Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Валеологическое воспитание на уроках биологии

Валеологическое воспитание на уроках биологии

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Ж. Ж. Руссо

Понятие «здоровье» включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.

Глобальность проблемы здоровья определила и выделение в качестве самостоятельной области научных знаний науку «валеология» – науку о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Поэтому, именно в школе и нужно создавать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья, а так же прививать любовь к природе, так как человек – часть природы и его жизнь зависит от неё. Это и является основой валеологического воспитания.

Итак, валеологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования здорового образа жизни.

Задачами валеологического воспитания являются: формирование у школьников понятия «здоровый образ жизни», ценностного отношения к здоровью своему и других людей, развитие стремления вести здоровый образ жизни; развитие умений и навыков, лежащих в основе здорового образа жизни.

Методами валеологического образования и воспитания являются:

Первая группа – методы, способствующие формированию валеологического сознания, т. е. ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение (воздействие словом на волю и чувства учеников), пример, беседа и др.

Вторая группа – методы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся практические методы формирования динамических стереотипов (посадка за партой, соблюдение дисциплины, внимание, порядок на уроке, проветривание кабинетов, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, выполнение санитарно-гигиенических требований к классам и кабинетам и др. ) При формировании вышеуказанных динамических стереотипов учитель использует различные условные раздражители (пример, поощрение, слово родителей и др. )

Третья группа – практические здравосозидательные методы, используемые как на уроках, так и вне уроков (физкультпаузы, смена видов деятельности, методов преподавания в ходе учебно-воспитательного процесса, организация активного отдыха на перерывах, дней здоровья, турпоходов, спортивных соревнований и т. д. ) К данной группе методов относятся также обучающие лектории для родителей и детей. ,

Среди школьных предметов особое место в валеологическом воспитании занимает биология. Изучение биологии позволяет не только знакомить школьников с компонентами здорового образа жизни, но и объяснить эти компоненты с биологической, психологической и социальной точек зрения, способствовать формированию ценностного отношения к здоровью, развивать стремление сохранить здоровье, Но валеологическое воспитание будет более эффективным, в том случае, если:

– четко определены цель и задачи валеологического воспитания, направленные на формирование у школьников понятия «здоровый образ жизни»

– выделено основное и дополнительное учебное содержание курса биологии, способствующее реализации задач валеологического воспитания;

– в уроки биологии будут включены специальные методы и методические приёмы, обеспечивающие эффективность процесса валеологического воспитания;

– проводится мониторинг результатов формирования здорового образа жизни школьников, позволяющий корректировать процесс валеологического воспитания.

Под понятием «здоровый образ жизни» – понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. Основными компонентами здорового образа жизни являются: соблюдение правил личной гигиены; рациональное питание; преодоление вредных привычек; оптимальную двигательную активность; разумное чередование труда и отдыха; закаливание; психогигиену; общение с природой

Учебный материал дисциплины «Биология. Человек и его здоровье» показал, что учебное содержание дисциплины обладает широкими возможностями для валеологического воспитания школьников. Материал позволяет решать задачи физического, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников, отмечается важность сохранения здоровья и высокой работоспособности при соблюдении норм гигиены.

Для реализации задач валеологического воспитания школьников в образовательном процессе по биологии необходимо использовать дополнительные формы и виды работы, такие как: подготовка сообщений и докладов о здоровом образе жизни; беседы о ценности здоровья; информационные рассказы о вреде алкоголя, табака, наркотиков на различные биологические системы; дискуссии о вреде алкоголя, наркотиков, курения на организм человека; диалоги о здоровье людей нашей планеты; обучающие игры (организационно-деятельностные, ролевые, познавательно-дидактические), ведущие к осознанию здорового образа жизни; соревнования, ведущие к укреплению физического состояния; самопознание ценности здоровья; самооценка, ведущая к укреплению здоровья, создания воспитательных ситуаций и многие другие. Заставляет задуматься о ценности здоровья такой прием, как анкетирование.

Методика определения уровня эффективности формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ.

Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся.

№ Вопрос Вариант ответа

Для учащихся 3 – 4 классов

1 Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь.

Отметь, какими из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом? Мыло,

зубная щетка,

полотенце для рук,

мочалка,

зубная паста,

шампунь,

тапочки,

полотенце для тела

2 На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки.

Отметь правильное расписание. Завтрак

Обед

Полдник

ужин 8. 00

13. 00

16. 00

19. 00

9. 00

15. 00

18. 00

21. 00

3 Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девчонок прав? Отметь тот ответ, который тебе кажется верным. Оля: Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Вера: Зубы нужно чистить утром и вечером.

