Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Час общения на тему: «Семья в жизни человека» 11 класс

Час общения на тему: «Семья в жизни человека» 11 класс

Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.

Задачи:

– воспитывать уважительное отношение к понятию «семья».

– развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.

Предварительная подготовка:

  1. Ребята подбирают пословицы и поговорки по теме «семья»;
  2. Готовят плакаты, связанные с темой «семья».
  3. Предварительный опрос родителей, родственников, педагогов:
    • Счастливы ли вы в своей семье?
    • Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
    • Что дает человеку семья, по вашему мнению?
  4. Предварительные проблемные вопросы для обсуждения за круглым столом:

– история возникновения слова «семья», его магнетизм;

– условия, при которых семья не может существовать;

– почему по статистике холостые мужчины и незамужние женщины живут меньше, чем семейные люди?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л. Н. Толстой

«Я твердо убежден в том, что семья – это та сказочная пена

морская из которой рождается красота»

В. А. Сухомлинский

Звучит фонограмма «Родительский дом» муз. Шаинского, слова Рябинина.

I. Кл. руководитель на фоне музыки читает:

Зерно прозревает в земле,

Дитя прозревает в семье.

В семье человек вырастает,

И все, что потом обретает,

Приходит к нему не извне…

Учись в человеческой жизни

Служить и семье и Отчизне.

А. Рева

Рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой и не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»? (учащиеся называют ассоциации по цепочке)

Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Семья – это группа совместно проживающих близких родственников. (Определение толкового словаря).

Семья – это особый мир, где сплелись в единое целое, все стороны человеческой деятельности: отношений, мыслей, чувств близких людей.

Семь Я – дочь (сын), внучка (внук), сестра (брат), жена (муж). В семье каждый из нас имеет множество воплощений, исполняет несколько ролей по сути, решительно отличающихся друг от друга и т. д.

Кл. руководитель: Каковы же функции семьи?

Основное назначение семьи – удовлетворение определенных потребностей (общественных, групповых и индивидуальных). Это репродуктивная, хозяйственно-экономическая, организация досуга и отдыха, коммуникативная и воспитательная.

II. Анализ предварительного опроса родителей, родственников, педагогов.

  • Счастливы ли вы в своей семье?
  • Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
  • Что дает человеку семья, по вашему мнению?

III. Исторические сведения

Ученик: С давних времен людей волновали вопросы семейных отношений. В 16 веке в России появился «Домострой». Книга, в которой имелись вещи весьма полезные, давались поучения и наставления всякому христианину: и мужу, и жене, и детям. В ней шла речь об ответственности супругов друг за друга, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи. В 22 главе, которая называется «Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им и утешать их во всем» написано:

«Чада, вслушайтесь в заповеди господни, любите отца своего и мать свою и слушайтесь их и повинуйтесь им божески во всем, старость их чтите, и немощь их и страдание, всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними будете на Земле… Вы же дети , делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и благотворят вас они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит»

IV. Классный руководитель: Ребята, как вы думаете, при каких условиях не может существовать семья?

Учащиеся работают в группах, разделив условия на три группы (психологические, материальные, нравственные).

Психологические условия

Материальные условия

Нравственные условия

– несовместимость: характеров, желаний ;

– отсутствие общих интересов;

– непонимание и неприятие привычек другого

– отсутствие жилья;

– отсутствие постоянного источника доходов и т. д.

– недостаточная готовность принимать и понимать другого человека;

– принципиальные различия в жизненных и нравственных позициях;

– тайные планы и одиночные решения и т. д.

Статистические сведения: В течение 10 лет американские психологи проводили изучение 3 тыс. семей и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин.

Выводы: Каждая 5– ая семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 15, 20 лет совместной жизни. Холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще в 15 раз, чем люди в том же возрасте, но живущие в семье.

Учащиеся анализируют ситуацию.

