Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Непрерывность воспитания и образования

Непрерывность воспитания и образования В условиях современной глобализации на передовые позиции выходят страны, способные генерировать новые научно-технические идеи и продуктивно внедрять их во все сферы жизни общества. Основной ареной подготовки условий для достижения успеха в мировом сообществе стало организованное образование. Действительно, в условиях современного постиндустриального общества прогресс возможен лишь при условии опережающего развития системы образования, прежде всего высшего. Чтобы удержаться на должном уровне успеха, профессионал вынужден постоянно учиться, относясь конструктивно к своему будущему.

Наша цивилизация постепенно превращается в обучающуюся. Образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни.

В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использованием научных достижений в реальном секторе экономики первостепенное значение приобретает подготовка высококвалифицированных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, а, следовательно, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Они должны быть не просто компетентными, а способными к эффективной работе на уровне требований, принятых в мировой практике, готовыми к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

Реальная оценка сегодняшней ситуации побуждает искать новые подходы к качественному изменению состояния всей системы образования в России. Оно должно отвечать современному развитию экономики и готовить специалистов к инновационной деятельности.

Системы образования (в России и за рубежом), в отличие от обычных системных объектов, являются в широком смысле исторически изменяющимися, зависящими от конкретного этапа развития общества (цивилизации). В соответствии с этими этапами периодически происходит переориентация их целей, функций, приоритетных направлений развития, появление новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов. Необходимость реформирования систем образования в развитых странах в настоящее время связана непосредственно с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, где все более существенную роль играют не только уже приобретенные знания людей, а возможный потенциал непрерывного развития профессиональных и личностных качеств на протяжении жизненного цикла человека. В результате в конце XX столетия сформировалось основное противоречие между существующей системой образования, основанной на парадигме «образование на всю жизнь», и требованиями современного постиндустриального общества.

Непрерывное образование – понятие достаточно известное в образовательном пространстве. При этом в него вкладывается и уже освоенное содержание (преемственность различных ступеней образования, непрерывность профессионального образования, возможности дополнительного образования и др. ), и сравнительно новое (андропедагогика как самостоятельное направление, единое образовательное пространство, Болонский процесс и т. д. ). Само явление «непрерывности» является нелинейным, объемным, что и обеспечивает целостность образования.

Именно в связи с этим в педагогической энциклопедии упоминается об условном разделении непрерывного образования на «вертикальную интеграцию» (т. е. преемственность ступеней формального образования) и «горизонтальную интеграцию» (формирующеюся за счет объединения различных формальных и неформальных образовательных учреждений, организации и пр. ). Такая интеграция призвана обеспечить становление единого (т. е. непрерывного) образовательного пространства. Такой подход охватывает взаимоотношения и взаимосвязи не только непосредственных участников образовательного процесса, но и различных (государственных и межгосударственных) институтов образования и т. д.

Очевидно, что дальнейшее продвижение в области непрерывного образования выводит нас к мировым масштабам. В современных СМИ часто оперируют понятиями «мирового образовательного пространства» и «мировой образовательной системы». Именно поэтому есть смыл говорить о возможностях непрерывного образования в мировом образовательном пространстве, внутри которого медленно, но неуклонно формируется мировая образовательная система и еще более медленно, но все же складывается мировая образовательная политика.

Сущность непрерывного образования и воспитания

Прежде всего необходимо вычленить объект и предмет познания и их характеристики. Объектом данной части исследования мы считаем «непрерывное образование», а предметом – существующие взгляды и подходы к определению понятия «непрерывность образования».

Истоки явления «непрерывное образование» можно обнаружить в прошлом. Г. П. Зинченко считает, что проблема непрерывного образования осмысливалась не столько в форме «понятия», сколько в форме идеи. Причем возведение этой идеи он относит к Библии, Корану, Талмуду. Автор утверждает, что в форме полудогадки, полуидеи эту мысль высказывают Платон и Аристотель. Находит она отражение и в гуманистических взглядах Вольтера, Гете, Каменского, Руссо и др. Естественно, в России подобная идея тоже бродила в умах прогрессивных педагогов. По-разному эту мысль излагали великие педагоги прошлого – Н. И. Пирогов,

К. Д. Ушинский. Весьма характерно она передается Д. И. Писаревым в его педагогических сочинениях, посвященных общим проблемам воспитания, в частности, в работе «Реалисты», где он писал: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться на выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого».

