Формирование у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей. Урок – проект «За чашкой чая – вся моя семья»
Формирование у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей. Урок – проект «За чашкой чая – вся моя семья»
Время: 90 минут.
Материалы: бумага, карандаши, маркеры, ручки, линейки, костюмы различных народов мира, разные сорта чая, скатерти, чайные сервизы.
Форма проведения: чайный калейдоскоп.
Проблема. Многообразие сортов чая в продаже затрудняет выбор нужного сорта при покупке. Приглашая гостей на чаепитие, сложно предусмотреть вкусы приглашенных, учесть обычаи, принятые в той или иной семье при приеме гостей.
Цель урока-проекта: популяризация чаепития, формирование культуры чаепития, знакомство с традициями чаепития разных народов мира, возвращение добрых традиций русского чаепития, важных для улучшения отношений, эмоционального благополучия в семье.
Задача проекта:
- Обучение приготовления чайного напитка по рецептуре, обеспечивающей получение полезного и вкусного чая;
- Формирование знаний обычаев и народных традиций через этнографическую направленность чаепития разных народов мира;
- Обеспечение нравственной направленности и этических норм в поведении участников проекта;
- Формирование культуры гостеприимства.
Практическая значимость. Чайный напиток, являющийся ежедневным дополнением к нашим трапезам, очень часто приготавливается и употребляется неправильно. О пользе чая знают практически все, но далеко не каждый знает, как приготовить вкусный напиток так, чтобы он обладал полезными качествами для здоровья человека. Улучшение межличностных отношений в классе и дома. Приобретение навыков эстетического приема гостей.
В процессе выполнения проекта осуществляются межпредметные связи (метапредметные):
– с биологией (чай, как растение);
– географией (чаепроизводящие страны);
– историей (этнографическая и историческая направленность);
– иностранными языками (в частности с английским, связанным с чайной церемонией);
– литературой, музыкой, изо (чтение стихотворений о чае, подбор картин, музыки);
– технологией (применение чая в питании, оформление чайного банкета);
– культурологией (формирование этикета и гостеприимства).
Данный урок позволяет также провести профориентационную работу – познакомить с профессией титестера, о которой учащиеся ничего не знают. Представление проекта в театрализованной форме раскрывает артистические способности школьников и способствует формированию умений и навыков режиссерского мастерства и сценарного искусства.
В процессе работы учащиеся приобретают знания о России, о русских традициях чаепития:
- Пить чай с лимоном (нигде этого больше в мире не делают);
- Разбавлять чайную заварку кипятком;
- Использование самовара (на Западе в шутку назвали самовар главным русским изобретением, а немцы – русской чайной машинкой);
- Особый стиль, характер общения между людьми в процессе чаепития (возникли «чайные банкеты»).
Этапы проведения урока-проекта.
Предварительный этап. Сбор любой информации о чае, сбор коробочек, баночек, чайных принадлежностей, фотографий («за чаем»), открыток, рисунков: самоваров, посуды. Оформление кабинета: плакаты, коробки и банки из-под чая, слайды, самовары, вазы, чайная посуда.
Ход занятия
Класс представляет лабораторию чаеведения, в которой работают 4 отдела:
- Отдел внешних связей;
- Валеологический отдел;
- Технологический отдел;
- Информационный отдел;
- Культурологический отдел.
Каждому отделу предлагается примерный перечень вопросов (табл. 1), ответы на которые он должен найти, доложив результаты своего исследования по выбранной им схеме в любой форме: представления, спектакля, конференции, телепередачи, интервью, репортажа и т. д.
Таблица 1
Отдел внешних связей |
Как используют чайный напиток в различных странах? Каковы обычаи и традиции чаепития в этих странах? Какие новшества внесла Россия в культуру чаепития? Что такое чайные банкеты? Как и для кого они устраиваются? |
Валеологический отдел |
Чем полезен чай? Какие витамины содержит чайный напиток? Что такое лечебный чай и как его употреблять? Можно ли вылечиться чайным напитком? |
Технологический отдел |
Чем полезен чай? Какие витамины содержит чайный напиток? Что такое «листовой» и «байховый чай»? Что означает слово «купаж»? Что такое «бергамот»? Кто такой титестер? Какого цвета бывает чай? Каковы этапы производства чая? |
Информационный отдел |
Что означает слово «чай» и какова история его происхождения? Как выглядит чайное растение? Как ухаживать за чайным кустом? Какие страны являются основными производителями чая? Как чай появился в России? |
Культурологический отдел |
Как правильно приглашать гостей на чаепитие? Какие существуют традиции чаепития в разных странах? Какова история русского самовара? Что такое чайный банкет? Как надо проводить чайный банкет? Как оформить комнату для приема гостей на чаепитие? В чем особенности сервировки чайного банкета? |
Заключительный этап.
Представление своих материалов, то есть защита проекта и оценивание всей работы над проектом. Каждому участнику для осмысления и заполнения выдаем бланк (рефлексия).
Бланк.
Что нового освоено вами в ходе выполненной работы? |
Какие трудности в работе над проектом встретились? Как удалось с ними справиться? |
Какой этап проектирования был особенно интересен? Почему? |
Как вы оцениваете свое участие, других членов группы в осуществлении проекта? |
Все участники устраивают чаепитие по-русски: дети совместно с мамами и бабушками пекут печенье, крендели, оформляют класс в русском стиле и пьют чай из самовара.
Таким образом, подготовка старшеклассников к осознанному родительству включает в себя несколько основных положений, разработанных в ходе исследования (проекта):
- Формирование ответственного родительства начинается задолго до социального и духовно-нравственного созревания и взросления личности.
- Содержание ответственного родительства определяется, прежде всего, родительской программой и реально сложившейся моделью родительской семьи.
- Определяющим основанием подготовки к осознанному родительству является комплексное взаимодействие семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей старшеклассников.
- Важным фактором подготовки к ответственному родительству является разработка, внедрение в практику образовательных учреждений специальных обучающих программ по семьеведению и пропаганде ценностного отношения к семье и браку; возрождение традиций и обычаев на основе взаимодействия светского и духовного образования.
- Педагогическое просвещение родителей, включение родительской общественности в реализацию данных программ.
- Взаимодействие всех социально-педагогических структур по подготовке молодежи к семейной жизни на основе духовно-нравственных ценностей на всех уровнях: федеральном, региональном, международном.
Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва
Метки: Воспитательная работа