Современная ситуация в России:

– Преобладает городская семья (73 % городское население)

– Нуклеарная (малочисленная) – супруги +дети (1-2 ребенка) или только супруги

– Неполная (каждая 7-ая)

– Семьи «повзрослели» (увеличился брачный возраст)

– Нестабильная (много разводов)

– Усиление материнского влияния на детей, снижение отцовского ( «скрытая безотцовщина»).

V. Классный руководитель: Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверно поэтому семьи на Руси были дружными и большими. Мы нашли тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки.

Ученики: Пословицы – это мудрость народа

«Вместе дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»;

«Чти отца с матерью – будет все на скатерти»;

«Мать лелеет, бабушка – жалеет, а дед с отцом уму – разуму учат»;

«Хорошие дети – радость, плохие дети – в тягость»;

«Свой своего над рекой потрясет, а в воду не бросит»;

«Лучше нет дружка, чем родная матушка»

«В гостях хорошо, а дома лучше»;

«Каково на дому, таково и самому»;

«Не нужен клад, когда в доме лад» и т. д.

Классный руководитель: В конце 19 начале 20 века в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек. Представьте себе дом того времени: дедушки, бабушки, внуки, правнуки– все вместе и все друг другу помогают. Такой дом был настоящей крепостью и твердыней.

Ученик: (Легенда) В давние времена жила одна удивительная семья. Семья огромная – сто человек, а в ней царил мир, любовь, покой и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя, и он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился в этом, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» тогда старец взял бумагу и написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился, на листе было начертано сто раз одно и тоже слово – «понимание».

Ученик: (читает стихотворение)

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли.

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей,

И все же – не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках,

Когда – то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

Асадов

Кл. руководитель: «Гордится славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной – есть постыдное малодушие» А. С. Пушкин.

Всё это так. Да вот беда, что забываем иногда, откуда мы, кто наши предки? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем поколении. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости». Ваш род станет заметен в истории уже тем, что в собранной вами родословной хорошо и полно будут отражены поколения 20 века. ( Говорим о том как составляется родословная).

Звучит отрывок песни «Родительский дом» муз. Шаинского, слова Рябинина.

Кл. руководитель: Родительский дом, родители, род …

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия «род» является – племя, колено, поколение, потомство, родня, родственники и т. д.

«Помню одно, князь Андрей; коли тебя убьют, мне старику больно будет…, а коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!»

– так напутствует сына один из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Мы многое запретили бы себе делать и немало бы сделали, если бы никогда не забывали, что каждый из нас звено в цепи поколений. Ведь наши дети наследуют не только цвет наших и волос, но и историю нашей жизни со всеми её достоинствами и просчётами.

VI. Что же главное во всякой семье? Любовь и взаимопонимание. Но вспомните, ведь бывало и не раз, когда родители придя домой с работы, вместо «Добрый вечер! Как я рада тебя видеть! Слышали…. . Что? (отвечают учащиеся) Отсюда берутся проблемы «отцов» и «детей». Проблемный сюжет «Старик пенсионер» в исполнение учащихся

Автор.

За горами, за лесами, за широкими морями.

Скажем к слову, например,

Жил да был пенсионер.

У старинушки три сына.

Старший был почти мужчина!

Был подростком средний брат

Младший – был акселерат. . .

(Выходят братья. )

Братья те учились в школе,

Помогали отцу в поле.

Словом, жизнь сказать не грех,

Не труднее, чем у всех.

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе.

Вдруг старик наш заспешил —

Их воспитывать решил.

Сыновья такой печали

отродяся не видали.

Коль совру: то я – не я!

Жизнь у каждого своя.

Старший бицепсы качает,

Средний ночи коротает,

Оседлав мотоциклет!

Младший с самых малых лет

Грудь цепями обмотал

И давно уж запевал

Изо всей дурацкой мочи

Хеви-метал среди ночи.

Как-то стало лишь смеркаться,

Начал старший собираться

В атлетический кружок.

Вдруг отец:

Отец.

Постой, дружок!

Для чего тебе, Данило,

Эта мускульная сила?