Утверждения о том, что непрерывное образование имеет давнюю историю, можно встретить и в высказывании ряда зарубежных авторов. В частности, во Франции проявление идей непрерывного образования связывается с деятельностью фило­со­фа-просветителя и политического деятеля эпохи французской революции Жана Кондорсэ, обосновывающего развитие разума как основу исторического прогресса. Проект программы народного образования, предложенный Ж. Кондорсэ, фактически базировался на идее НО. Им подчеркивался также и основной принцип непрерывного образования – универсальность («всеохватность»), т. е. распространенность образования на всех граждан.

«. . . Просвещение, – писал он, – должно охватывать всех граждан. Должно оно на разных уровнях охватывать всю систему человеческого знания, а также гарантировать людям разного возраста легкое сохранение уже имеющихся знаний, а также представление возможности приобретать новые».

Современный английский ученый в области педагогики и психологии Брайан Саймон в своей книге «Общество и образование» отмечает, что еще в 1888 г. школьные советы и союзы с советами по техническому образованию стремились создать систему непрерывного образования, при которой каждый последующий этап обучения органично вытекает из предыдущего, начиная со школ для самых маленьких и кончая университетами. Однако

Б. Саймон констатирует, что этой идее не суждено было осуществиться, поскольку консервативное правительство, стоявшее у власти с 1899 по 1904 г. , приняло ряд административных и законодательных мер, положивших конец этому перспективному начинанию, хотя в 90-е годы прошлого века оно казалось еще вполне реальным.

Видный польский ученый Чеслав Кулисевич подметил выразительную характеристику непрерывного образования, данную А. Л. Смитом. В письме, адресованном в 1919 г. Ллойду Джорджу,

А. Смит настаивал на том, что «просвещение не следует рассматривать в качестве института, предназначенного только для избранных и относящегося только к короткому периоду в начале зрелого возраста; его нужно трактовать как необходимость для всех и в течение всей жизни».

Сам же Ч. Кулисевич склонен считать, что утверждение о необходимости НО является не результатом фантазии педагогов, а неизбежным следствием научно-технической революции. Более того, замечает польский ученый, теперь обучение, продолжающееся всю жизнь, становится условием человеческого существования: именно с высоким уровнем образованности общества связываются надежды на устранение разрыва, возникшего между миром, в котором мы живем, и возможностями контроля над ним.

Однако среди зарубежных ученых есть такие, кто считает «непрерывное образование» еще одной утопией, такой же чудесной, как и сама утопия «воспитывающего общества». Прямо противостоящей идее непрерывного образования выглядит высказывание П. Гудмана. «Действительно ли нужно людей учить так долго, как это мы делаем сейчас, и на таком высоком уровне, если мы знаем, что работа, которую они будут выполнять, не требует более высокой квалификации? Ведь в 1990 г. мы не были такими дикими, но всего только шесть процентов взрослых людей имели аттестат зрелости».

Как бы то ни было, но идея необходимости обучения «через всю жизнь», трансформированная в теории «непрерывное образование», сегодня принята во всем мире.

По утверждению Г. П. Зинченко, термин «непрерывное образование» впервые употреблен в 1968 г. в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО. В 1972 г. был опубликован «Доклад Фора», в котором вносилось предложение принять как руководящую концепцию так называемое «непрерывное образование» для будущих нововведений во всех странах мира.

В. В. Каштанов считает, что Международная комиссия по развитию образования при ЮНЕСКО, возглавляемая политическим деятелем Франции О. Фором, уже в 1973 г. фактически завершает формирование концепции непрерывного образования на мировом уровне.

Тем не менее ряд специалистов, изучая, как на практике реализована идея непрерывности образования, приходит к выводу, что целостная концепция НО по сути отсутствует.

Так, И. Савицкий, представляющий нашу страну в Европейском центре по свободному времени и образованию, отмечает, что «. . . никакой концепции непрерывного образования нет, есть просто разрозненные высказывания на эту тему». Придерживаясь фактически аналогичной точки зрения и подчеркивая сложность создания такой концепции, С. Ващенко предлагает на первых порах ограничиться только формулировкой самого задания на такую концепцию. Предстоит, по его мнению, прежде всего разобраться, какие аспекты проблемы НО в наших условиях заслуживают особого внимания.

