Патриотическое воспитание при обучении физике
Патриотическое воспитание при обучении физике
В последние годы по-новому формулируются цели образования и воспитания: школа должна не только повышать интеллектуальный потенциал страны, но и создавать условия для формирования из каждого свободной, творческой, критически мыслящей личности, способной осознать и развивать свои задатки склонности, находить своё место в жизни.
В связи с этим внимание педагогики привлечено к повышению воспитательной роли обучения, формированию интереса к учёбе, основанного на мотивации и рефлексии, создание личностной направленности обучения. Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни.
Я работаю в классах оборонно-спортивного и информационно-технологического профиля.
Цель учебно-воспитательной системы школы – формирование целостной личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны, инициативного, самостоятельного, просвещённого, зрелого в суждениях, способного учиться не только в военных институтах.
На уроках физики, излагая учебный материал, можно ярко и убедительно, не нарушая его логики, показать роль и преемственность патриотических традиций в развитии науки и техники.
Патриотический материал в курсе физики предназначен пробудить благородные чувства, оставить в сознании детей глубокий след, воздействовать не только и не столько на ум, сколько на чувство, начиная с первого года обучения предмету, т. е. с седьмого класса.
При изложении вопроса о плавании тел рассматриваю качественную задачу на практическое применение в жизненной ситуации.
Задача. Необходимо переправить тяжёлую чугунную трубу с одного берега реки на другой. Если трубу поместить в лодку, то лодка погрузится в воду до краев и нельзя будет сесть гребцу. Найти способы переправить трубу.
Такое задание создаёт в классе живую творческую атмосферу. Оно интересно и вместе с тем психологически и практически подготавливает ребят к самостоятельному поиску научных выходов из неожиданной ситуации.
При встрече с ветераном Великой Отечественной войны Путенихиным М. В. в школьном музее истории кадетских корпусов России семиклассники обратили внимание на фотографии и вырезки из газет, где для переправы на другой берег советские воины под ураганным огнём врага умело использовали помимо специальных разные подручные средства: брёвна, доски, пустые бочки, набитые соломой плащ-палатки.
При изучении давления полезно предложить ученикам задание: самостоятельно отыскать способ пешего перехода через топкое, труднопроходимое болото.
Выслушав и разобрав «изобретения» учащихся, вспоминаем кадры одного из фильмов о Великой Отечественной войне, где показан способ перехода через топь, предложенный солдатами в беседе с маршалом Г. К. Жуковым при подготовке наступления советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г.
При рассмотрении темы «Роль отечественных учёных в развитии науки и техники» особо выделяю вопрос об открытии радио А. С. Поповым. Ему принадлежат такие замечательные слова: «Я – русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей Родине…» [1, с. 215].
Привожу примеры использования радио как средства связи в экспедициях, на флоте, в авиации и космонавтике, военном деле, подчеркнув роль радио в период Великой Отечественной войны.
Одним из многочисленных примеров применения радио в дни войны было изобретение радиомин советским инженером В. И. Бекаури.
При проведении уроков-конференций рассматриваю те области науки и техники, прогресс которых очень нагляден, например развитие авиации и космоса. Стали возможны космические полёты, претворение в жизнь идей учёного и изобретателя К. Э. Циолковского русским конструктором космических кораблей С. П. Королёвым. Учащиеся в своих сообщениях и рефератах рассказывают об оборонном значении ракет.
В начале Великой Отечественной войны в нашей стране были созданы легендарные минометы «Катюши» для стрельбы реактивными снарядами. Они были испытаны 14 июня 1941 года на железнодорожном узле Орша, и на протяжении всей войны держали в страхе врага.
Рассматривая тему в старших классах о развитии атомной науки и промышленности, отмечаем выдающуюся роль академика И. В. Курчатова, его работы по использованию атомной энергии в мирных целях и по созданию атомного оружия для усиления обороноспособности нашей Родины.
В процессе обучения, чтобы ученики осмысливали учебный материал; просмотренные кинофильмы; материал из интернета; прочитанную литературу и сделали соответствующие выводы, я предлагаю им ответить на вопросы, цель которых дать учащимся пищу для размышлений, заставить задуматься о необходимости приобретения глубоких физических знаний, понять важность выработки в себе высоких нравственных качеств.
Так, по материалу, относящемуся к вводным урокам, рекомендую следующие вопросы:
1) Почему называют А. С. Попова патриотом своей Родины?
2) Какие черты характера С. П. Королёва считаете ценными и хотели бы развить в себе?
3) Какое значение имеет физика в обороне страны?
В нашей школе в кадетском корпусе «Виктория» по традиции в феврале проводится военно-спортивная игра «Ратник». Перед игрой мной была проведена викторина для «стрелков» и «разведчиков».
Приведу некоторые её вопросы:
1) Какие приспособления применялись для стрельбы в древности? На каком физическом явлении основывалось их действие?
2) Кого из русских конструкторов автоматического стрелкового оружия вы знаете?
3) Каково значение скорости пули винтовки?
4) Отчего зависит кинетическая энергия пуль в винтовке?
5) Как пройти разведчику через болотистую местность?
6) Назовите прибор, который разведчик брал, если шёл на разведку ночью?
И те команды, которые участвовали в викторине, смогли успешнее других выполнить «боевые задания».
По окончании игры «Ратник» ребята сделали вывод: от знания и умения «воина» будет зависеть жизнь не только его самого, но и его «боевых» товарищей. Вот почему так необходимы каждому воину прочные и глубокие знания физических основ действия различных средств борьбы.
Тревога за судьбу страны, за её будущее, беспокойство за себя и близких ранят сердце каждого. Ведь Родина у каждого из нас, как и мать, одна! Для этого мы должны хорошо и добросовестно делать своё дело, не жалеть себя ради этой цели.
Литература
1. Кузнецов И. В. Люди русской науки. Очерки. – М. : Физматгиз, 1961.
2. Иванова Е. И. Концепция воспитательной системы кадетского корпуса «Виктория» МОУ «СОШ №19 г. Старый Оскол», 2007.
3. Физика в школе: Научно-методический журнал, 5/2004.
4. Каторин Ф. В. и др. Уникальная и парадоксальная военная техника. – СПб. , 2003.
5. Универсальная школьная энциклопедия. / Под ред. Е. Хлебалина. – М. : Аванта+, 2003.
В. М. Солдатова, МБОУ "Средняя школа №19 с УИОП", г. Старый Оскол
Метки: Воспитательная работа