Классный час «Будьте милосердными»
Классный час «Будьте милосердными»
Ведущий. У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Когда лишь хлеба он просил,
А взор являл живую муку,
Но кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи. стремлением помогать людям в несчастье.
Творческое задание «Солнце человечности»
Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нем имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывают о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».
Ролевая игра «Кто спасется»
Попросите ребят представить, что они идут через пустыню, и раздайте им роли, например: старика, матери, ребенка, отца, проводника и т. д. В игре участвуют от пяти до десяти человек, остальные – судьи. Педагог раскладывает на столе карточки, на которых написано все, что человек может с собой взять в путешествие, например: машину, коня, верблюда, бутылку с водой, книжку, пакет с сухофруктами, теплое одеяло, лопату, бутерброды и т. д. Карточек должно быть в пять раз больше, чем игроков. Педагог задает ситуацию, например: нужно перейти пустыню за неделю. Ребята по очереди подбрасывают кубик и берут со стола столько карточек, сколько цифр выпало на кубике. Затем они рассказывают, как поступят с тем, что им досталось, например: не возьмут с собой, поделятся с кем-либо, используют только для себя. Судьи решают, правильно ли тот или иной человек распорядился своим имуществом. После игры ребята вместе с педагогом обсуждают, как доброта и милосердие, проявленные во время игры, помогли им перейти пустыню.
Вопросы для беседы.
Стоит ли в наше время быть милосердным?
Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?
Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?
Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?
Есть ли люди не достойные милосердия?
Ученик. Я вам прочту сказку В. Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного».
«Караван шел по пустыне. . . Солнце жгло. Золотые бугры песков пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди белой извилистой линией – дорога. . . Ее, собственно, не было. Дорогой здесь казались остовы павших верблюдов. Колодцы остались позади, и пилигримы взяли с собой воды на два дня. Только завтра они могут добраться до оазиса с чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудесные марева с синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и миражи пропали. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца. . . Сонно покачивались всадники, следуя за проводником. Кто-то запел, но в пустыне и песня падает на душу слезами. И певший тотчас же смолк. Тишина . . . Только слышался равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все замирало, даже и душа человеческая! На пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело своего друга _______________
Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого шелка остро и жадно следовал за ними взгляд погибавшего в пустыне. . . Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.
– Что с тобой?
– Пить! – только и мог проговорить умиравший. Старик посмотрел вслед каравану – он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, какое-то веяние, проникавшее в его душу. . . Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток. . . другой. – |
Лицо умирающего оживилось.
– Ты из рода Оммиадов?
– Да. . . – ответил старик.
– Я угадал по знаку на твоей руке. . . Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги. . .
– В пустыне перед лицом Аллаха – мы только братья. Пей!. . Я стар, ты молод. Пей и живи. . .
Умирающий жадно припал к мехам. . . Старик посадил его на своего верблюда. . .
– Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.
– А ты?
– Мне все равно жить осталось мало.
– Поедем вместе.
– Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.
Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он молча сел. . . Остановился. . .
– У тебя есть родные?
– Никого! – ответил старик.
– Прощай!
Оставшийся долго смотрел ему в след. . . Он обманул своего врага. . . У него были дети, но они славились как храбрые воины. . . Он уже не нужен был им.
Караван исчез в ослепительной дали. . . Солнце жгло. . . Heбо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.
Прошло несколько месяцев.
Та же пустыня. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня. . . Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился _______________
– Что там? – указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы тоже в изумлении глядели туда. . . Там, среди бесконечных песков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни. . . Яркие цветы нежным благоуханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников.
У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.
Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис «ключом врага милосердного».
Вопросы к сказке.
Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?
Как бы вы поступили на месте молодого араба?
Можно ли было найти какой-нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?
Почему там, где погиб милосердный старик, появился оазис?
Представьте, что вы едете по пустыне, и у вас кончилась вода. Что вы предпримете?
Творческое задание «Оазис милосердия»
Представьте, что каждый милосердный поступок превращается в цветущий оазис в пустыне. Нарисуйте такой оазис и расскажите, что должно измениться на земле, чтобы все пустыни превратились в оазисы, и возможно ли это.
Творческое задание «Проект помощи»
«Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принадлежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находиться на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо любить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи».
Мать Тереза.
Ребята делятся на группы. Каждая группа должна составить проект деятельности благотворительной организации. Дети должны написать: как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто ее будет финансировать; ее основные принципы и т. д.
После того как представители от групп расскажут о своих проектах, дети обсуждают, какой их них и как можно осуществить в рамках школы.
Можно предложить ребятам составить собственный план деятельности в рамках благотворительного проекта.
Вместе с педагогом дети обсуждают свои планы и составляют общий план деятельности. Затем «Проект помощи» вывешивается на стенд, и ребята приступают к его осуществлению.
М. Л. Нечаева, Берендеевская СШ, д. Неверово, Нижегородская область
Метки: Воспитательная работа