Точкой отсчета в разработке концепции НО в нашей стране Г. П. Зинченко считает 1979 г. , когда в Москве состоялся симпозиум на тему «Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования».

В наиболее стройно организованном виде отечественная концепция представлена в документе, изданном бывшим Комитетом СССР по народному образованию. В нем читаем: «Наметившиеся подходы к пониманию сущности НО достаточно противоречивы. В одних случаях его отождествляют с непрерывным обучением, полагая, что достаточно механически объединить все ступени учебного процесса, чтобы устранить противоречия и тупиковые ситуации в образовании, в других – считают достаточным дополнить существующую систему новыми звеньями». Суть НО в этом документе представлена следующим образом: всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения.

Закономерен вывод, что при таком подходе целью НО будет становление и развитие личности как в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в период старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.

Итак, если коротко говорить о сути НО в представленной интерпретации, то это – развитие человека как личности на протяжении его жизненного пути. Г. А. Ягодин также главным системо­образующим фактором НО считает личность, как цель и конечный результат процесса постоянного и неуклонного восхождения ко все новым и новым высотам познания и преобразования мира.

По-иному трактует суть НО О. В. Купцов. По его мнению, квинтэссенцией НО является процесс приобретения дополнительных знаний. Различные виды дополнительного образования, по О. В. Купцову, не лишены самостоятельного значения. В этой связи он пишет: «Традиционная вертикальная преемственность, рассматриваемая как линейная последовательность, уступает место иному, функциональному типу преемственности, реализация которого обеспечивает непрерывный характер процессов формирования личности».

Как нам представляется, изложенная точка зрения требует некоторых комментариев. Во-первых, автор концентрирует внимание лишь на приращении дополнительных знаний. Каких же? Оказывается, тех, которые несут функциональную нагрузку. То есть фактически речь идет о сугубо узкопрофессиональных знаниях, необходимых специалисту.

К уже имеющемуся багажу знаний и умений приращивается то, что может быть необходимо для выполнения на должном уровне своей работы. Такой взгляд есть ни что иное, как одна из интерпретаций традиционного, старого понятия непрерывного образования, как образования взрослых после базового (дополнительного) этапа обучения.

Во-вторых, автор считает, что реализация функционального типа преемственности знаний обеспечивает на этой основе НО и непрерывный характер процессов формирования личности. О каком формировании личности может идти речь в русле приращения функционального компонента в его деятельности? Скорее всего, совершенствуется лишь технология осуществления профессиональной деятельности, что с понятием формирования целостной личности отождествлять нельзя.

В противовес такой точке зрения Б. С. Гершунский убежден, что, решая проблему непрерывного образования, нельзя ограничиваться простой механической достройкой существующей системы образования, когда усиливаются лишь компенсационные и адаптационные функции образования. По Б. С. Гершунскому, суть НО заключается в создании необходимых условий для всестороннего гармоничного развития индивида независимо от его возраста, первоначально приобретенной профессии, специальности, места жительства с обязательным учетом его особенностей, мотивов, интересов, ценностных установок. В подобной трактовке подчеркнута главная мысль НО – развитие личности человека. Этой точки зрения придерживается и ряд других отечественных авторов –

В. Г. Онушкин и Ю. Н. Кулюткин, Е. Н. Жильцов и Н. Н. Оттенберг.

Представляет интерес взгляды на сущность непрерывного образования польского ученого Ч. Кулисевича. Он считает, что «непрерывное образование призвано готовить людей к учению инновационному, к альтернативному и одновременно всеобъемлющему мышлению, к объединению интересов личности и общества в гармоничное целое». «Оно не должно оставаться на втором плане, носить компенсационный или узкоспециальный характер; его необходимо рассматривать как полноценный компонент формального обучения и воспитания».

Другой зарубежный ученый-педагог П. Аренц в системе целей НО на первое место выдвигает распространение культуры, а также подготовку гражданина к имеющимся условиям развития общества, т. е. культурологические и социальный аспекты НО представляются ему приоритетными. Затем идут: дополнительное общее образование для всех; профессиональная подготовка и повышение квалификации на всех ступенях системы образования. Такая позиция заслуживает внимания: общекультурная подготовка и социальная зрелость представляются ученому особо важными в развитии личности, им отдается предпочтение.

