Классный час в 8 классе на тему «Кодекс достойного Человека»
Классный час в 8 классе на тему «Кодекс достойного Человека»
Воспитательные цели:
1. Помочь учащимся организовать осмысление жизненного опыта.
2. Вывести учащихся на уровень осмысления своей
реальной жизни так, чтобы дети могли оценить с
позиций ценностей свой последующий жизненный
опыт.
Оснащение: Карточки с изречениями великих людей.
Плакаты с пословицами, высказываниями писателей, поэтов.
«Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них.
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других».
Р. Киплинг
Учитель: Люди издавна придумывали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести. К сожалению, сейчас об этом стали забывать. Другие ценности появились в новом обществе. Сегодня мы попытаемся определить, что же нужно, чтобы каждый из вас стал Человеком, Личностью. Личность – это выбор и преодоление на жизненном пути деяний, труда, мысли, души. Я думаю, поразмыслить над этим никогда не поздно.
Чтобы чего-то достичь в жизни, нужно много и упорно трудиться. Я предлагаю вашему вниманию краткий перечень правил жизни американского философа Томаса Джефферсона:
1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже – они учат, чего не надо делать.
3. Не теряй времени зря.
4. Ничего не делай против своей воли.
5. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли
сделал, что намечал.
6. Никогда не отступай перед трудностями.
А вот высказывания русского педагога, учителя российских учителей К. Д. Ушинского:
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках,
3. Обдуманность действий.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова.
6. Никогда не хвастать, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
7. Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках самому себе.
Точно также составлял для себя программу исправления от своих трех главных пороков Л. Н. Толстой: бесхарактерности, раздражительности, лени.
Как мы видим на примерах великих людей, без работы над собой, без свода определенных правил, человек не может стать сразу достойным Человеком, Личностью. Готовясь к этому классному часу, мы заранее сформулировали свой кодекс достойного человека. На первый взгляд, его так легко выполнять. Итак, кодекс достойного человека, что это такое.
1-й ученик: Я – дитя Природы и господин Природы, поэтому я_____
– люблю небо, звезды, море и землю;
– радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру;
– не топчу траву;
– не обижаю животных;
– переживаю за состояние природы на земле;
– несу ответственность за нее вместе со всем человечеством.
2-й ученик: Я – носитель разума в отличие от всех животных на Земле, поэтому я _______________
– не совершаю бездумных действий;
– не принимаю на веру ничего без осмысления;
– развиваю свою речь, как единственный способ мышления;
– предвижу последствия своих действий;
– несу ответственность за все, что со мной происходит;
– могу ставить цели и выбирать способы их достижения;
– умею анализировать свое поведение и события жизни;
– умею противостоять неразумным, низким, преступным влияниям.
3-й ученик: Я – ценю жизнь во всех ее проявлениях, поэтому_____
– не уничтожаю без смысла и жестокой суровой необходимости ни одно
живое существо;
– не посягаю на самочувствие и здоровье других людей;
– я замечаю и приветствую любое проявление жизни;
– я всех жалею, кому плохо и кого обижают;
– я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье;
– я бросаюсь на помощь, когда жизни грозит опасность.
4-й ученик: Я – среди других людей, без которых нет моей жизни, поэтому
– осознаю, что я Человек и ценен, прежде всего, этим;
– вижу в другом Человека в любом его проявлении;
– помогаю другому оставаться Человеком в любых ситуациях;
– не оцениваю чего-либо выше Человека;
– слышу, понимаю и воспринимаю Другого;
– всегда, всюду, со всеми и каждым я учтив, внимателен, любезен и
сдержан;
– умею встать на точку зрения Другого, понять его психологическое
состояние;
– умею осознать свои собственные достоинства и недостатки;
– признаю за собой право быть таким, как есть;
– не делаю обидных сравнений и не говорю о физических недостатках при
людях, имеющих эти недостатки.
5-й ученик: Я – созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому_____
– хорошо учусь;
– серьезно, основательно выбираю профессию, которая доставила бы мне радость;
– буду делать все, чтобы стать материально независимым, благодаря своему труду;
– не бездельничаю, когда все трудятся;
– воспитываю в себе обязательность и исполнительность;
– развиваю настойчивость, стремление быстро и качественно выполнять порученное дело.
6-й ученик: Я – представитель той части человечества, которая носит звание Мужчина, поэтому_____
– не позволяю себе обижать женщин и детей;
– не унижаю себя плохим настроением;
– не позволяю в своем присутствии неуважительно говорить о женщине;
– всегда собран и подтянут;
– галантен по отношению к даме, снисходителен к женским слабостям, люблю и уважаю маму.
– мне присуще достоинство благородство, ответственность;
– я честен и тверд в своих принципах, правилах:
– я решителен и силен духом, могу устоять от сомнительных соблазнов; всегда помню, что настоящий Мужчина не устает дарить комплименты.
7-я ученица: Я – представитель той части человечества, которая носит звание Дама, поэтому_____
– не унижаю себя грубостью и неприличными словами;
– всегда аккуратна, опрятна и подтянута;
– учусь вести домашнее хозяйство;
– всегда учтива и снисходительна;
– добра, скромна, отзывчива и внимательна к другим;
– всегда приветлива и деятельна.
8-й ученик: Я – обладаю внутренним автономным миром, этим я и интересен для людей, поэтому_____
– я обдумываю время от времени ход моей жизни;
– я и только я творец собственной жизни, потому что я хозяин своего внутреннего мира;
– не позволяю себя обижать, унижать, подавлять;
– не разглашаю тайны моего внутреннего мира и не выставляю их напоказ;
– признаю и уважаю непохожесть каждого человека, и сам имею смелость не быть, как все;
– у меня есть душа и она болит, когда я совершаю недостойные поступки;
– а еще у меня есть совесть, которая мне не позволяет совершать такие поступки.
Учитель: Вот мы и вывели правила, которые, кажется, легко выполнять. А теперь задумайтесь, как бы мы были все счастливы в нашем коллективе, если бы мы с вами смогли выполнять хотя бы половину из нашего кодекса достойного человека. А давайте попробуем сделать себя счастливыми!
Используемая литература:
Стихотворение Р. Киплинга.
Сборник пословиц.
Журнал «Классный руководитель», №3 за 2003 год
Г. Т. Матвеенко, ГБОУ СОШ №1392, Москва
Метки: Воспитательная работа