Беседа – путешествие «Мир вокруг нас»
Беседа – путешествие «Мир вокруг нас»
Цели:
1. Обучение школьников простейшим умозаключениям, развитие их логического мышления;
2. Формирование представлений о сходстве процессов, происходящих в организме человека и растений;
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия
Первый корреспондент. – Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же –
Без него мы жить не можем. (Воздух. )
– Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово. ) Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной. То он серый, те он синий,
То он ярко-голубой.
– Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? "Ответы школьников. )
– Проветрили комнату, убрали пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля! (Воспитанник убирает аппликации микробов. ) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Учитель – Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое. Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!
– Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.
Второй корреспондент. – Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон.
– Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка, у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Должен слушать этот гром? (Ответы школьников. )
– Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т. д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
– Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы школьников. )
– Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.
Учитель – Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.
Третий корреспондент.
Не умыться, ни напиться Без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда Всем везде нужна вода!
– Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода, какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
– Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей. )
– Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы детей. )
– Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна (Убирает. )
– Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты. Четвертый корреспондент. – Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей. )
– Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг.
– Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей. ) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей. )
– Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
– Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений. )
– Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей. )
– Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы.
Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид. )
Учитель – Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо. ) Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.
В. Ф. Егина, МКС(К)ОУ "Тутальская школа-интернат VIII вида", Яшкинский район, Кемеровская область
Метки: Воспитательная работа