Развитие толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках и во внеурочной деятельности
Развитие толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках и во внеурочной деятельности
Актуальность.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране на рубеже веков, явившиеся не лучшим временем для нашего Отечества, для нашего общества. В сознании людей постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе. За утратой нравственных ценностей как следствие появились духовный вакуум, безразличие к судьбе своей страны, своих соотечественников. В создавшихся условиях становится затруднительным дальнейшее поступательное развитие страны во всех сферах её жизнедеятельности.
В связи с этим важная роль в организации духовно-нравственного воспитания граждан и в последующей духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, настоящему и будущему своей страны отводится образованию. Духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
2. Цель и задачи, на которые ориентирован опыт.
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся на основе культуры и традиций.
Задачи:
-приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;
-формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
-возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
-укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения;
-повышение интереса к предмету.
Объект.
Урочная и внеурочная деятельность.
Если совсем недавно термин «толерантность» был знаком только узкому кругу специалистов, то сегодня он стал важнейшим ключевым словом в проблематике общения во всём мире. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для общества, в котором подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает большие масштабы, обучение ценностям и навыкам « жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания.
Это определяет необходимость педагогической деятельности по предупреждению конфликтного поведения у подрастающего поколения, по формированию у детей навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми, воспитания толерантной личности.
Очень важно придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами.
Так что же для нас толерантная личность?
Это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный и социально активный, осознающий свою собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми, осознающий многообразие окружающего мира, обеспокоенный его судьбой и понимающий, что то, каким будет мир, взаимоотношения в отдельном коллективе, зависит от каждого.
Педагоги, несомненно, не могут в корне изменить социальные и семейные условия, которые негативно сказываются на формировании личности ребёнка, делают его жестоким, агрессивным, циничным, но могут попытаться внести свою лепту в процесс формирования гуманной, толерантной личности при помощи различных технологий.
Как же должна строиться работа в школе по формированию установок толерантного сознания и навыков толерантного поведения? Вопрос не простой и не однозначный.
Знакомя школьников с понятием « толерантность», можно использовать формулу, где раскрыто понимание ключевых слов толерантности:
Толерантность = признание + принятие + понимание
Признание – это осознание того, что другой человек имеет право быть другим, отличным от остальных.
Принятие – это положительное, безусловное отношение к таким отличиям.
Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир с разных точек зрения: своей собственной и его.
Необходимо помочь детям выработать в себе понимание следующих трёх фундаментальных принципов толерантности:
1. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.
2. Конфликт-это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.
3. Для общества очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений.
Формирование толерантного сознания и поведения детей возможно лишь при условии понимания толерантности взрослым населением. На мой взгляд, наиболее точное и ёмкое понятие дал заведующий кафедрой психологии МГУ профессор А. Г. Асмолов – «толерантность»– это искусство жить в мире непохожих людей». (в примере можно это прочитать и послушать мнение детей).
Китайская притча «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в
той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей
семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика.
Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь; прощение; терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и
спросил:
– И все?
– Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
– И мира тоже.
Толерантная личность в школе формируется в процессе учебной деятельности и во внеурочное время. Важную роль в формировании такой личности имеют:
-развитие культуры общения;
– пропаганда здорового образа жизни;
– организация детского самоуправления;
– вовлечение родителей в воспитание толерантной личности;
– психологическая помощь;
Школьникам, свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто является для них авторитетом, и в первую очередь учителю. Поэтому отношение учителя к каждому из детей, его оценки перенимаются на внутри коллективные взаимоотношения. Подражательность проявляется прежде всего в том, что дети стараются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в пример учитель.
Для детей младшего и среднего школьного возраста соотношение поведения и осознания нравственной стороны явлений жизни характеризуется следующими особенностями: сначала это поведение, основанное на эмоциональных обобщениях, затем отмечается увеличение объёма ситуаций и поступков, соответствующих нравственной норме, которую ребёнок уже может сформулировать. Это необходимо учитывать при воспитании толерантной личности.
Воспитание толерантной личности начинается с 1 класса, когда к нам приходят дети из разных семей, с разным уровнем воспитанности, каждый со своим характером. И наша задача сплотить их, научить общаться друг с другом. Важно научить их культуре общения.
Развитие культуры общения ставит перед собой следующие
Задачи
* Развитие у детей уважения к чувствам, поступкам других людей
* Формирование навыков общения
* Формирование способности оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки
Важным этапом формирования толерантной личности является
Пропаганда здорового образа жизни, которая решает следующие
Задачи
} помочь детям понять жизненный приоритет здоровья
} обучить здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях
} учить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающий
} побуждать учеников к самопознанию и самосовершенствованию
Пропаганда здорового образа жизни ведётся в различных направлениях. Это:
Ежедневные физкультминутки.
Профилактические беседы по здоровому образу жизни.
Спортивные соревнования.
Экскурсии на природу.
Посещение спортивных секций во внеурочное время.
