Валеологическое воспитание на уроках биологии
Валеологическое воспитание на уроках биологии
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж. Ж. Руссо
Понятие «здоровье» включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.
Глобальность проблемы здоровья определила и выделение в качестве самостоятельной области научных знаний науку «валеология» – науку о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Поэтому, именно в школе и нужно создавать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья, а так же прививать любовь к природе, так как человек – часть природы и его жизнь зависит от неё. Это и является основой валеологического воспитания.
Итак, валеологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования здорового образа жизни.
Задачами валеологического воспитания являются: формирование у школьников понятия «здоровый образ жизни», ценностного отношения к здоровью своему и других людей, развитие стремления вести здоровый образ жизни; развитие умений и навыков, лежащих в основе здорового образа жизни.
Методами валеологического образования и воспитания являются:
Первая группа – методы, способствующие формированию валеологического сознания, т. е. ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение (воздействие словом на волю и чувства учеников), пример, беседа и др.
Вторая группа – методы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся практические методы формирования динамических стереотипов (посадка за партой, соблюдение дисциплины, внимание, порядок на уроке, проветривание кабинетов, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, выполнение санитарно-гигиенических требований к классам и кабинетам и др. ) При формировании вышеуказанных динамических стереотипов учитель использует различные условные раздражители (пример, поощрение, слово родителей и др. )
Третья группа – практические здравосозидательные методы, используемые как на уроках, так и вне уроков (физкультпаузы, смена видов деятельности, методов преподавания в ходе учебно-воспитательного процесса, организация активного отдыха на перерывах, дней здоровья, турпоходов, спортивных соревнований и т. д. ) К данной группе методов относятся также обучающие лектории для родителей и детей. ,
Среди школьных предметов особое место в валеологическом воспитании занимает биология. Изучение биологии позволяет не только знакомить школьников с компонентами здорового образа жизни, но и объяснить эти компоненты с биологической, психологической и социальной точек зрения, способствовать формированию ценностного отношения к здоровью, развивать стремление сохранить здоровье, Но валеологическое воспитание будет более эффективным, в том случае, если:
– четко определены цель и задачи валеологического воспитания, направленные на формирование у школьников понятия «здоровый образ жизни»
– выделено основное и дополнительное учебное содержание курса биологии, способствующее реализации задач валеологического воспитания;
– в уроки биологии будут включены специальные методы и методические приёмы, обеспечивающие эффективность процесса валеологического воспитания;
– проводится мониторинг результатов формирования здорового образа жизни школьников, позволяющий корректировать процесс валеологического воспитания.
Под понятием «здоровый образ жизни» – понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. Основными компонентами здорового образа жизни являются: соблюдение правил личной гигиены; рациональное питание; преодоление вредных привычек; оптимальную двигательную активность; разумное чередование труда и отдыха; закаливание; психогигиену; общение с природой
Учебный материал дисциплины «Биология. Человек и его здоровье» показал, что учебное содержание дисциплины обладает широкими возможностями для валеологического воспитания школьников. Материал позволяет решать задачи физического, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников, отмечается важность сохранения здоровья и высокой работоспособности при соблюдении норм гигиены.
Для реализации задач валеологического воспитания школьников в образовательном процессе по биологии необходимо использовать дополнительные формы и виды работы, такие как: подготовка сообщений и докладов о здоровом образе жизни; беседы о ценности здоровья; информационные рассказы о вреде алкоголя, табака, наркотиков на различные биологические системы; дискуссии о вреде алкоголя, наркотиков, курения на организм человека; диалоги о здоровье людей нашей планеты; обучающие игры (организационно-деятельностные, ролевые, познавательно-дидактические), ведущие к осознанию здорового образа жизни; соревнования, ведущие к укреплению физического состояния; самопознание ценности здоровья; самооценка, ведущая к укреплению здоровья, создания воспитательных ситуаций и многие другие. Заставляет задуматься о ценности здоровья такой прием, как анкетирование.
Методика определения уровня эффективности формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ.
Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся.
№ Вопрос Вариант ответа
Для учащихся 3 – 4 классов
1 Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь.
Отметь, какими из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом? Мыло,
зубная щетка,
полотенце для рук,
мочалка,
зубная паста,
шампунь,
тапочки,
полотенце для тела
2 На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки.
Отметь правильное расписание. Завтрак
Обед
Полдник
ужин 8. 00
13. 00
16. 00
19. 00
9. 00
15. 00
18. 00
21. 00
3 Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девчонок прав? Отметь тот ответ, который тебе кажется верным. Оля: Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
Вера: Зубы нужно чистить утром и вечером.
