Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Познавательная викторина «Великая Отечественная война»

Познавательная викторина «Великая Отечественная война»

План подготовки: репродукции картин о событиях Великой Отечественной войны; магнитофонная запись музыкального сигнала; песни времен Великой Отечественной войны для му­зыкальной паузы; игровое поле – зал, где обозначаются 4 сек­тора, каждый сектор игрового поля имеет свою нумерацию и цветовое обозначение, зрительный зал также разделяется на сектора игроков, число их может составлять 3 – 4. (В данном варианте – 3. )

1-й ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий. Здравствуйте, участники сегодняшней вик­торины! Наша викторина посвящается памяти событий Вели­кой Отечественной войны. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений. Однако оно бессильно ослабить па­мять о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советс­ких людей.

Чтец. История не терпит суесловия.

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить безумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

1-й ведущий. Эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. На фронт ушло почти все население огромной страны.

2-й ведущий. За четыре года смертельной схватки с фа­шистским захватчиком они прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

1-й ведущий. Вдохновляемые справедливыми и благо­родными целями, воины Красной Армии храбро, не щадя сво­ей жизни, сражались с ненавистным врагом, приближая дол­гожданный час победы. Эта война принесла горе в каждый дом.

Чтец. Стихотворение Николая Панова «Дом старшины».

После трудного боя достался матросам

Этот каменный полуразрушенный дом,

Что стоял у дороги, над самым откосом,

Озаренный огнем, на пригорке крутом.

С подоконника вражеский автоматчик

Мертвым рухнул на камни. Пришла тишина.

И снаружи, гранату за пазуху пряча,

В едкий комнатный дым ворвался старшина.

Возле детской кроватки игрушки стояли,

Опрокинулся плюшевый жёлтый медведь,

И в распахнутом взрывом крылатом рояле

Золотилась широкая струнная медь.

Старшина озирался в надвинутой каске,

В полушубке бараньем, высокий, прямой,

От снегов Заполярья, предгорий кавказских

По дорогам войны он вернулся домой!

Он вернулся домой. Стены были, как в тире,

В пулевых отпечатках. Скрипело стекло.

Сколько времени не был он в этой квартире!

Сколько дней, как расстался он с ней, истекло!

Он любил говорить: «Вот добудем победу,

Мир подпишем, винтовки держа на весу,

И домой я к жене и к мальчонке приеду,

И хороших подарков семье привезу».

Но когда прочитал он короткую сводку,

Что враги подступили к родимым местам,

Отправляясь на юг, покидая подлодку,

Он совсем говорить о семье перестал.

С автоматом, на серых камнях у Моздока,

Поджидал он часами, и немцу каюк!

А потом мы рванулись на запад с востока,

Проходя опалённый, дымящийся юг.

Шли на запад морская пехота и танки.

Старшина не смотрел на счастливых людей,

Только будто от тайной мучительной ранки

Становился лицом всё мрачней и худей.

И теперь вот прострелены стены, как в тире,

И от крови врага подоконник намок!

Он стоял в разорённой, холодной квартире

И ещё в своё горе поверить не мог.

Он буфет распахнул. Опустелые полки.

Он вдоль выбитых окон к столу подбежал.

На столе, на полу, где посуды осколки,

Лишь следы разоренья, следы грабежа.

Что искал он в вещах этих, некогда близких?

Что надеялся здесь увидать старшина?

Неужели двух строчек, короткой записки

Не могла на прощанье оставить жена?

Краснофлотцы входили, стараясь не топать, -

В блеске ближних пожаров, в мерцанье ракет.

И, с лица вытирая тяжелую копоть,

Кто-то вдруг наклонился, взглянув на паркет.

Из-под шкафа чуть видно бумажка торчала.

Старшине передали ее моряки.

Старшина посмотрел и не понял сначала

Торопливых каракулей детской руки.

Сын писал: «Угоняют в Германию, папа.

Мы не плачем. Мы ждем, ты придешь нам помочь».

По широким ступеням парадного трапа

Мы спускались гурьбой в озаренную ночь.

