Использование ИКТ в воспитательном процессе – как средство социализации детей с ОВЗ в С(К)ОУ VIII вида
Использование ИКТ в воспитательном процессе – как средство социализации детей с ОВЗ в С(К)ОУ VIII вида
Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Общественное воспитание детей имеющих отклонения в развитии в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решать проблему социальной адаптации. В развитии умственно отсталых детей имеется ряд специфических особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально-волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу. Умственные действия у детей с отклонениями в развитии крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует и т. д.
Одной из важнейших задач специальной коррекционной школыVIII вида состоит в том, чтобы подготовить каждого учащегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Подготовить, по возможности, к получению учащимися, в будущем, профессии, трудоустройству, пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной коммуникации с другими членами общества. Одним из таких помощников для дальнейшей социализации детей с ОВЗ в обществе является использование компьютерных технологий в воспитательном процессе.
Использование ИКТ в воспитательном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. Компьютерные технологии способствуют развитию личности, помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.
Необходимость использования ИКТ в спецшколе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ– помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Включение компьютерных технологий в воспитательный и образовательный процесс позволяет воспитателю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной работу учащихся.
При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала, можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Можно не просто использовать наглядность, но использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, природные явления и т. д. стали более доступными, а воспитательный процесс проходил в более комфортных условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности
индивидуализации коррекционного обучения и воспитания в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ, появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации процесса воспитания. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход, появилась возможность рациональнее организовать весь учебно-воспитательный процесс. Психологи отметили, что у детей с интеллектуальным недоразвитием информация экрана, монитора, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается намного лучше, чем книжная. Это важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебно-воспитательнго процесса в СКОУ VIII вида.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Внеклассные занятия, самоподготовки, проводимые с использованием мультимедиа в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся с ограниченными возможностями здоровья при восприятии учебного материала.
При использовании мультимедийных презентаций имею возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач – развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности материала, обеспечения «эффекта новизны». Занятия с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
Активно использую ИКТ при проведении классных и внеклассных мероприятий во внеурочное время по социализации воспитанников. Проводились такие мероприятия как «Олимпийский старт Кубани», «День народного единства», «Сердце матери» и др. , основными задачами которых являлись – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.
С использованием ИКТ были проведены следующие классные мероприятия: «О красоте и мужестве»; «Урок доброты»; «Страна вежливых слов»; «Новогодние традиции»; «В стране дорожных знаков», «Войны священные страницы»
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Неоценимая помощь ИКТ в работе с родителями – это проведение родительских собраний с демонстрацией слайд – презентации: «Поощрение и наказание в семье, как метод воспитания»; «Последствия курения и алкоголя»; «Воспитываем патриотов»; «Организация летнего отдыха» и другие.
Мы, педагоги, должны в школе готовить детей к жизни, и наша задача – сделать их жизнь интересней. Все учебные предметы должны быть связаны с жизненным опытом ребёнка, такая информация для него актуальна, интересна и полезна. Опыт организации учебн-воспитательного процесса по описанным моделям в использовании ИКТ в коррекционной школе VIII вида позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в воспитательный процесс современных технологий обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению. Таким образом, использование современных ИКТ обогащает учебно-воспитательный процесс в С(К)ОУ VIII вида, позволяет организовывать коррекционное образование на высоком профессиональном уровне, сделать обучение более эффективным, обеспечивающем успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Список используемой литературы:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е. С. , – М. , АСНДЕМА, 2001 г.
2. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М. : Школа-Пресс, 1994
3. Матрос Д. Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. – 2000. – № 8
3. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. – М. , 1991. – Вып. 6.
4. Босова, Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л. Л. Босова // Информатика и образование. – 2002. – № 1.
5. Ястребов Л. И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44.
Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Общественное воспитание детей имеющих отклонения в развитии в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решать проблему социальной адаптации. В развитии умственно отсталых детей имеется ряд специфических особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально-волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу. Умственные действия у детей с отклонениями в развитии крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует и т. д.
Одной из важнейших задач специальной коррекционной школыVIII вида состоит в том, чтобы подготовить каждого учащегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Подготовить, по возможности, к получению учащимися, в будущем, профессии, трудоустройству, пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной коммуникации с другими членами общества. Одним из таких помощников для дальнейшей социализации детей с ОВЗ в обществе является использование компьютерных технологий в воспитательном процессе.
Использование ИКТ в воспитательном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. Компьютерные технологии способствуют развитию личности, помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.
Необходимость использования ИКТ в спецшколе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ– помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Включение компьютерных технологий в воспитательный и образовательный процесс позволяет воспитателю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной работу учащихся.
При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала, можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Можно не просто использовать наглядность, но использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, природные явления и т. д. стали более доступными, а воспитательный процесс проходил в более комфортных условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности
индивидуализации коррекционного обучения и воспитания в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ, появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации процесса воспитания. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход, появилась возможность рациональнее организовать весь учебно-воспитательный процесс. Психологи отметили, что у детей с интеллектуальным недоразвитием информация экрана, монитора, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается намного лучше, чем книжная. Это важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебно-воспитательнго процесса в СКОУ VIII вида.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Внеклассные занятия, самоподготовки, проводимые с использованием мультимедиа в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся с ограниченными возможностями здоровья при восприятии учебного материала.
При использовании мультимедийных презентаций имею возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач – развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности материала, обеспечения «эффекта новизны». Занятия с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
Активно использую ИКТ при проведении классных и внеклассных мероприятий во внеурочное время по социализации воспитанников. Проводились такие мероприятия как «Олимпийский старт Кубани», «День народного единства», «Сердце матери» и др. , основными задачами которых являлись – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.
С использованием ИКТ были проведены следующие классные мероприятия: «О красоте и мужестве»; «Урок доброты»; «Страна вежливых слов»; «Новогодние традиции»; «В стране дорожных знаков», «Войны священные страницы»
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Неоценимая помощь ИКТ в работе с родителями – это проведение родительских собраний с демонстрацией слайд – презентации: «Поощрение и наказание в семье, как метод воспитания»; «Последствия курения и алкоголя»; «Воспитываем патриотов»; «Организация летнего отдыха» и другие.
Мы, педагоги, должны в школе готовить детей к жизни, и наша задача – сделать их жизнь интересней. Все учебные предметы должны быть связаны с жизненным опытом ребёнка, такая информация для него актуальна, интересна и полезна. Опыт организации учебн-воспитательного процесса по описанным моделям в использовании ИКТ в коррекционной школе VIII вида позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в воспитательный процесс современных технологий обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению. Таким образом, использование современных ИКТ обогащает учебно-воспитательный процесс в С(К)ОУ VIII вида, позволяет организовывать коррекционное образование на высоком профессиональном уровне, сделать обучение более эффективным, обеспечивающем успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Список используемой литературы:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е. С. , – М. , АСНДЕМА, 2001 г.
2. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М. : Школа-Пресс, 1994
3. Матрос Д. Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. – 2000. – № 8
3. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. – М. , 1991. – Вып. 6.
4. Босова, Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л. Л. Босова // Информатика и образование. – 2002. – № 1.
5. Ястребов Л. И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44.
Метки: Воспитательная работа