Классный час «Права и обязанности ребенка»
Классный час «Права и обязанности ребенка»
Цели:
– повторить основные положения Конвенции о правах ребенка;
– соотнести права и обязанности детей;
– способствовать осознанию ответственности за свои права;
– формировать положительное отношение к правам других.
Классный руководитель: Первым документом, регулирующим права детей, является Декларация о правах ребенка, которая была принята в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую Декларацию, содержащую 10 фундаментальных принципов обеспечения защиты и благосостояния детей. Декларация 1959 года послужила основой для подготовки очень важного документа, регулирующего защиту прав детей во всем мире, – «Конвенции о правах ребенка», которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Данная Конвенция – это не список прав ребенка, это перечень тех обязательств, которые государства возложили на себя для защиты данных прав.
Ребята, какие права детей знаете вы? (ответы учащихся. )
Небольшой перечень прав ребенка, признанных Конвенцией:
– Согласно определению, данному в Конвенции, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".
– Каждый ребенок имеет право на жизнь.
– С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства.
– Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
– Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.
– Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
– Ребенок имеет право на образование.
– Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.
– Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.
Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребенка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.
Наше государство подписало этот документ.
Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
Классный руководитель: Конвенция о правах ребенка содержит не только права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни. Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: "я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя". Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
Вопросы на доске:
– Можно ли не допускать ссор?
– В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?
Классный руководитель: Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.
Разыгрывается сценка:
"Насилие над личностью "
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.
(Садится за стол, начинает есть. )
Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола. ) Спасибо, я так наелся.
Мать: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка. (Садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости, папа.
(Обсуждение действий сына. )
Классный руководитель: А какие права и обязанности есть у ребенка в школе? (Обсуждение. )
Права и обязанности учащихся.
Учащиеся имеют право:
1. На защиту и уважение достоинства и неприкосновенность личности.
2. На неприкосновенность личной собственности и тайну переписки.
3. Свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в корректной форме, не ущемляя права и достоинства учителя и других учеников.
4. На свободную форму одежды, соответствующую Уставу школы (деловой костюм).
5. На создание клубов, секций, кружков и других объединений по интересам, а также общественных организаций.
6. На свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
7. На предварительное уведомление о контрольной работе.
8. На одну контрольную работу в течение одного дня.
9. На получение информации от администрации, учителей, органов самоуправления, касающейся успеваемости и поведения.
10. На объективную оценку своих знаний и умений.
11. На отдых во время перемен и каникул.
12. Обратиться к педагогическому совету с просьбой о переводе в другой класс с различным уровнем обучения и другим профилем.
13. На охрану здоровья и медицинское обслуживание в пределах школы.
14. На получение дополнительных (в т. ч. платных) образовательных услуг.
Учащиеся обязаны:
1. Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устава школы.
2. Подчиняться обоснованным требованиям педагогов и администрации.
3. Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы, возмещать причиненный ущерб.
4. Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, работников школы, учащихся, родителей, посетителей.
5. Иметь все необходимое (учебные пособия, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.
6. Приходить на занятия не мене, чем за 5 минут до начала урока.
7. Добросовестно исполнять обязанность дежурного.
8. Соблюдать тишину во время уроков.
9. Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая учащихся и педагогов от учебного процесса); иметь сменную обувь.
А всегда ли вы выполняете обязанности школьника?
(Обсуждение)
Подведение итогов: Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам.
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей.
И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.
И. В. Гущина, МОУ "ООШ № 78", Саратов
Метки: Воспитательная работа