Автор монографии «Социология образования» Ф. Р. Филиппов в специальной главе, посвященной профессиональному образованию, выделяет раздел «Проблемы непрерывного образования». Здесь обращает на себя внимание интерпретация НО в контексте развития потребности личности в образовании. При этом автор потребность в образовании связывает не только с потребностью в труде, как средстве жизнеобеспечения. По Ф. Р. Филиппову, потребность в образовании включает еще и широкий спектр, относящийся к духовной культуре, общественно-политической деятельности, воспитанию детей, общению и т. п. Поэтому проблема НО «не сводится только к повышению уровня общеобразовательных и профессиональных знаний, а охватывает также вопросы повышения культуры трудящихся в самом широком смысле, расширения их политического кругозора, экономического образования и воспитания личности и многие другие».

Заслуживает внимания еще один аспект рассматриваемой проблемы, суть которого в определении НО не как особого вида образования или дополнительной пристройки к нему, но как нового способа образовательной деятельности и прежде всего – способа разрешения противоречий между требованиями научно-технической революции и существующей системой образования.

Выдвигая тезис отказа от стереотипов в образовании и необходимости поиска новых способов образовательной деятельности, О. В. Долженко считает, что с помощью НО должна произойти смена акцентов. Хорошим профессионалом можно стать, лишь опираясь на социальную и культурно-историческую ниву, поэтому главную цель НО он видит в становлении личностных качеств профессионала. Это звучит парадоксально, подчеркивает О. В. Долженко, но парадоксальность кажущаяся. Основная задача обучения и воспитания не может быть сведена к простому воспроизводству накопленного и осмысленного ранее, поэтому стратегической целью образования становится упреждающая подготовка специалиста, рассчитанная на решение принципиально новых задач. А это требует наличия у него тех качеств, которые пока просматриваются лишь как тенденции по отношению к желаемому будущему.

Н. Н. Пахомов и Ю. Г. Татур в своей статье под названием «Технологический вызов – новая революция в образовании» также считают, что в образовательной деятельности следует осуществить кардинальную смену типа социально-культурного населения. Требуется реализация идеи опережающего развития человека. Именно эта идея должна стать руководящим принципом деятельности системы народного образования как главного института социокультурного наследования. Однако из этого не следует, что игнорируется накопленный социально-исторический опыт.

Отношение к прошлому – это одна из характеристик образованности. «Малообразованная молодежь, утратившая связь с прошлым и настоящим, – пишет Н. Н. Пахомов, – инстинктивно осознает себя новым сословием. Стихийный бунт этого сословия выливается в жалкий эпатаж, наивный мистицизм, террористическое левачество, мелкотравчатый паразитизм, в псевдораскованность хиппи, панков и пр. » И далее: «Как и во времена позднего Рима, современную цивилизацию определяет явно преобладание людей, которые, во-первых, не ведают никаких запретов, не знают ответственности перед прошлым и будущим, перед ближним и далеким, и которые, во-вторых, необычайно деятельны и могущественны, невероятно настойчивы и упорны как в созидании, так и в разрушении вещных богатств, в стремлении ко всем формам обладания и властью».

Можно сделать вывод, что важной чертой образования личности и одной из сущностных характеристик непрерывного образования, а как результат – показателя образованности, является отношение к прошлому в контексте с настоящим и нацеленность на будущее.

Развивая идею опережающего развития человека, Н. Пахомов видит возможность ее реализации не через усвоение прежних рецептов, но на основании подготовки к овладению методами и содержанием познания и практики, которых никогда ранее не существовало. Осуществимо ли это? Ведь существующая классическая система образования оказалась полностью не готовой к своей новой роли, как и сам человек. Единственное решение этой проблемы – в человеке, его разуме, ибо никто иной, а он сам должен пойти на осмысленное самоизменение, а вместе с ним – выработать новую культуру. Ну, а глобальная цель сводится к необходимости формирования нового исторического типа личности в рамках новых культурных форм.

