Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Общественный контроль в школе. Управляющий совет

Общественный контроль в школе. Управляющий совет Откуда это?

Управляющие советы являются дальнейшим развитием форм государственно-общественного управления школой. Управляющие советы появились у нас сравнительно недавно, начиная с 2004г. , по инициативе минобрнауки РФ сначала в рамках пилотного проекта в 6 регионах. К концу 2006 г. их уже было создано около 200, а на конец 2009 г. в этих регионах они действовали уже в 98,5% школ. Предполагалось, что в 2012 г. управляющие советы должны быть организованы во всех российских школах. Как правило, создание управляющих советов в регионе оформляется на законодательном уровне (закон, постановление) о дальнейшем развитии государственно-общественного управления образованием.

Прообразы нынешних управляющих школьных советов – попечительские советы действовали в России уже в 19 веке и имели весьма широкие полномочия, например, возможность назначать директоров школ, приглашать на работу учителей, принимать решения по расходованию средств. В основу же модели управляющих школьных советов, рекомендованной минобразованием РФ нашим школам, взята модель управляющих школьных советов Великобритании.

Управляющий совет – что это?

Управляющий совет школы (далее УС) – это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, т. е. в управлении участвуют не только представители официальной власти (учредителя, управления образования, местной администрации, администрации школы), но и представители общественности, родители. Полномочия УС определяются Уставом школы.

В отличие от органов внутришкольного самоуправления учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), Управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой и поэтому представляет и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса.

Управляющий совет существует в основном для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом.

Задача школьных управляющих – коллегиально выработать в ясной и понятной форме цели, ради которых должна работать школа.

Состав УС

В УС в определенном соотношении входят: работники ОУ (не только учителя), родители, ученики и другие представители общественности, директор ОУ, представитель Учредителя. Количество членов УС устанавливается уставом ОУ.

Совет формируется с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации:

  • избираются – представители от родителей (законных представителей) обучающихся, от работников ОУ, от обучающихся 10-11 классов;
  • делегируются – директор и представитель Учредителя;
  • кооптируются – представители местной общественности, спонсоры.

Руководство УС: председатель, заместители председателя и секретарь. Представитель Учредителя, обучающиеся, руководитель и работники школы не могут быть избраны председателем.

Заседания УС проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца по графику. Председатель может созвать внеочередное заседание на основании поступивших к нему заявлений (от членов Совета, Учредителя, директора Учреждения).

Члены УС работают на общественных началах. ОУ вправе компенсировать его членам понесенные расходы, включая затраты рабочего времени, непосредственно связанные с участием в работе УС, исключительно из средств, полученных ОУ за счет уставной приносящей доходы деятельности либо из иных внебюджетных источников. Указанная компенсация должна быть предусмотрена в смете внебюджетных расходов.

Комиссии УС

Для реализации своих функций, подготовки материалов к заседаниям, выработки проектов решений УС могут создаватьсяпостоянные (финансово-экономическая, учебная, правовая, организационная и др. ) и временные комиссии. УС определяет структуру, количество членов и персональное членство в комиссиях, назначает из числа членов УС их председателя, утверждает задачи, функции, персональный состав и регламент работы комиссий. В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых УС сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии.

Чем занимается УС

Вопросами функционирования ОУ:

  • принимает устав ОУ, изменения и дополнения к нему;
  • принимает в пределах своей компетенции локальные акты ОУ;
  • устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе определяет время начала и окончания занятий, продолжительность учебной недели – пятидневная или шестидневная;
  • принимает решение о введении (отмене) школьной формы;
  • осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в ОУ;
  • ежегодно представляет Учредителю и общественности информацию (публичный доклад) о состоянии дел в ОУ;
  • рассматривает жалобы и заявления обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала ОУ;
  • ходатайствует о поощрении и награждении работников ОУ;
  • принимает решение по предоставлению обучающимся льгот в бесплатном питании, в обеспечении путёвками в оздоровительные лагеря и др.

Вопросами организации образовательного процесса:

Согласует:

  • школьный компонент учебного плана образовательного учреждения;
  • профили обучения в старшей школе;
  • выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;
  • перечень платных образовательных услуг;
  • перечень видов приносящей доход деятельности;
  • программу (стратегию) развития ОУ.

Вопросами финансово-хозяйственной деятельности:

  • согласует или утверждает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;
  • утверждает систему оплаты труда работников ОУ, в т. ч. систему стимулирующих выплат;
  • согласует или утверждает сметы бюджетного финансирования;
  • утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования;
  • согласует сдачу в аренду ОУ закрепленных за ней объектов собственности;
  • заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года, представляет его общественности и Учредителю.