Старшина отошел, успокоиться силясь.

Загремели гранаты на черном ремне.

Только щеки небритые перекосились,

И таким навсегда он запомнился мне.

Он смотрел на письмо неотрывно и странно,

И казалось, плывет под ногами земля.

И сказал чернобровый сигнальщик с «Тумана»,

С легендарного северного корабля:

– То, что мы увидали, товарищи, с вами,

Это горькое горе за сердце берет.

Невозможно помочь никакими словами,

Так поможем делами! На запад, вперед!

Чтоб о нашем походе слагалась былина,

Чтобы песни звенели о нем в вышине!

Если нужно, матросы, рванем до Берлина,

Но клянемся семью возвратить старшине! -

И вошли мы в Берлин через битвы и муки,

Сквозь огонь, через смерть, на немолкнущий зов,

И сомкнулись детей исхудалые руки

На обветренных шеях суровых отцов.

Всех врагов краснозвездная сила сломила,

Разгромила оплот угнетенья и зла.

То Советская Армия, армия мира,

Человечеству новую жизнь принесла.

1943-1945.

Северный флот

1-й ведущий. Мы собрались в этом зале, чтобы расши­рить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры. А участниками ее будут все присутствующие.

2-й ведущий. Позвольте ознакомить вас с правилами нашей игры-викторины. Она будет проходить в несколько туров. В первом участвуют все игроки поочередно в рамках свое­го сектора. (В 1-м туре играет 1-й сектор игроков, затем 2-й сектор, далее 3-й сектор). Игрокам каждого сектора будет предложен вопрос и 4 варианта ответа. Пока играет музыкальный сигнал, необходимо выбрать правильный ответ, пройти в сек­тор игрового поля, соответствующий номеру выбранного вами ответа. За соблюдением правил игры следит независимая комиссия. Вопросы будет задавать профессор Архивариус.

(Профессор Архивариус (в магистерской шапочке) задает пер­вый вопрос игрокам 1 сектора. )

Архивариус. В годы Великой Отечественной войны для организации отпора врагу был создан Государственный Комитет Обороны. Кто его возглавлял?

1) В. М. Молотов; 3) И. В. Сталин;

2) Г. К. Жуков; 4) Л. П. Берия.

(Звучит музыкальный сигнал. Участники 1 сектора расхо­дятся по выбранным секторам игрового поля).

Архивариус. Правильный ответ соответствует 3 сектору игрового поля.

(Все, кто выбрал этот ответ, становятся участниками 2 тура. )

Архивариус. А теперь вопрос для игроков 2 сектора. Известно, что война началась 22 июня 1941 года.

Чтец. С. Щипачев. «22 июня 1941 года».

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом ни пел бы ни о чем,

а славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

я эти пять минут трубил тревогу.

1-й ведущий. Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые. . .

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

(Д. Самойлов)

Архивариус. Кто выступил по радио перед народом в этот день и сообщил о начале войны?

1) В. М. Молотов; 3) К. Е. Ворошилов;

2) И. В. Сталин; 4) Г. К. Жуков.

(Звучит звуковой сигнал. Игроки занимают выбранные сек­тора игрового поля. Победители находятся в 1-м секторе – они участники 2 тура).

Архивариус. Вопрос игрокам 3 сектора.

Первое крупное поражение фашистских войск произошло. . .

1) под Брестом; 3) под Москвой;

2) под Киевом; 4) под Ленинградом.

(По звуку музыкального сигнала определяются победители из числа игроков 3 сектора. Они будут в 3 секторе).

2-й ведущий. Немцы с первых дней войны упорно рва­лись к Москве. Гитлер мечтал на месте города Москвы образо­вать огромное водохранилище. Надеялся, что с падением Мос­квы войну можно было бы считать оконченной. Так происхо­дило со всеми завоеванными европейскими странами.

Уже на 7 ноября 1941 года Гитлер планировал провести на Красной площади парад фашистских войск.