В итоге Н. Пахомов приходит к выводу, что из числа различных идей, которые могли бы привести к смене передачи педагогической деятельности, можно отнести лишь концепцию непрерывного образования. Автор соглашается с методологической трактовкой НО, изложенной в докладе ЮНЕСКО «Учиться, чтобы быть», где под непрерывным образованием понимается такое изменение способа бытия человека, когда он открывается по новому опыту. Но на деле, по утверждению этого ученого, вульгаризированная традиционная педагогика под этим термином стала понимать возобновляемое обучение или нудное пожизненное векование всех и вся за аудиторными столами, что представляется, по выражению Н. Пахомова, блефом, очередным дорогостоящим педагогическим прожектерством.

Психолог А. Вербицкий, рассматривая проблему непрерывного образования, обращает внимание на понимание принципа непрерывности. Некоторые ведомственные концепции трактуют

непрерывное образование, подчеркивает А. Вербицкий, как обучение работников с заранее установленной периодичностью, т. е. механическое решение проблемы. Содержательное решение этой проблемы автор предлагает с помощью понятия «квалификация», которое характеризует не сумму полученных документов об образовании, а уровень компетентности специалиста, его способность решать определенные классы профессиональных и социальных задач. Что же касается образовательных структур, по окончании которых выдаются соответствующие документы, то лишь формально наступает прерывность в образовании, но она не должна препятствовать непрерывному развитию личности. А. Вербицкий считает, что своего рода заполнителем резервов непрерывности (т. е. прерывности) выступает самообразование, которое, конечно, предполагает сохранение и развитие познавательного отношения человека к миру, его умение учиться. И здесь автор, с нашей точки зрения, делает весьма существенное заключение: для такого сохранения необходимо создавать соответствующие условия в структурах базового образования. По сути А. Вербицкий подводит нас к мысли о том, что ключ к разгадке понятия непрерывного образования в органическом включении потребностей к постоянному познанию в ткань собственного «Я».

Общая точка зрения различных авторов и разработчиков ряда официальных документов на проблему непрерывного образования и сущность данного явления выделяется нами в форме следующих выводов:

1. Непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в нашей стране. Она находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами, экономистами и представителями других наук.

2. Наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию – от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения НО как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития. Сторонников последнего больше, и их позиция аргументированнее.

3. Просматриваются три главных аспекта (при акцентировании на тех или иных характеристиках и показателях) сущности НО:

а) первый, традиционный, когда в НО видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»);

б) сторонники второго подхода рассматривают явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п. );

в) третий подход наиболее, на наш взгляд, продуктивный, идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью НО в этом случае становится всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге его «окультуривание», как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

В третьем подходе, особенно в последние годы, особо выделяется деятельностный аспект, при котором НО рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, но опирающихся на социальную и культурно-историческую ниву.

Цели, содержание и структура непрерывного образования

Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества. Именно поэтому государства и сегодня ищут свою модель непрерывного образования. Первую разработку его теоретических основ осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М. Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж.

Идея непрерывного образования – детище XX в. , но ее истоки можно найти у древних философов: Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки.

Непрерывное образование развивалось как феномен практики и как педагогическая концепция. Впервые концептуально оформленная эта идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. На основании его сообщения были разработаны рекомендации по данному вопросу. В 1972 г. ЮНЕСКО предпринимает следующий шаг: слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э. Фора, на тему «Учиться, чтобы быть». С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.

Разработка теоретических основ непрерывного образования актуализировала возникновение отраслевых концепций непрерывного образования. Одной из них стала концепция непрерывного педагогического образования. Появление ее было вызвано деятельностью ЮНЕСКО, а также вниманием, проявленным в 1980-е гг. государственными органами к данному вопросу. Идея непрерывного образования была заложена в «Основах законодательства СССР и союзных республик о народном образовании» (1984) и в решениях съездов учителей, обсуждалась народными депутатами на сессиях и рассматривалась в печати. Она стала ключевой идеей реформы народного образования.

Разработкой концептуальных основ непрерывного педагогического образования в Советском Союзе занимались научные коллективы в Москве, Петербурге, Хабаровске, Пензе, Минске, Гродно. Одной из первых была представлена Концепция непрерывного педагогического образования, подготовленная группой ученых и преподавателей Московского государственного педагогического института им. Ленина под руководством академика В. А. Сластенина. Данная концепция, одобренная в 1989 г. Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве модели-ориентира для вузов, предлагала общую парадигму педагогического образования, выдвигала новые цели и задачи, рассматривала этапы (звенья) педагогической подготовки.