Организация детского самоуправления включает в себя прежде всего коллективную или групповую деятельность.
Задачи
– Формирование детского коллектива через участие детей в процессе учебной деятельности и во внеклассной работе
– Воспитание чувства дружбы, взаимопомощи, культуры общения
– Воспитание уважения к одноклассникам
– Воспитание активной гражданской позиции
– Развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей, необходимых для лучшей адаптации ребёнка в обществе
Смысл групповой деятельности заключается в том, чтобы дети научились работать вместе, согласованно, помогая друг другу. Учителю важно закрепить желание детей работать вместе со сверстниками, пробуждать интерес к товарищам-одноклассникам и общению с ними, тем самым формируя доброжелательные отношения в коллективе.
Анализируя совместную работу, необходимо обращать внимание детей на проявление доброжелательности, уступчивости, товарищества, желания найти при затруднениях решение, которое удовлетворяло бы всех участвовавших в работе и, конечно осуждать проявление эгоизма, жадности, несправедливости.
Интерес друг к другу, симпатии, товарищеские связи – вот та основа, которая делает объединения детей более устойчивыми и создаёт большие возможности для формирования толерантных отношений.
Самоуправление проявляется в различной деятельности:
– дежурство по классу;
– выполнение совместной проектной деятельности;
– организация различных внеклассных мероприятий
– участие в командных спортивных соревнованиях
Формирование толерантных взаимоотношений у младших школьников происходит прежде всего в процессе их совместной деятельности на уроках.
Совместная работа школьников на уроке рождает разноплановые отношения. Это, прежде всего, взаимная поддержка и требовательность, умение сообща действовать для достижения поставленной цели, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции коллективной работы. И здесь важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знание учебного материала, но и поощрял проявление детьми нравственных поступков.
Урок – как средство формирования толерантных установок
Предметный материал также даёт нам возможность использовать его для формирования толерантности. Здесь используется:
} на уроках географии проявляется межкультурная коммуникация, когда изучаются устное народное творчество народов мира, их нравы и традиции;
Психологическая помощь в вопросах воспитания толерантности
диагностика личностных особенностей учащихся
} коррекционные занятия с агрессивными и тревожными детьми
} игры и упражнения для развития коммуникативных способностей
} диагностика проявления жестокости
} психологические тренинги по формированию толерантных поведенческих стилей
} тренинги по разрешению конфликтов
Вовлечение родителей в воспитание толерантной личности
Учитель и родители являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы в формировании толерантности во многом зависит от умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на их помощь и поддержку. Большое влияние на воспитание толерантной личности оказывает общая атмосфера, специфика воспитания и микроклимат в семье. Важно найти в лице родителей соратников в воспитании культуры поведения и толерантных отношений в классном коллективе. Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т. п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье – это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Воспитывать толерантность в семье – значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положением, языком, поведением и ценностями и имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания одного к другому.
Родители учащихся, как правило, относятся с большим интересом и уважением к тому, что делается в классе, к той работе, которую проводит учитель с детьми. Такой интерес родителей надо поддерживать и стремиться активно привлекать родителей к проведению мероприятий и участию в них.
Они могут участвовать в подготовке конкурсов, сопровождать детей во время экскурсий, проводить тематические беседы. Здесь происходит общение на другом уровне, даёт возможность увидеть ребёнка в различных видах деятельности. Различные совместные мероприятия позволяют родителям показать и научить детей, как надо общаться друг с другом, какие человеческие качества помогают общению.
Так насколько актуальна данная тема в наше время? Стоит ли ей заниматься? И можно ли в принципе обучать толерантности?
Опираясь на собственный опыт и опыт моих коллег, можно сказать, что практические шаги, которые в последнее время делаются в направлении формирования и обучения толерантности, дают положительный ответ на поставленные вопросы и вселяют в нас оптимизм.
Формирование толерантной личности возможно. Происходит это через обработку жизненно необходимых социальных навыков, позволяющих ребёнку осваивать трудное искусство жить в мире и согласии с собой и другими. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир
Именно такой человек – толерантная личность – должен стать главным действующим лицом позитивного развития человечества.
Ожидаемые результаты:
1. Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства патриотизма.
2. Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению.
3. Укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.
4. Целеустремленность и настойчивость в достижении результата, способность к преодолению трудностей.
5. Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности
6. Формирование чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
7. Повышение интереса к предмету.
Литература:
1. Абдуразакова, Д. М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона: Автореф. дис. д. п. н. / Абдуразакова Д. М. – М. , 2009.
2. Безюлева, Г. В. Толерантность в педагогике. – М. , 2002.
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М. 2009.
4 Синтяева, Г. А. Развитие толерантных умений учащихся: Автореф. дис. к. п. н. / Синтяева Г. А. – Челябинск, 2008.
5Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования / Под ред. А. А. Деркача. – М. , 2003.
6Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Лебедева Н. М. , Таболина Т. В. , Гаюрова Ю. А. и др. – М, 2002.
Метки: Воспитательная работа