Таня: Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

4 Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются твоими друзьями правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки. Перед едой.

Перед тем, как идешь гулять.

После игры в баскетбол.

После того, как поиграл с кошкой или собакой.

5 Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Каждый день.

Два – три раза в неделю.

1 раз в неделю.

6 Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Положить палец в рот.

Подставить палец под кран с холодной водой.

Обработать ранку йодом и забинтовать.

Для учащихся 5 – 11 классов

1 Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 наиболее важных. Иметь много денег.

Много знать и уметь.

Быть здоровым.

Иметь любимую работу.

Иметь интересных друзей.

Быть красивым, привлекательным.

Быть самостоятельным (самому решать, что делать, и самому обеспечивать себя).

Жить в счастливой семье.

2 Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? В приведенном перечне отметь 4 наиболее важных для тебя. Хорошая наследственность.

Регулярные занятия спортом.

Выполнение правил ЗОЖ.

Знания о том, как заботиться о своем здоровье.

Хорошая экология.

Возможность лечиться у хорошего врача.

Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т. д.

Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни (соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т. п. )

3 Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?

«1» – ежедневно

«2» – несколько раз в неделю

«3» – очень редко, никогда Утренняя зарядка, пробежка.

Завтрак.

Обед.

Ужин.

Прогулка на свежем воздухе.

Сон не менее 8 ч.

Занятия спортом.

Душ, ванна.

4 Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? Отметь свой вариант. Да, конечно.

Забочусь недостаточно.

Мало забочусь.

5 Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ. Да, очень интересно.

Скорее интересно.

Скорее не интересно.

Не интересно.

6 Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?

«1» – часто

«2» – от случая к случаю

«3» – никогда В школе.

Дома.

От друзей.

Из книг и журналов.

Из передач радио телевидения.

7 Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаешь _______________

«1» – интересно

«2» – не всегда интересно

«3» – не интересно В школе.

Дома.

От друзей.

Из книг и журналов.

Из передач радио телевидения.

8 Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе? Какие их них ты считаешь интересными и полезными?

«1» – проводятся интересно

«2» – проводятся не интересно

«3» – не проводятся Уроки, обучающие ЗОЖ.

Лекции о том, как заботиться о здоровье.

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье.

Спортивные соревнования.

Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья.

Праздники, вечера на тему здоровья.

Ключ к анкете (индивидуальная обработка результатов).

Для 3-4 класса

№ вопроса Баллы за ответ

Показатель А. Знание правил пользования средствами гигиены

№1 Мыло Зубная щетка Мочалка Полотенце для рук Зубная паста Шампунь Тапочки Полотенце для тела

баллы 0 2 2 0 0 0 2 2

Если сумма баллов составляет 6 или 8 – достаточная осведомленность

4 – недостаточная осведомленность

0 или 2 – незнание правил пользования средствами гигиены.

Показатель Б. Осведомленность о правилах организации режима питания

№2 Расписание __________– вариант 1 Расписание __________– вариант 2

баллы 4 0

Показатель С. Осведомленность о правилах гигиены

№3 По вечерам Утром и вечером По утрам

баллы 0 4 0

№4 Перед чте-нием книги Перед посеще-нием туалета После посеще-ния туалета Когда заправил постель Перед едой Перед прогулкой После игры в баскетбол После игры с кошкой

баллы 0 2 2 0 2 0 2 2

№5 Каждый день Два – три раза в неделю 1 раз в неделю

баллы 4 2 0

Если сумма баллов составляет: 18 или 20 – высокий уровень осведомленности;

12 и больше – удовлетворительный уровень осведомленности;

Меньше 12 – недостаточный уровень осведомленности.

Показатель В. Осведомленность о правилах оказания первой помощи

№ 6 Положить палец в рот Подставить палец под кран с холодной водой Обработать ранку йодом и забинтовать Другие варианты_____

баллы 0 0 4 6

Итоговая оценка воспитательного эффекта формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ

Подсчитывается общее количество баллов.

Если сумма баллов составляет: 30 и больше – высокий уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;

24 и больше – достаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;

18 и больше – недостаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ

Для 5 – 11 классов

№ вопроса Баллы за ответ

Показатель А. Личностная значимость здоровья

№1 Иметь много денег Много знать и уметь Быть здоровым Быть красивым, привлека-тельным Иметь люби-мую работу Иметь интерес-ных друзей Жить в счастли-вой семье Быть самостоя-тельным

баллы 0 1 2 0 1 0 2 2

Если сумма баллов составляет 6-7 баллов – высокая личностная значимость здоровья;

4-5 баллов – недостаточная личностная значимость здоровья;

Менее 4 – низкая личностная значимость здоровья.