Одна из основных целей непрерывного образования – расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни. Непрерывное образование приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения.

Одним из направлений стало создание нетрадиционных учебных заведений: «университетов без стен», «школ гибкого

обучения» и т. п. Самым известным примером является опыт функционирования Открытого университета в Великобритании, организованного таким образом, что подготовка там эквивалентна университетскому образованию и ведется без отрыва от производства, на заочной основе.

В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан, независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведения семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организации телевизионных и видеопрограмм. Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается наличием разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому – «Знания через всю жизнь».

Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

Структура непрерывного образования такова, что отношения между элементами подсистемы основного образования строятся по принципу иерархии, каждое последующее звено дает образование более высокого уровня. В подсистеме дополнительного образования звенья самостоятельны и независимы, существуют параллельно друг другу. Дополнительное образование не является образованием более высокого уровня по сравнению с основным.

Субъекты непрерывного образования и воспитания

Непрерывное образование и воспитания осуществляется на уровне индивидуальности, педагогической системы, образовательной системы и социума в целом. На уровне индивидуальности непрерывное образование осуществляется в рамках социализации, адаптации и интеллектуального самосознания человека, то есть:

1) происходит последовательное усвоение определенной системы ценностей, норм, знаний под целенаправленным воздействием воспитательных и обучающих воздействий и стихийных, спонтанных процессов влияющих на формирование личности;

2) происходит постепенное формирование оптимального алгоритма познавательной деятельности индивида, приспособление внутренних потенциальных способностей и мотивов к внешним потребностям личности, смыкание теоретического знания с опытом его практического применения;

3) происходит становление менталитета индивида, то есть формируется образ мыслей, совокупность мыслительных навыков, способов оперирования информацией, духовных установок личности, а также осознанное использование собственных способностей к генерированию новой порции знания на основе смыкания внутреннего информационного поля индивида с информационным полем сообщества.

На уровне педагогической системы непрерывное образование осуществляется путем воспроизводства, изменения и развития закономерностей, теории и методологии воспитания и обучения человека. Педагогическая система – это такая система, в рамках

которой осуществляется педагогическая деятельность, то есть целенаправленная деятельность педагогов (преподаватели, учителя, наставники, родители, учебные учреждения), заключающаяся

в осуществлении управления процессом воспитания и обучения подрастающего поколения, становления его полноправным членом общества. Структура непрерывного образования педагогической системы состоит из следующих компонентов:

1) воспроизводство, изменение и трансформация потребности, тенденций общественного развития, культурных ценностей, мировоззренческих особенностей, требований, необходимых качеств, предъявляемых современному члену общества;

2) воспроизводство, изменение и развитие представлений о сущности знания, социально одобренной идеальной модели образованного человека и успешного специалиста, многообразных научных знаний, умений, навыков, опыта, ментальных привычек, накопленных человечеством и актуальных для становления будущего члена общества;

3) воспроизводство, изменение и развитие собственно педагогического знания, педагогического мастерства и опыта, то есть законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, методов, принципов и способов учебно-воспитательно-

го воздействия на учащегося, методики и методологии педагоги-

ческой деятельности.

На уровне образовательной системы непрерывное образование осуществляется путем воспроизводства, изменения и развития образовательных институтов и характера взаимосвязей между ними, а также объединения (синергии) усилий сообществ и индивидуальных усилий отдельных субъектов образовательной деятельности в решении проблем педагогической управляемости, самоорганизации, саморазвития, самосовершенствования в условиях нестабильности, неустойчивости, быстроте обращения информации и требований общества к характеру образовательных услуг.

В данном контексте структура непрерывного образования будет включать следующие компоненты:

1) воспроизводство, изменение и развитие образования как государственно-общественного института с учетом конкретно-исторических требований, сконцентрированных в совокупности социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях;

2) воспроизводство, изменение и развитие соответствующей инфраструктуры, которая способна удовлетворить потребности общества в культурном духовно-развитом человеке, качественном специалисте и образовательном процессе, отвечающем требованиям функциональности, управляемости и адаптивности;

3) воспроизводство, изменение и развитие образовательной системы, способствующей индивидуально-личностному самодвижению учащегося, раскрытию способностей, дарований, талантов, интересов, формированию особых психологических качеств, помогающих устранять в индивидуальных сознании и умениях, закостеневшие клише и стереотипы привычного мышления и сформировать индивидуальный алгоритм познания.