Таня: Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
4 Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются твоими друзьями правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки. Перед едой.
Перед тем, как идешь гулять.
После игры в баскетбол.
После того, как поиграл с кошкой или собакой.
5 Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Каждый день.
Два – три раза в неделю.
1 раз в неделю.
6 Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Положить палец в рот.
Подставить палец под кран с холодной водой.
Обработать ранку йодом и забинтовать.
Для учащихся 5 – 11 классов
1 Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 наиболее важных. Иметь много денег.
Много знать и уметь.
Быть здоровым.
Иметь любимую работу.
Иметь интересных друзей.
Быть красивым, привлекательным.
Быть самостоятельным (самому решать, что делать, и самому обеспечивать себя).
Жить в счастливой семье.
2 Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? В приведенном перечне отметь 4 наиболее важных для тебя. Хорошая наследственность.
Регулярные занятия спортом.
Выполнение правил ЗОЖ.
Знания о том, как заботиться о своем здоровье.
Хорошая экология.
Возможность лечиться у хорошего врача.
Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т. д.
Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни (соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т. п. )
3 Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?
«1» – ежедневно
«2» – несколько раз в неделю
«3» – очень редко, никогда Утренняя зарядка, пробежка.
Завтрак.
Обед.
Ужин.
Прогулка на свежем воздухе.
Сон не менее 8 ч.
Занятия спортом.
Душ, ванна.
4 Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? Отметь свой вариант. Да, конечно.
Забочусь недостаточно.
Мало забочусь.
5 Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ. Да, очень интересно.
Скорее интересно.
Скорее не интересно.
Не интересно.
6 Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?
«1» – часто
«2» – от случая к случаю
«3» – никогда В школе.
Дома.
От друзей.
Из книг и журналов.
Из передач радио телевидения.
7 Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаешь _______________
«1» – интересно
«2» – не всегда интересно
«3» – не интересно В школе.
Дома.
От друзей.
Из книг и журналов.
Из передач радио телевидения.
8 Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе? Какие их них ты считаешь интересными и полезными?
«1» – проводятся интересно
«2» – проводятся не интересно
«3» – не проводятся Уроки, обучающие ЗОЖ.
Лекции о том, как заботиться о здоровье.
Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье.
Спортивные соревнования.
Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья.
Праздники, вечера на тему здоровья.
Ключ к анкете (индивидуальная обработка результатов).
Для 3-4 класса
№ вопроса Баллы за ответ
Показатель А. Знание правил пользования средствами гигиены
№1 Мыло Зубная щетка Мочалка Полотенце для рук Зубная паста Шампунь Тапочки Полотенце для тела
баллы 0 2 2 0 0 0 2 2
Если сумма баллов составляет 6 или 8 – достаточная осведомленность
4 – недостаточная осведомленность
0 или 2 – незнание правил пользования средствами гигиены.
Показатель Б. Осведомленность о правилах организации режима питания
№2 Расписание __________– вариант 1 Расписание __________– вариант 2
баллы 4 0
Показатель С. Осведомленность о правилах гигиены
№3 По вечерам Утром и вечером По утрам
баллы 0 4 0
№4 Перед чте-нием книги Перед посеще-нием туалета После посеще-ния туалета Когда заправил постель Перед едой Перед прогулкой После игры в баскетбол После игры с кошкой
баллы 0 2 2 0 2 0 2 2
№5 Каждый день Два – три раза в неделю 1 раз в неделю
баллы 4 2 0
Если сумма баллов составляет: 18 или 20 – высокий уровень осведомленности;
12 и больше – удовлетворительный уровень осведомленности;
Меньше 12 – недостаточный уровень осведомленности.
Показатель В. Осведомленность о правилах оказания первой помощи
№ 6 Положить палец в рот Подставить палец под кран с холодной водой Обработать ранку йодом и забинтовать Другие варианты_____
баллы 0 0 4 6
Итоговая оценка воспитательного эффекта формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ
Подсчитывается общее количество баллов.
Если сумма баллов составляет: 30 и больше – высокий уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;
24 и больше – достаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;
18 и больше – недостаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ
Для 5 – 11 классов
№ вопроса Баллы за ответ
Показатель А. Личностная значимость здоровья
№1 Иметь много денег Много знать и уметь Быть здоровым Быть красивым, привлека-тельным Иметь люби-мую работу Иметь интерес-ных друзей Жить в счастли-вой семье Быть самостоя-тельным
баллы 0 1 2 0 1 0 2 2
Если сумма баллов составляет 6-7 баллов – высокая личностная значимость здоровья;
4-5 баллов – недостаточная личностная значимость здоровья;
Менее 4 – низкая личностная значимость здоровья.
