школы?» мнения респондентов распределились следующим образом:

– на классном часе– 60 %;

– от друзей– 20 %;

– на информационном стенде -10 %;

– на сайте школы – 10 %;

На вопрос: «Придете ли вы участвовать в выборах?» респонденты ответили:

Да – 80 %;

Нет – 7 %;

Не очень – 13 %.

Данное анкетирование позволило прийти к выводу, что выборы проводить необходимо, и основной части обучающихся будет интересно участвовать в этом избирательном процессе.

По мнению большинства опрошенных респондентов, Управляющий совет не является некой «волшебной палочкой», посредством которой можно решить все сегодняшние проблемы школы. Но в рамках Управляющего совета, мы в нашей школе сможем принять решения о более благоприятном режиме обучения детей, о выборе наиболее актуальных и востребованных для учеников профилей обучения, сможем влиять на распределение внебюджетных средств и на перспективы развития нашей школы и многое другое.

Таким образом, Управляющий совет не призван заменить администрацию школы и учителей – он должен дополнить их функции в плане стратегического управления школой.

2. Цель проекта:

Создание органа Управляющего Совета государственного (муниципального) общеобразовательного учреждения

Задачи:

– разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую выборы в Управляющий совет школы;

– организовать и провести выборы в Управляющий совет школы;

– повышение правовой культуры и организация представительства ученического сообщества среди школьников.

3. Основные направления деятельности, этапы по направлениям

Этапы

Направления деятельности

Сроки реализации

1-ый

Аналитический

Ноябрь-февраль 2009-2010 г.

2-ой

Организационный

Декабрь-март 2009-2010

3-ий

Разработка проекта

Ноябрь-март2009-2010 г

4-ый этап

Реализация проекта

Март 2010 г

4. Основные методы работы, технологии реализации проекта:

Методы работы над проектом

Технологи реализации проекта

Аналитический

Игровой

Диспуты

Дискуссии

Дебаты

Процедура выборов

5. Кадровое обеспечение проекта

Кадровое обеспечение

Сфера деятельности

Заместитель директора по ВВВР

Управленческая деятельность

Педагог-психолог

Психологическое сопровождение участников проекта

Социальный педагог

Правовое сопровождение участников проекта

Педагог организатор

Организация процедуры выборов

8,9. Основные партнеры, краткое описание опыта реализации, перспективы проекта

Ожидаемые результаты

1. Система гражданско-патриотического воспитания в образовательной среде школы будет усовершенствована благодаря включению в процесс по гражданскому воспитанию общественных объединений и органов ученического самоуправления.

2. Молодые люди – организаторы и участники проекта – получат правовые знания.

3. В образовательном учреждении произойдет демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечится широкое участие членов школьного коллектива в управлении школой, будут созданы возможности для гражданской деятельности учащихся не только в рамках учебного процесса, но и вне его.

4. В рамках реализации проекта произойдет создание в образовательных учреждениях правового пространства, развитие самоуправления.

5. В практику образовательной и воспитательной работы будут внедрены педагогические технологии программной деятельности (социального проектирования, коммуникативных образовательных технологий (дискуссии, дебат-клубы).

Качественные характеристики:

– знания базовых ценностей патриотизма;

– активизация собственных нравственных позиций и стремлений к самоактуализации.

– принятие Кодекса патриотизма образовательного учреждения.

Количественные характеристики:

– увеличение участников детских объединений гражданско-патриотической направленности;

– высокий уровень поступления выпускников школы в сузы и вузы города и за его пределы;

– повышение показателей, характеризующих патриотическую, развивающую образовательную среду;

– широта образовательной среды (количество привлеченных к проекту родителей, консультантов, число экскурсий)

– интенсивность образовательной среды (число дискуссий, тренингов, имитационных игр).

– социальная активность образовательной среды (количество занятых во внеучебной совместной деятельности, количество публикаций учащихся и учителей в СМИ, количество контактов вне школы).

10. Финансово-экономическое обоснование проекта (смета расходов предполагаемых затрат)

Смета проекта

Перечень необходимых средств

Описание

средств

Назначение

средств

Общая стоимость

средств

1.

Канцелярские товары

Бумага: А4, А3,ватман;

авторучки,

маркеры,

фломастеры, файлы, мелки, краски, цветные карандаши, скрепки, ножницы, клей, ластик, тетради, папки, цветная бумага; пленки для оформления аналитических материалов

Для проведения мероприятий, разработки проектов.

20 тысяч рублей

2.

Галантерейные товары

Ленточки, веревка, нитки, небольшие призы за успехи в мероприятиях

Проведение ролевых игр, конкурсов , акций в работе с детьми их родителями, представителями ИДН

10 тысяч рублей

3.

Аудио– и видео– аппаратура

Музакальнай центр, установка караоке, компьютер.

Для проведения мероприятий

20тысячи рублей

4

Мебель кабинета школьника (стеллажи,

100 тысяч рублей

Письмо – отзыв

В работе «Выборы в Управляющий совет школы» авторы попытались представить проект проведения выборов в Управляющий совет школы, как одну из форм реализации прав обучающихся в школьной жизни.

Через выборы в Управляющий совет будет предоставлена возможность обучающимся «избирать и быть избранным» в руководящие органы, планировать свою внеурочную деятельность. Все это способствует формированию гражданской позиции, позволяет обучающимся повысить социальную компетенцию, уметь самостоятельно принимать решение и почувствовать ответственность, получить практическое освоение навыков. Подросток вырабатывает необходимые коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества, формирует чувство ответственности не только за себя, но и за других.

Согласно Конституции РФ ст. 2 «Человек, его права и свободы является высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства». Обучающимся будет дана возможность выбора кандидата представляющего их интересы. Каждый ученик должен ответственно относится к этим мероприятиям, чтобы почувствовать себя причастным к жизни школы.

Литература

1. Основные кодексы и законы Российской Федерации. С-П. : 2002г. , 446 с. , 663 с.

2. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М. : Центр «Педагогический поиск», 2002 г. , 160 с.

3. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н. Л. / М. : «Педагогическое общество России», 2001 г. , 284 с.

4. Макаренко А. С. О воспитании. М. : 1990г. , 16 с.

5. Нечаев М. П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.

6. Никитин А. Ф. Правоведение. М. : 2005г. , 132-139 с.

7. Никифорова Г. Н. Программа по воспитательной работе для 10-11-х классов «Будущее в настоящем» // Классный руководитель № 3/2002 г.

8. Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель № 3/2003 г.

9. Прутченко А. С. , Новикова Т. Г. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист № 4/2006 г.

10. Чашников Л. А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 1993. № 9. С. 36-41.

Метки: Воспитательная работа