На уровне социума непрерывное образование включает воспроизводство, изменение и развитие представлений об образовании как главной общественной ценности, целенаправленной деятельности субъектов общества (институты, организации, социальные группы, сообщества, индивиды) по актуализации (от позднелат. actualis фактически существующий, настоящий, современный) индивидуальных субъектов в социальной действительности, и трансформации социальной действительности в соответствии с современными возможностями и потребностями человека. На данном уровне мы можем выделить следующие компоненты непрерывного образования:

1) воспроизводство образования как культурно-исторической ценности человечества и трансформация отношения к образовательной деятельности как к природносообразной, формообразующей, развивающей, преобразующей деятельности людей по самотворению и со-творению социальной действительности;

2) воспроизводство, изменение и развитие способностей и способов управления информационными потоками, отношения к информации, методам оперирования информационными данными, умения своевременно находить, отбирать, анализировать и преобразовывать информацию в реальные проекты (то есть в реальные образы будущего) готовые для осуществления рационального действия;

3) воспроизводство, изменение и развитие навыков рефлексии, верификации и корректировки образовательной деятельности, выработки критериев успешности осуществляемой образовательной деятельности, оценки результатов внедрения теоретического знания в область практики его применения, многократного введения уже известных знаний и методов в область практического их использования для новых проектов на злобу дня.

Осознание новых возможностей и потребностей человека в решении задач образования привело к необходимости создания новых концептуальных подходов педагогической деятельности, методов и способов педагогического воздействия и нового образа педагогического эффекта. Информационное общество диктует человеку новое восприятие знания, способов получения знания, способов представления информации, необходимость прогнозирования, программирования, проектирования и моделирования исследуемой ситуации (объекта, процесса, явления) в условиях быстроменяющейся нестабильной внешней среды. Таким образом, главной целью обучения становится формирование знаний, умений и навыков о получении новой порции информации, конструировании действительности для решения практических задач повышения функциональности, эффективности, управляемости разнообразных социальных структур и саморазвития человека. Решение такой цели требует нахождения новой точки отсчета в развитии мыслительной деятельности, интеграции научного знания, создания новой модели образованного человека – исследователя. «Простое «пассивное обладание» знаниями в разных областях характеризует эрудита, а не исследователя. Для ученого необходимо активное творческое владение ими, выражаемое в исследовательской их разработке». Традиционная система образования ориентирована на получение учащимся знаний, умений и навыков, таким образом, целью становится знание, а идеальным результатом – эрудиция, в то время как система непрерывного образования ориентирована на формирование индивидуального алгоритма познания, и целью такового является превращение информации и формирование устойчивого исследовательского навыка оперирования информацией, а результатом – новообразование.

Система непрерывного образования не может существовать, отбросив практику традиционной системы образования. В то время как традиционная система образования в том виде, в котором она существует сейчас, не соответствует потребностям современности и тормозит развитие потенциальных возможностей человека. Поэтому мы можем говорить о необходимости реформирования образования, которое заключается в переходе к системе непрерывного образования, включающей в себя традиционную систему образования, использующую ее опыт, при сохранении приоритета ценности новообразования по сравнению с ценностями простого накопления и воспроизводства знаний. Таким образом, традиционная система образования будет выполнять функцию своеобразного солитона – структурно устойчивой, нерушимой единицы системы непрерывного образования, которая вбирает в себя новые знания, не изменяя при этом ни отношения ни характера прежде накопленной информации. Система непрерывного образования на уровне создания новой порции знания будет выполнять функцию фантома, то есть моделирования, конструирования образов будущего знания (вариантов интерпретации знания). Взаимодействие, коммуникация, сотрудничество системы непрерывного образования и традиционной системы образования осуществляется посредством свойств индивидуальной и социальной памяти, то есть способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения, осуще-

ствляя таким образом новообразование. Новообразование есть научно-оформленное знание, готовое к реализации на практике и воспроизводству в социальном опыте (проект, программа, стратегический план). Результатом такового взаимодействия традиционной системы образования и системы непрерывного образования служит:

1) на уровне человека – формирование индивидуальной исследовательской ментальности;

2) на уровне педагогической системы – формирование методов и способов моделирования и мотивирования исследовательских навыков и умений у учащегося и педагога;

3) на уровне образовательной системы – формирование дружественной инфраструктуры для развития и саморазвития исследовательских навыков и разработок;

4) на уровне социума в целом – формирование системы непрерывного образования как основной социальной ценности и средства актуализации социальных и индивидуальных потребностей и возможностей через исследовательскую деятельность.