Показатель Б. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья
№2 Насле-дстве-нность Деньги для питания, спорта Хорошая экология Выполнение правил ЗОЖ Хоро-ший врач Знания о здоровье Выполне-ние правил ЗОЖ Занятия спортом
баллы 0 0 0 2 0 2 0 2
Если сумма баллов составляет: 6 баллов – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;
4 балла – недостаточное понимание;
2 или менее – отсутствие понимания.
Показатель В. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ
№3 Утрен-няя заряд-ка Завтрак Обед Ужин Про-гулка Сон не менее 8 ч. Занятия спортом Душ, ванна
баллы За каждый ответ «1» – 2 балла;
За каждый ответ «2» – 1 балл;
За каждый ответ «3» – 0 баллов.
Если сумма баллов составляет: 14-16 баллов– полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ;
9-12 баллов – неполное соответствие;
8 и меньше – несоответствие распорядка дня требованиям ЗОЖ.
Показатель Г. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ
№4 Да, конечно Забочусь недостаточно Мало забочусь
баллы
Необходимо учесть результат ответа на вопрос № 3
(14-16)
4 (9-12)
3 (8 и менее)
2 (14-16)
4 (9-12)
4 (8 и менее)
3 (14-16)
2 (9-12)
4 (8 и менее)
3
Показатель Д. Отношение к информации, связанной со здоровьем
№5 Да, очень интересна Интересна, но не всегда Не очень интересна Не интересна
баллы 4 3 2 0
Показатель Е. Оценка регулярности информационного влияния школы в сравнении с другими источниками
№6 В школе Дома От друзей Из книг и журналов Из передач по радио и ТВ
баллы «1» – 16 «1» – 4 «1» – 4 «1» – 4 «1» – 4
«2» – 8 «2» – 2 «2» – 2 «2» – 2 «2» – 2
«3» – 1 «3» – 1 «3» – 1 «3» – 1 «3» – 1
Подсчет итогового балла:
– Сумма баллов в графах «Дома», «От друзей», «Из книг» и «Радио и ТВ»;
– Количество баллов графы «В школе» разделить на найденную сумму.
Если итоговый балл равен:
– 2,5 – 4 балла – достаточно регулярное информационное влияние школы;
– 1 – 2,5 балла – недостаточно регулярное информационное влияние школы;
– Меньше 1 – информационное влияние школы нерегулярное.
Показатель Ж. Оценка значимости информационного влияния школы в сравнении с другими источниками
№7 В школе дома От друзей Из книг и журналов Из передач радио и ТВ
баллы «1» – 16 «1» – 4 «1» – 4 «1» – 4 «1» – 4
«2» – 8 «2» – 2 «2» – 2 «2» – 2 «2» – 2
«3» – 1 «3» – 1 «3» – 1 «3» – 1 «3» – 1
Подсчет итогового балла:
– Сумма баллов в графах «Дома», «От друзей», «Из книг» и «Радио и ТВ»;
– Количество баллов графы «В школе» разделить на найденную сумму.
Если итоговый балл равен:
– 2,5 – 4 балла – достаточно регулярное информационное влияние школы;
– 1 – 2,5 балла – недостаточно регулярное информационное влияние школы;
– Меньше 1 – информационное влияние школы нерегулярное.
Показатель И. Оценка учащимися личностной значимости мероприятий по формированию ЗОЖ, проводимых в школе
№8 Уроки, обучающие ЗОЖ Лекции о здоровье Показ фильмов Спортивные соревнования Викторины, конкурсы и т. п. Праздники, вечера
Баллы
«1» – 2 «1» – 2 «1» – 2 «1» – 2 «1» – 2 «1» – 2
«2» – 1 «2» – 1 «2» – 1 «2» – 1 «2» – 1 «2» – 1
«3» – 0 «3» – 0 «3» – 0 «3» – 0 «3» – 0 «3» – 0
Если сумма баллов составляет: 10-12 – высокая значимость мероприятий, проводимых в школе;
6-9 – недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе;
менее 6 – низкая значимость мероприятий, проводимых в школе.
Итоговая оценка воспитательного эффекта формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ
Подсчитывается общее количество баллов.
Если сумма баллов составляет: 45-60 – высокий уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;
30-44 – достаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;
20-29 – недостаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;
менее 20 – отсутствие воспитательного эффекта.
Литература: Ю. В. Науменко – Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. М. , «Глобус», 2009. Серия «Управление школой». стр. 62– 69.
Н. Б. Ждакаева, МКОУ "Болотниковская ООШ", с. Конопать, Старошайговский район, Республика Мордовия
Метки: Воспитательная работа