УС может помочь ОУ

  • уточнить цели школы через формирование муниципального задания;
  • улучшить условия школьной жизни;
  • улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс через гражданскую экспертизу образовательных, воспитательных программ;
  • определить пути развития школы и найти ресурсы и средства для этого развития;
  • увидеть новые возможности улучшения положения дел в школе.

Права УС

УС имеет право:

  • вносить Учредителю предложения о поощрении работников и директора ОУ;
  • вносить администрации ОУ предложения о поощрении его работников;
  • при наличии оснований ходатайствовать перед руководителем ОУ о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа его административного персонала;
  • при наличии оснований ходатайствовать перед Учредителем о расторжении трудового договора с руководителем ОУ.

Член УС имеет право:

  • принимать участие в обсуждении и принятии решений, выражать в письменной форме свое особое мнение;
  • инициировать проведение заседания УС по любому вопросу, относящемуся к его компетенции; требовать от администрации ОУ предоставления всей необходимой информации по вопросам, относящимся к компетенции УС;
  • присутствовать на заседании педагогического совета с правом совещательного голоса;
  • представлять ОУ в других организациях в рамках компетенции УС на основании доверенности, выдаваемой УС;
  • досрочно выйти из состава УС по письменному уведомлению председателя;
  • каждый член УС обладает одним голосом.

Ответственность

УС несет ответственность перед Учредителем и участниками образовательного процесса за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию.

Директор ОУ вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения УС в установленные сроки.

Учредитель вправе распустить УС, если он не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству РФ.

В случае возникновения конфликта между УС и директором ОУ, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.

Член УС обязан принимать участие в работе УС, действовать при этом исходя из принципов добросовестности и здравомыслия. Член УС, не посещающий заседания без уважительных причин, может быть выведен из его состава по решению УС.

Администрации ОУ обязана оказывать организационно-техническое обеспечение заседаний УС, осуществлять подготовку бухгалтерских, педагогических, справочных и других материалов к заседаниям УС.

Как действовать

Если вы член Управляющего совета, то в рамках предоставленных прав и полномочий.

Если вы рядовой родитель школьника, то можете обратиться к председателю, заместителю председателя или любому члену УС по интересующему вас вопросу в устной или письменной форме.

Если данный ответ не устраивает вас, то по цепочке: ассоциация управляющих школьных советов, Учредитель, органы исполнительной, законодательной власти, прокуратура, суд.

Информация к размышлению.

В разных странах созданы различные модели управляющих школьных советов. Например, есть школьные управляющие советы, состоящие как из неоплачиваемых добровольцев, так и с привлечением профессиональных менеджеров, получающих зарплату; координируемые как общественными национальными советами (или ассоциациями управляющих), так и региональными (муниципальными) органами управления образованием (или органами местного управления).

Полномочия советов также сильно разнятся: есть УС с совещательной функцией, помогающие директору школы (Голландия, Норвегия, Бельгия, Австрия, Шотландия, Германия); УС с определенными полномочиями в принятии решений, которые вместе с руководителем школы отвечают за текущую работу школы (Греция, Франция, Италия, Дания, Испания, Португалия); УС с полномочиями школьного управления (Ирландия, Швеция, Финляндия, Англия, Уэльс, Северная Ирландия). В английской модели (прототип российских УС) Управляющий совет закреплен законодательно. Он отвечает за качество обучения в школе, выполнение стандартов и результат обучения, имеет полномочия назначать и снимать директора, определяют им зарплату.

У нас, в тех школах, где управляющие советы уже действуют на протяжении нескольких лет, завершился процесс их адаптации и начали появляться первые положительные результаты деятельности. Здесь совместными усилиями были решены важные вопросы с транспортными проблемами, были построены (отремонтированы) бассейны, организованы кружки и секции, укомплектованы компьютерные классы. Управляющие советы смогли оказать влияние на бюджетное финансирование школ, создание более комфортных условий обучения детей и работы преподавателей.

Родители во многих случаях способны предложить очень правильные решения сложных вопросов, ведь они доверяют школе самое ценное, что у них есть, своих детей. В других случаях, когда родители не могут уделять своим детям достаточного внимания, непосредственное участие их в жизни школы позволило им лучше понять детей и проводить с ними больше времени. Каждому ребенку важно то, что родители интересуются его жизнью и им не безразличны его успехи.

Метки: Воспитательная работа