Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности Не случайно природа страдает –

У дорог догорают кусты.

О, земля! Что тебе не хватает?

Чистоты… чистоты… чистоты.

Каждый плачет, когда потеряет,

Поминая былые мечты…

О, душа! Что тебе не хватает?

Чистоты! Чистоты! Чистоты!

Иеромонах Роман

1 сентября 2002 г. скит Ветрово

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих

инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Воспитание детей – трудный процесс, который нужно начинать с духовно-нравственного просвещения. Показать детям красоту человеческой души, величие нравственного подвига помогают занятия во внеурочной деятельности. Они рассматривают вопросы нравственного выбора, помогают подросткам формировать в себе нравственные категории: доброту, любовь, умение понимать и прощать, терпимо относиться друг к другу. Если подросток поймет, что он сам в ответе за свою жизнь, что от его характера зависит судьба, то это значит, что наша работа проводится не зря.

Воспитание нравственности или воспитание нравов…Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических моментах русскому человеку, такие качества: как

  1. Уважение и сострадание,
  2. Гордость и доброжелательность,
  3. Милосердие и патриотизм,
  4. Любовь к окружающему и ближнему.

И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. Если в начальной школе сеют зёрнышки духовно-нравственной культуры, где появляются её маленькие росточки, то в основной и средней школе на своих уроках и внеклассных занятиях мы должны заботливо и целенаправленно ухаживать за ними. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.

Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Исключительное значение имеет преобразование этих ценностей в личностные ценности каждого школьника, необходимо утвердить в их сознании следующие идеи:

  1. Планета Земля – общий дом человечества;
  2. Родина – уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой;
  3. Мир – покой и согласие между людьми, народами, странами – главное условие существования каждого человека и человечества в целом.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал : «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению , только оно формирует добродетельный характер , стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Сегодня школа нуждается в человеке, который знает мир и в то же время глубоко опытен в нравственных понятиях. Подход к детям нужен непременно духовный, но через ощущение жизни, через ощущение окружающего мира.

Особенность нашей учительской профессии не только в том, что ежедневно и ежечасно мы несем знания ученикам. За партой начинаются надежды, радость и тревоги учеников. Дети инстинктивно тянутся к добру, к чистоте. Они понесут в жизнь и все то, чему научила их школа и то, в чем она промахнулась тоже.

Учитель – это опора общества и государства. От него зависит, каким будет будущее поколение, какие государственные устои поддержит, как будет относиться к старшему поколению. Предотвратить пустоту души, воспитать отзывчивость сердца, научить управлять своим внутренним миром. В воспитании личности нет, и не может быть праздничных или обычных дней, специально предназначенных для него часов или уроков. Каждым словом, каждым взглядом, каждым поступком, атмосферой на уроке, работой на учебно-опытном участке, системой отношений с окружающим миром воспитываются наши ученики. Об этом важно помнить. Об этом опасно забывать.

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывая личностью своей, своими знаниями и любовью».

Д. Лихачев.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:

– во-первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера;

– во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.

Одна из важнейших проблем воспитания – это проблема духовного и нравственного становления личности.

Народная пословица говорит: «К чему в молодости привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек еще в дни своей юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости. Воспитывать в себе культуру чувств, душу – это не за­дание на декаду, четверть, год, это задание на всю жизнь, так как всю сознательную жизнь человек по крупинке накапливает драгоцен­ный опыт, проявления лучших, высоких, душевных качеств.

Американский просветитель XVIII века Бенджамин Франклин, будучи еще рабочим типографии, составил для себя «тринадцать принципов мелкой повседневной добродетели». В них входили: сдержанность, молчаливость, по­рядок, решительность, деятель­ность, откровенность, бережли­вость, умеренность, чистоплот­ность, спокойствие, целомудрие, скромность. Он настойчиво и упорно развивал, воспитывал в се­бе эти качества. Путем самообра­зования он стал одним из самых просвещенных людей своего вре­мени, а путем самосовершенство­вания – гуманистом.

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость – она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчётна. Поступать надо правильно, не думая, не размышляя долго. Безотчётная, душевная потребность – поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке. Но душевная потребность не всегда присуща человеку с рождения. Она воспитывается в основном им же самим: его решимостью жить по правде, по-доброму». Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности во взаимодействии друг с другом и с природой. Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Экология конкретна. И серьезна. Надо не играть в экологию, утешая себя иллюзией деятельности, а делом помочь одному дереву, одной заводи… Я не знаю, какие политические или экономические системы победят, по какому пути мы пойдем, но есть одна самая человеческая система – экологическая.

Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не охраняем. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны.

И земля, и природа взывают к активности человека в личном жизненном пространстве – на расстоянии взгляда, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. А личное очищенное пространство, помноженное на миллионы, станет облагороженным пространством Земли.

Нужны новые законы. Мы не учим в школах самому главному: Воздух – отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство…

Не только взрослые детей, но и дети взрослых должны учить сегодня защищать природу.

(И. Шкляревский)

«Не природа требует дальнейшего преобразования – человечество нуждается в новых устоях жизни».

Нам всем необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. Необходимо помнить, что отношение природы и человека – это отношение двух культур, как говорил Лихачев: «Каждая из этих культур «социальна», общежительная, обладает своими правилами поведения».

Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл» М. М. Пришвин

Через познание мира живой природы мы приобретаем новое миропонимание, мироощущение, миросозерцание и самопознание, что, безусловно, приводит к росту внутренней культуры и как итог к гармонии с самим собой и окружающим миром. Мы уверены, что от наших мыслей, слов, чувств зависит равновесие окружающего пространства.

По словам Солженицына, «спасение общества в том, чтобы каждому было дело до всего».

Все тесно связано вокруг

(Примеры мы не станем множить).

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

Дж Томсон

Экзюпери :

«Если же у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скромной надписью

«Каждый хотел лучшего для себя». »

Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой – вот главная задача педагога. В наших силах научить детей чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле

До конца, до тихого креста

Пусть душа останется чиста!

Пусть она останется чиста

До конца, до смертного креста!

Николай Рубцов

Н. Н. Тимченко, ГБОУ СОШ 516, Санкт-Петербург

Метки: Воспитательная работа