Всюду штанги, всюду гири –

Нету ходу по квартире.

Прекрати свои занятья.

На тебя же смотрят братья.

Автор. И пока отец в сенях

перед старшим распинался.

Средний к двери пробирался.

Да на грех впотьмах запнулся:

Бах с крыльца – и растянулся.

И отец ему тогда:

Отец. Стой, Гаврило, подь сюда!

Кой же черт мне угодил

И я рокера родил?

Жизнь свою закончишь скверно:

На тебе ж в 15 лет

Уж живого места нет!

Ну-ка шлем клади на полку,

А не то намылю холку.

Автор. Рокер голову повесил.

В это время добр и весел.

Весь в заклепках и цепях,

Младший сын возник в дверях. . .

Отец. Что я вижу, свет-Ванюша!

Измотал мою ты душу.

Всю я ноченьку не спал

Под грохочущий металл.

Автор. А они лишь отвечали:

Данило. Мы один совет слышали:

Перестать да прекратить.

Что ты можешь предложить:

Чем бы нам другим заняться

И с тобою не ругаться?

Автор. Тут старик наморщил лоб,

Долго он в затылке скреб.

Но доселе старый дед

Не собрался дать ответ. . .

Кл. руководитель: Поможем дедушке выйти из трудной ситуации с честью? Что бы вы предложили ему? Что сделать, чтобы в семье такого безобразия было поменьше? (обсуждение)

VII. Тайное мнение: Какую семью вы считаете идеальным образцом для создания собственной семьи?

Ребята пишут ответы на листочках и опускают в небольшую коробку, которую учитель пускает по кругу. Затем учитель достает листочки и зачитывает ответы ребят без указания фамилии. Подведение итогов опроса.

Итог: Теплота, уют. Психологический комфорт – научитесь все это создавать, без этого просто нет семьи. Создать, а главное сохранить свою семью, сделать все для её счастья – это долг каждого. Вне семьи нет и не может быть подлинной полноты жизни.

Исполняется песня группой учащихся.

Дом

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака.

Шел человек – была дорога не легка.

А человек мечтал о том,

Чтобы построить новый дом

И поселится счастье в нем,

В доме родном.

Если в дороге уставал,

То он тихонько напевал

Песню негромкую свою: ту, что пою.

Дом – это там, где тебя ждут,

Где обязательно поймут,

Где позабудешь о плохом

Вот это дом.

Дом, как известно всем давно

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом – это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Добрым, сердитым, нежным, злым

Только живым.

Дом – это там, где тебя ждут,

Где обязательно поймут,

Где позабудешь о плохом

Вот это дом.

Счастливым человеком считают того. Кто с радостью идет на работу и с удовольствием возвращается домой.

VIII. Рефлексия.

По данной теме можно провести анкетирование

Анкета для учащихся

Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только одно из пред­ложенных утверждений.

1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живешь?

а) хорошей организации быта;

б) радости общения;

в) покоя и защищенности.

2. Одинок ли ты в своей семье?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

а) да;

б) нет

в) не знаю.

4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

а) здоровье детей;

б) хорошая учеба детей;

в) трудовое участие детей в жизни– семьи;

г) настроение детей и причины его изменений.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным,

б) встретить любовь;

в) иметь много друзей;

г) реализовать свои интеллектуальные возможности

6. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

7. Что для тебя вечер дома?

а) радость общения;

б) возможность быть самим собой;

в) мучение и пытка.

8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?

а) да

б) нет

Литература:

1. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. Выпуск 2/ Под ред. Н. А. Алексеевой. – М. :ТЦ Сфера, 2001.

2. Денисюк А. Встреча в клубе «Здоровая Семья». Воспитание школьников №3/1999.

3. ru. wikipedia. org/wiki/Домострой – 12 Кб

4. www. pravkniga. ru/recomendations. html

5. Статистические данные из учебников географии за курсы 9-11 классов.

Н. А. Медведева, МБОУ "Тюльганская СОШ №1", Оренбургская область

Метки: Воспитательная работа