Система деятельности классного руководителя в современной школе, ч. 2
Система деятельности классного руководителя в современной школе, ч. 2
1. 2. Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй.
Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые школой по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач классного руководителя – способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.
Дети, родители, учителя – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:
– дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают её цели и находят в ней личностный смысл;
– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учётом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
– создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
– отсутствуют навязывания, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Перечислим несколько форм совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике.
Классное собрание:
Это разговор равноправных заинтересованных людей. Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.
Формы познавательной деятельности:
общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.
Формы трудовой деятельности:
оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.
Формы досуга:
совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.
Таким образом, организуя совместную деятельность родителей и детей, классный руководитель обеспечивает формирование доброжелательных и взаимозаинтересованных отношений в семье, привлекает родителей к решению проблем детей и всего классного коллектива.
Родители, классный руководитель – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные совместные цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Например, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании можно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, а также на групповых консультациях. Перечислим наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.
Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.
Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским коллективом. Вместе они пытаются сформировать советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей.
Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.
От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.
1. 3. Классный час как форма воспитательной работы с учащимися
Одной из основных форм воспитательной работы с учащимися является классный час. Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Выделяют три основные воспитательные функции классного часа: просветительную, ориентирующую, направляющую.
Просветительная заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии – наук, не нашедших отражения в учебных программах. Эту просветительную функцию классного часа часто называют функцией «ознакомления с миром». Благодаря этой функции классные часы могут иметь самую разнообразную тематику, поэтому они очень интересны детям.
Ориентирующая заключается в формировании у учащихся определённых отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определённой иерархии материальных и духовных ценностей. Эта функция – основная, она помогает оценивать мир. Однако она неразрывно связана с просветительной: нельзя ученику передавать отношение к объекту мира, с которыми ученик незнаком. Чаще всего на классных часах прибегают к ознакомлению детей с тем или иным явлением жизни именно потому, что необходимо воспитать у детей определённое отношение к ним. Иногда классный час может обладать только ориентирующей функцией, когда педагог ставит своей задачей формирование того или иного отношения. Это бывает на классных часах, когда обсуждается какое-то известное событие; такое происходит и на классных часах, на которых анализируются анкеты учащихся; к таким классным часам относится обсужден7ие статей кинофильмов и т. д. Нужно отметить, что такой классный час проводить довольно сложно: надо предугадать возможные нюансы уже имеющихся у детей отношений и незаметно развить их в желаемом направлении.
Направляющая помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с миром.
Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он просвещает, ориентирует, направляет.
Цель классного часа – это конечный результат, к которому стремиться педагог в системе воспитательной работы. А задача классного часа – это тот результат, который планирует получить и получает педагог на данный момент. Задача – ступенька в общем движении к цели. Возможен вариант, когда на классном часе решается не одна, а две-три задачи. Многие классные руководители допускают серьёзные ошибки: они не всегда видят различия между целью и задачей классного часа; и задачи, поставленные ими, выглядят тогда как «рассказать о…», «объяснить…», «посмотреть…», «обсудить…». Проведя один классный час, классный руководитель ждёт немедленных результатов, не создавая при этом системы соответствующих воздействий в другой сфере жизнедеятельности учащихся; придумывая тему классного часа, потом подгоняют под неё воспитательную цель и задачи, идут от мероприятия, а не от воспитания. Все эти ошибки рождают порой формальное воспитательное мероприятие.
Итак, организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с помощью классного часа, тем самым мы содействуем передаче и развитию у них социально ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.
Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок: продумывать содержание, определять чёткую структуру, создавать обстановку и заранее готовить вспомогательный материал. Не менее важно выстраивать тематическую систему ряда классных часов так, чтобы они составляли цель воздействий. Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений: определение содержания классного часа, организационное оформление, планирование серии классных часов. Организация классного часа должна начинаться с психологической подготовки учащихся. Также не маловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения.
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Основное правило регулирования времени можно сформулировать так: «Классный час должен быть закончен до того, как ученики стали ожидать конца».
Значительная методическая сложность классного часа заключается в том, что непринуждённость, свобода, непосредственность должны сочетаться с чёткими правилами поведениями, чётким порядком, уважительной тишиной и обсолютным вниманием учащихся.
Структура классного часа состоит из трёх частей: вступительна, основная, заключительная.
Назначение вступительной части: мобилизовать внимание учащихся, обеспечить серьёзное отношение к теме, определить место обсуждаемого вопроса в жизни.
Назначение основной (содержательной)частиопределяется воспитательной задачей классного часа.
Время, отводимое для каждой части, определяется объёмом содержания. Особенно ограничено должно быть время вступительной части (5-7 мин. ).