Индивидуальность, педагогическая система, образовательная система и социум в целом являются субъектами непрерывного образования различного масштаба и специфики деятельности.

Заключение

Непрерывность образования предполагает определенную взаимосвязь всех этапов процесса его осуществления и взаимосвязь всех его промежуточных результатов. Непрерывность образования только усиливает понимание необратимости, постоянства, природной целесообразности развертывания сознательной жизни любой социальной системы. Характер непрерывного образования зависит от ситуации, потому что приводит в первую очередь к изменению восприятия действительности, пониманию необходимости ее преобразования (проблема), поиску путей такового преобразования (варианты решения), выбору оптимального пути преобразования (выбор решения, отвечающего возможностям системы), реализации выбранного пути преобразования (тактика преобразования), оценка результата (новая проблема). Образование для человека лишь средство адаптации к изменениям в социальной среде, часто вынужденное, но не внутренне необходимое, тем более не средство самореализации. О какой тогда непрерывности можно говорить, есть ли она вообще, если для большинства основным стимулом является конечный результат (получение дип­лома, научной степени и т. д. ). Таким образом, понятие непрерывного образования в том виде в каком оно понимается в современной науке, как «образование длинною в жизнь» – это красивая игра слов, так как непрерывность предполагает постоянство возобновления, а образование – появление чего-то нового, на базе существовавшего ранее, но потерявшего свою актуальность, формирующего новый образ известного объекта, подобного известным объекта или неизвестного объекта.

Проблема заключается в том, что непрерывное образование требует не только осуществления образовательной деятельности во внешнем окружении, но требует постоянного внутреннего образования, изменения под воздействием вновь освоенных знаний, что для современного индивида и системы является непосильным трудом, потому что он привык, ему удобно, и намного легче изменить что-то вовне или сделать видимость изменения, оставаясь при этом внутренне неизменным, то, что можно назвать «с широко закрытыми глазами».

Подводя общие итоги, подчеркнем, что образовательная деятельность сейчас становится основной отраслью общественного производства, от ее результатов зависит будущее всякого государства, развитие культуры всего человечества. Непрерывность образования как социокультурный феномен выполняет не только функции передачи знаний и умений, сохранения культурных ценностей и традиций, обеспечение адекватной социализации личности в конкретном социуме, но и становится важным условием взаимодействия государств в мировых интеграционных про­цессах.

Нелинейный подход обеспечивает возможность прогнозировать и осуществлять непрерывность образовательного процесса как на уровне локальной (образовательного учреждения, муниципального образования), региональной образовательной системы, так и в масштабах континента и континентов.

Очевидно, что на каждом уровне непрерывность образования характеризуется своими специфическими особенностями, связями, содержанием, формой. Однако при этом можно выявить не­которые общие тенденции, которые, с одной стороны, способны

рельефно обозначить уровень развития государственного института образования, а с другой – дают возможность прогнозировать направления в исследованиях теории и практики непрерывного образования не только в государственном, но и в консолидирующемся межгосударственном пространстве.

Список использованной литературы

1. Выгодский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. – 182. с.

2. Зинченко В. П. , Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М. , Тривола, 1994. – 270 с.

3. Пионова Р. С. Педагогика высшей школы. – Мн. , 2005. –

167 с.

4. Ситдикова Л. М. Внутрифирменное непрерывное образование и участие университетов в нем // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. – Казань, 2001. – 109 с.

5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования // 2-е изд. 2005. – 210 с.

6. Токмовцева М. В. Многоуровневое профессиональное образование в России // Закон. – 2006. – № 4. С. 123-127.

7. Филатова Л. О. Переемственность общего среднего и вузовского образования // Педагогика. – 2004. – № 8.

8. Шленов Ю. , Мосичева И. , Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. – 2005. – 198 с.

Т. Г. Любимова,

учитель МБОУ «Нижнесортымская СОШ»,

ст. Нижнесортымская

Метки: Воспитательная работа