Показатель Б. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

№2 Насле-дстве-нность Деньги для питания, спорта Хорошая экология Выполнение правил ЗОЖ Хоро-ший врач Знания о здоровье Выполне-ние правил ЗОЖ Занятия спортом

баллы 0 0 0 2 0 2 0 2

Если сумма баллов составляет: 6 баллов – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

4 балла – недостаточное понимание;

2 или менее – отсутствие понимания.

Показатель В. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

№3 Утрен-няя заряд-ка Завтрак Обед Ужин Про-гулка Сон не менее 8 ч. Занятия спортом Душ, ванна

баллы За каждый ответ «1» – 2 балла;

За каждый ответ «2» – 1 балл;

За каждый ответ «3» – 0 баллов.

Если сумма баллов составляет: 14-16 баллов– полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ;

9-12 баллов – неполное соответствие;

8 и меньше – несоответствие распорядка дня требованиям ЗОЖ.

Показатель Г. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ

№4 Да, конечно Забочусь недостаточно Мало забочусь

баллы

Необходимо учесть результат ответа на вопрос № 3

(14-16)

4 (9-12)

3 (8 и менее)

2 (14-16)

4 (9-12)

4 (8 и менее)

3 (14-16)

2 (9-12)

4 (8 и менее)

3

Показатель Д. Отношение к информации, связанной со здоровьем

№5 Да, очень интересна Интересна, но не всегда Не очень интересна Не интересна

баллы 4 3 2 0

Показатель Е. Оценка регулярности информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

№6 В школе Дома От друзей Из книг и журналов Из передач по радио и ТВ

баллы «1» – 16 «1» – 4 «1» – 4 «1» – 4 «1» – 4

«2» – 8 «2» – 2 «2» – 2 «2» – 2 «2» – 2

«3» – 1 «3» – 1 «3» – 1 «3» – 1 «3» – 1

Подсчет итогового балла:

– Сумма баллов в графах «Дома», «От друзей», «Из книг» и «Радио и ТВ»;

– Количество баллов графы «В школе» разделить на найденную сумму.

Если итоговый балл равен:

– 2,5 – 4 балла – достаточно регулярное информационное влияние школы;

– 1 – 2,5 балла – недостаточно регулярное информационное влияние школы;

– Меньше 1 – информационное влияние школы нерегулярное.

Показатель Ж. Оценка значимости информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

№7 В школе дома От друзей Из книг и журналов Из передач радио и ТВ

баллы «1» – 16 «1» – 4 «1» – 4 «1» – 4 «1» – 4

«2» – 8 «2» – 2 «2» – 2 «2» – 2 «2» – 2

«3» – 1 «3» – 1 «3» – 1 «3» – 1 «3» – 1

Подсчет итогового балла:

– Сумма баллов в графах «Дома», «От друзей», «Из книг» и «Радио и ТВ»;

– Количество баллов графы «В школе» разделить на найденную сумму.

Если итоговый балл равен:

– 2,5 – 4 балла – достаточно регулярное информационное влияние школы;

– 1 – 2,5 балла – недостаточно регулярное информационное влияние школы;

– Меньше 1 – информационное влияние школы нерегулярное.

Показатель И. Оценка учащимися личностной значимости мероприятий по формированию ЗОЖ, проводимых в школе

№8 Уроки, обучающие ЗОЖ Лекции о здоровье Показ фильмов Спортивные соревнования Викторины, конкурсы и т. п. Праздники, вечера

Баллы

«1» – 2 «1» – 2 «1» – 2 «1» – 2 «1» – 2 «1» – 2

«2» – 1 «2» – 1 «2» – 1 «2» – 1 «2» – 1 «2» – 1

«3» – 0 «3» – 0 «3» – 0 «3» – 0 «3» – 0 «3» – 0

Если сумма баллов составляет: 10-12 – высокая значимость мероприятий, проводимых в школе;

6-9 – недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе;

менее 6 – низкая значимость мероприятий, проводимых в школе.

Итоговая оценка воспитательного эффекта формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ

Подсчитывается общее количество баллов.

Если сумма баллов составляет: 45-60 – высокий уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;

30-44 – достаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;

20-29 – недостаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;

менее 20 – отсутствие воспитательного эффекта.

Литература: Ю. В. Науменко – Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. М. , «Глобус», 2009. Серия «Управление школой». стр. 62– 69.

Н. Б. Ждакаева, МКОУ "Болотниковская ООШ", с. Конопать, Старошайговский район, Республика Мордовия

Метки: Воспитательная работа