Заключительная часть может быть дольше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса (но не более 10 мин. ).
При составлении плана эти три части должны быть чётко выделены.
Глава 2. Деятельность классного руководителя в современной общеобразовательной школе
Каждую неделю в каждом классе классный руководитель проводит классный час или собрание по определенной структуре, т. е. циклограмме.
Циклограмма классных часов и бесед.
1-ая неделя – организационный классный час.
2-ая неделя – ситуационный классный час.
3-я неделя – тематический классный час.
4-ая неделя – итоговый классный час.
Структура, основные формы и алгоритмы в работе классного руководителя с учащимися класса.
1-ая неделя: классное собрание «Планирование коллективных дел».
Технология:
1. информация о событиях за прошедшую неделю;
2. выбор цели деятельности;
3. планирование деятельности;
4. обсуждение;
5. выбор ответственных за подготовку и проведение выбранного дела;
6. распределение времени для подготовки;
7. рефлексия: на что надо обратить внимание при подготовки запланированного мероприятия.
2-ая неделя: ситуационный классный час «Обсуждение ситуации».
Технология:
1. информация о событиях за прошедшую неделю;
2. информация по теме ситуации;
3. обсуждение ситуации по алгоритму: «Я – позиция», причина «Я – позиции»; «Я – позиция» и общественно-значимая норма; дискуссия; рефлексия; свободный выбор.
3-я неделя: тематический классный час.
Технология:
1. информация об интересных и значимых событиях за прошедшую неделю;
2. проведение мероприятий по сценарию;
3. рефлексия: какие впечатления остались у участников после проведённого мероприятия.
4-ая неделя: классное собрание «Подведение итогов».
Технология:
1. информация о событиях за прошедшие недели;
2. обсуждение жизнедеятельности класса за прошедший месяц. По кругу учащиеся вспоминают о делах класса и отвечают на вопросы: что понравилось? Почему?, что не понравилось?, почему? Какие проблемы, связанные с культурой поведения, надо решать всем учащимся?
3. рефлексия.
Так же в школе есть такая форма работы классных руководителей, как собрание, на котором они обмениваются опытом своей работы в различных сферах:
1. из опыта сотрудничества в шефской работе;
2. система эстетического воспитания педагогов;
3. индивидуальная работа с родителями;
4. работа из опыта с трудными детьми;
5. из опыта работы методической характеристики класса;
6. планирование, подготовка и проведение КТД.
Конечно же классному руководителю сложно действовать в одиночку, особенно молодому. Более опытные классные руководители могут помочь начинающим как в составлении планов работы, так и в проведении мероприятий.
Проследив за работой классного руководителя на практике, я убедилась, насколько это сложная, ответственная, но интересная работа. Минимум раз в две недели преподаватель проводит внеклассное мероприятие, в том числе выездные экскурсии, походы (в летний период). Раз в месяц необходимо встретиться с родителями учащихся, подготовив к родительскому собранию не только отчет об успеваемости, проделанной работе и мероприятиях, но и подобрать подходящую, «насущную» тему для обсуждения. Вовремя поводить анализ всей проделанной работы и конструктивно строить планы на будущее. В общем работы у классного руководителя предостаточно. Но несмотря на это все преподаватели понимают насколько важно их общение с классом, насколько оно помогает раскрыть ребят, понять их.
Заключение
В своей работе я постаралась отразить все особенности работы классного руководителя. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, я смогла выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся. А также критерии эффективности работы и педагогические требования, предъявляемые к классному руководителю: высокий моральный авторитет, педагогическое мастерство, широкий культурный кругозор, педагогический такт, любовь и уважение к детям, наличие организаторских способностей, творческий подход к воспитательной работе, повышение квалификации.
Важнейшими функциями классного руководителя являются воспитание учащихся и социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, среди них можно выделить функции сплочения коллектива, целеполагания, планирования, контроля и коррекции, организаторскую и диагностическую.
Я дала определения воспитательной работе и методам воспитания, привела основные методы и задачи. Рассказала о взаимодействии классного руководителя и семьи ученика.
Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а вовсю действуют в современных школах. Для реализации возможностей педагога как классного руководителя предоставляются все необходимые условия: классный кабинет, пособия, помощь старших педагогов. И несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.
Литература
Акимов М. К. , Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М. , 1992
Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М. ,1990.
Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. – Москва, 1988.
Гребенщиков И. В. Школа и семья. – Москва, 1985.
Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся -М. ,1988.
Изучение личности школьника учителем / Под ред. 3. И. Васильевой, Т. В.
Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Родионовой и др. – М. , 1991.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под
ред. П. И. Пидкасистого. – М. , 1998
Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А.
Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М. , 1998
Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985, № 9.
Метки: Воспитательная работа