Москва перешла на осадное положение. В первые месяцы войны немцам удалось приблизиться к столице нашей Роди­ны. Немцы пригороды Москвы могли видеть в бинокли.

Но советское командование поставило твердую цель: сде­лать все, чтобы сохранить столицу.

И в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года наша армия перешла в контрнаступление. Это была победа над мифом о непобеди­мости Германии.

(Исполняется песня «Моя Москва»)

Я по свету немало хаживал,

Жил в землянке, в окопах, в тайге,

Похоронен был дважды заживо,

Знал разлуку, любил в тоске.

Но всегда я привык гордиться

И везде повторял слова:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой,

Я люблю твою Красную площадь

И Кремлевских курантов бой.

В городах и далеких станицах

О тебе не умолкнет молва,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в веках будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва.

Архивариус. Закончился первый тур игры. Во втором туре будут играть все победители I тура. Внимание, вопрос!

В годы Великой Отечественной войны было учреждено зва­ние Героя Советского Союза, которое присваивалось за совер­шение героических поступков, за особый героизм, проявлен­ный в боях. Кто в ходе войны стал первым трижды Героем Со­ветского Союза?

1) А. И. Покрышкин; 3) А. Матросов;

2) И. Кожедуб; 4) В. Талалихин.

(Звуковой сигнал. Правильный ответ – 1. )

Архивариус. В третьем туре нашей викторины участву­ют только победители второго тура. Внимание, вопрос!

В ходе Великой Отечественной войны было решено в честь освобождения русских городов давать победный салют. В свя­зи с освобождением каких городов был дан первый победный салют?

1) Ленинграда и Риги; 3) Орла и Белгорода;

2) Москвы и Сталинграда; 4) Киева и Харькова

(Звуковой сигнал. Правильный ответ – 3. )

1-й ведущий. Стремясь взять реванш за катастрофу на берегах Волги и вернуть утраченную стратегическую инициа­тиву, гитлеровцы попытались летом 1943 года осуществить но­вое крупное наступление. Местом для наступления враг избрал район Курской дуги. Заблаговременно советским командова­нием была создана сильная оборона.

2-й ведущий. В сражении под Курском в районе Прохоровки немецко-фашистские войска подверглись сокрушитель­ному удару, до основания потрясшему германскую военную ма­шину. На Курской дуге было разгромлено до 30 вражеских ди­визий, из них 7 танковых. И прозвучали первые победные

салюты.

Архивариус. А теперь четвертый тур. И участвуют в нем только победители третьего тура, то есть те, кто в качестве от­вета выбрал 3-й сектор игрового поля.

Внимание, следующий вопрос!

Немцы сопротивлялись отчаянно, продвижение советских войск шло медленно. Все на этой земле было приспособлено к обороне: и тевтонские замки, и крепости времен Семилетней войны. В этих боях получил смертельную рану командующий фронтом, самый молодой из всех командующих фронтами. Ему не было и сорока лет. Его любили солдаты за бесстрашие и простоту. О ком идет речь?

1) Г. К. Жуков; 3) И. Д. Черняховский;

2) В. И. Чуйков; 4) И. С. Конев.

(Вновь музыкальный сигнал. Правильный ответ – 3-й).

Генерал 60-й армии погиб на поле боя с немецко-фашистс­кими захватчиками. Это был талантливый молодой полково­дец, завоевавший всеобщую любовь свой беззаветной предан­ностью Родине. Своим полководческим искусством, выдаю­щейся воинской храбростью и героизмом. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Именно войска 60-й армии остановили наступление немецких войск на воронежском Фронте и освободили город Воронеж в крайне неблагоприят­ных условиях погоды. Еще более блистательным результатом оперативных действий молодого командарма явилась Курская операция. Несмотря на упорное сопротивление врага, город был взят в течение одного дня. Тридцать три раза Москва са­лютовала войскам 60-й армии и 3 Белорусского фронта, кото­рыми командовал Иван Данилович Черняховский.

Архивариус. Число претендентов на победу сокращает­ся. И следующий вопрос звучит только для тех, кто правильно выбрал сектор игрового поля в предыдущем туре. Внимание, вопрос!

