Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль патриотического воспитания в воспитательной работе школы с углубленным иностранного языка

Роль патриотического воспитания в воспитательной работе школы с углубленным иностранного языка Актуальность данной проблемы обусловлена социально-экономическими преобразованиями в обществе, определяющими неоднозначные процессы: с одной стороны, способствующие демократизации общества и его институтов, свободе волеизъявления людей, расширяющие их возможности в выборе содержания и форм жизнеустройства; с другой, ведущие к усилению идеологического и материального расслоения общества, обострению нетерпимости и конфликтности в школе и семье. Отсутствие новых конструктивных подходов к решению проблем формирования личности и утрата лучшего отечественного педагогического опыта по воспитанию патриотизма у школьников и молодежи не содействуют успешному поиску путей повышения эффективности патриотического воспитания.

Государственные нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию подчеркивают социальную значимость формирования гражданско-патриотических чувств, сознания и поведения личности.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс патриотизма как интегрального нравственного качества личности, определяющего отношение к Родине как величайшей ценности, развитие готовности к активной деятельности на благо Отечества.

Ключевой фигурой процесса патриотического воспитания является подросток. Воспитание организуется для человека с целью его личностного совершенствования, развития духовного начала и национального достоинства. Для развития личности патриота особо важна опора на национальные идеалы, на принципы гуманизма, сотрудничества, доверия.

Патриотическое воспитание – сложный процесс, в котором переплетаются различные линии воспитательной системы.

Процесс патриотического воспитания подростков в воспитательной работе школ с углубленным изучением иностранного языка осуществляется через языковую подготовку, которая является одновременно инструментом и составной частью процесса освоения родной культуры. Потенциал воспитательной работы школы с углубленным изучением иностранного языка способствует пролонгации целенаправленного педагогического воздействия на подростков, с одной стороны, расширяя, углубляя и закрепляя знания, умения и навыки по иностранному языку; с другой – развивая патриотические чувства и формируя национальное сознание школьника. .

Патриотические чувства тесно связаны с такими признаками патриотизма, как выполнение патриотического долга перед Родиной, ответственность перед ней, народом. Именно эти признаки регулируют деятельность и поведение человека в обществе. Поэтому необходимо, чтобы уже в школьные годы дети осознавали качества патриота.

Сегодня изменился статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться не только как средство общения, взаимопонимания людей, но и как средство приобщения через переводческую деятельность к своей национальной культуре и развития патриотических чувств.

Воспитательная работа школы с углубленным изучением иностранного языка позволяет продлить время целенаправленного педагогического воздействия на школьников. С одной стороны – расширить, углубить и закрепить знания, умения и навыки по французскому языку; с другой, развить патриотические чувства, национальное сознание, любовь к своему родному краю разносторонние способности путем организации досуга и включения каждого школьника в духовно-нравственную деятельность.

Система воспитательной работы понимается как способ организации жизнедеятельности коллектива школы, представляющая упорядоченную целостную совокупность взаимосвязанных мероприятий и воспитательных дел, способствующих патриотическому воспитанию.

В развитии системы воспитаетельной работы школы с углубленным изучением иностранного языка незаменим и классный руководитель. Его роль многократно увеличивается, если он является сам носителем знаний по иностранному языку. Его жизненные ценностные ориентации, педагогическая позиция, интересы и увлечения являются существенным фактором патриотического воспитания подростков. Если основу личности педагога составляют гуманистические ценности, патриотические чувства и сознание, то в школьной среде преобладают такие же ценностные ориентации. Субъектные полномочия классного руководителя или организатора любого внеклассного мероприятия позволяют ему творчески строить воспитательный процесс, ориентируясь, с одной стороны, на склонности, интересы, потребности учащихся, с другой стороны, на систему воспитательной работы школы с углубленным изучением иностранного языка.

В коллективе класса происходят главные события жизни школьников, специально создаются или стихийно возникают педагогические ситуации, которые влияют на уровень патриотической воспитанности, нравственной культуры каждого ученика и формирование коллектива класса. В условиях школы важнейшим элементом предметно-материальной среды являются кабинеты иностранного языка и лингафонные кабинеты для индивидуальных занятий по прослушиванию текстов на французском языке. В них школьнику предоставляются условия для успешного развития и саморазвития (диски, видеозаписи, компьютерные программы, зеркала для просмотра правильной артикуляции, отработки дикции на иностранном языке, сценарии воспитательных мероприятий, игровой реквизит, аудио-фото-видеоаппаратура, компьютеры и т. д. ). На этапе подготовки воспитательного мероприятия используются эти возможности. Кроме того, кабинеты иностранного языка и лингафонные кабинеты для индивидуальных занятий создают условия открытости школьников, так как в этих кабинетах имеют возможность находиться учащиеся различных классов и возрастов. Неформальное общение в процессе творчества, увлечение общим делом, возможность самореализации и ситуации успеха делают данный компонент предметно-материальной среды незаменимым для патриотического воспитания. Отражают специфику воспитательной работы школы также такие элементы предметно-материальной среды, как сцена и репетиционный зал, которые «погружают» школьника в мир фантазий, творчества и успеха. Нужно отметить, что только открытость системы позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться по направлению интереса и любви к национальной культуре, искусству, а также уважения к выдающимся современникам.

Немаловажным фактором воспитания патриотических чувств у школьника на занятиях по иностранному языку становится личный пример педагога-предметника, его высокие профессиональные и нравственные качества, благодаря которым улучшаются межгрупповые связи и отношения, в частности, отношения в системе «ученик-учитель».

Итак, описание связей между компонентами системы, выявление их иерархии позволяет анализировать систему воспитательной работы школы как целостное явление. Система воспитательной работы, на наш взгляд, будет эффективна, если:

– цели и задачи процесса патриотического воспитания, блока воспитательных дел, конкретного воспитательного дела определены в русле коллективного планирования;

– цели патриотического воспитания подчинены усилиям администрации, кураторов, школьников, руководителей художественных коллективов, руководителей кружков, факультативов и других лиц, принимающих участие в воспитательной работе школы;

– созданы условия для совместного творчества учеников и учителей, проявления высоких моральных качеств субъектов педагогического процесса;

– программа воспитательной работы создана на основе аксиологического, культурологического, деятельностного и личностного подходов и ориентирована на включенность каждого школьника в процесс воспитательной работы;

– система воспитательной работы включает эмоциональное стимулирование, использующее воспитательные возможности искусства, дискуссии, рефлексивных ситуаций; важным элементом воспитательной работы является педагогическая творческая игра.

Таким образом, методически обоснованная система воспитательной работы, способствует, с одной стороны, патриотическому воспитанию школьников, формированию их гражданственности, ответственности за сохранение культурного наследия, любви к Родине; с другой стороны, расширению их лингвистического и общекультурного кругозора, формированию лингвистической направленности, интереса к иностранному языку, иноязычной культуре и развитию творческого воображения подростков на основе любви к родному языку, истории и культуре.

Метки: Воспитательная работа