Строки из личного письма поэта-фронтовика А. А. Суркова жене стали текстом песни:

1) «Землянка»; 3) «В лесу прифронтовом»;

2) «Темная ночь»; 4) «Катюша».

(Звуковой сигнал. Правильный ответ – 1. )

(Звучит песня «Землянка»)

Далее игра продолжается до тех пор, пока не останется минимальное количество участников (1-2), они и объявляются, победителями.

Вопросы для участников

1. Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война? (1418 военных дней и ночей. )

2. Что было написано на основных плакатах, призываю­щих отстоять свою Родину? (Родина-мать зовет! Смерть фа­шистским оккупантам! Наше дело правое! Враг будет разбит! По­беда будет за нами! Беспощадно разгромим и уничтожим врага!)

3. Назовите фамилии летчиков, совершивших тараны. (Г. А. Храпай, А. Н. Авдеев, Н. Ф. Гастелло. )

4. Сколько дней длилась блокада города Ленинграда? (900 дней. )

5. Какую трассу называли Дорогой жизни? (В первую и вто­рую блокадные зимы по льду Ладожского озера была проложена трасса, названная Дорогой жизни, потому что она позволила об­легчить положение осажденных. )

6. Когда началась битва за Москву? (30 сентября – 2 ок­тября 1941 года. )

7. Основные даты сражения за Сталинград. (19ноября 1942 года части Красной Армии перешли в контрнаступление между Волгой и Доном, через несколько дней замкнули кольцо вокруг не­мецких войск, осаждавших Сталинград. 2 февраля 1943 года гран­диозное сражение под Сталинградом завершилось. )

8. Когда началась битва за Берлин? (16 апреля 1945 года. )

9. Когда над куполом поверженного рейхстага взвилось Красное знамя Победы? (1 мая 1945 г. Его водрузили сержанты М. А. Егоров и М. В. Кантария. )

10. Назовите дату капитуляции Германии. (8 мая 1945 года. )

1-й ведущий. Семен Ботвинник «Берлин горит».

Берлин горит. Подтаявшая тьма

Все выше поднимается и выше -

Огонь вошел в угрюмые дома,

И с тяжким гулом оседают крыши,

И наземь балки падают, звеня,

И жаркий пепел сыплется за ворот

Я много видел пепла и огня;

Я видел свой, войну познавший, город

И пламя, полыхающее в нем

Берлин горит совсем другим огнем.

2-й ведущий. Елена Шевелева «Весна в Германии».

Земля немецкая в дыму,

Но яблоня стоит нетленна,

Открыто радуясь всему,

Как будто вырвалась из плена.

Роса на бледных лепестках.

Мертвы немецких пушек дула.

Идут советские войска,

Весна к ним ветки протянула.

Они напомнят тишину,

Родные солнечные дали,

Степные зори на Дону,

Лесные чаши на Урале.

Отчизна милая видна,

Простор ее весенних пашен.

На всей земле весна одна,

Она весна Победы нашей!

По окончании игры подводятся итоги и награждаются по­бедители.

Учитель. Закончены викторина и путешествие в мир ис­тории. Мы еще раз поздравляем победителей и хотим поже­лать нашим эрудитам терпения, трудолюбия и удачи. Игра за­кончена, но процесс познания продолжается, и еще многое предстоит вам узнать. Успехов всем участникам игры!

1-й ведущий. Прошлое всегда с нами, и все, что мы со­бой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы его творцы. Мы живем, погруженные в Него. Не понимать этого и не ощущать прошлое, значит не по­нимать настоящее.

2 ведущий:

Вы думали: история – забвение,

Архив, куда грехи свои сдают?

Она тот Высший суд, где нет прощения,

Где срока давности не признают.

Вы думали: история – что сказочка,

Где можно все напутать, переврать,

Но это вам всего лишь только кажется,

Что можно ход истории прервать!

М. Л. Нечаева, Берендеевская СШ, д. Неверово, Нижегородская область

Метки: Воспитательная работа