Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

«Ничто на Земле не проходит бесследно». Классный час

«Ничто на Земле не проходит бесследно». Классный час

Классный час рассчитан на учащихся 7 класса.

Предварительно проводится беседа с родителями учащихся, для совместной подготовки к мероприятию. Из числа родителей избираются желающие на роль экспертов. Важным воспитательным моментом является то, что интересную информацию по экологической обстановке в мире, ребята услышат от своих родителей. Это поможет лучшему пониманию и восприятию данной информации.

Классный час посвящен проблеме экологической загрязненности планеты.

Отбор материала для классного часа построен на принципах: гуманизма, личностной ориентации, первичной нравственно– волевой мотивации и деятельностного подхода к данной проблеме.

Для формирования гуманистического, демократического мышления необходима реализация 4 воспитательного модуля « Добро», который способствует формированию высоконравственного отношения личности к себе и миру, толерантности и экологического мышления.

Мероприятие проводится в конце мая, когда в России проходят Дни экологической безопасности. Предварительно напоминается детям важная дата – 5 июня – Всемирный день окружающей среды.

Учитывая то, что компьютер может повысить эффективность образования, часть материала демонстрируется на ПК в виде слайдов по экологической тематике.

В соответствии с заключительным моментом мероприятия результатом деятельности классного часа является работа по сбору мусора на берегу реки Волги. Теоретическая информация классного часа получит практическое закрепление.

Цель классного часа: углубить представление детей об экологической безопасности; способствовать формированию позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Задачи классного часа:

– формировать положительную нравственную оценку таких понятий, как экологическая ответственность, экологическая грамотность;

– побуждать детей к участию в экологических мероприятиях, к бережному отношению к природе;

– способствовать формированию активной общественной позиции.

Способы деятельности:

Подготовительная работа с детьми и их родителями.

Распределить роли:

а) 2 ученика проводят словарную работу – выяснить значение слова «экология», провести словарную игру (материал в тексте сценария);

б) 2 родителей играют роли экспертов, приводят данные об экологическом загрязнении Земли (материал – в тексте сценария).

Оформление:

а) картинки природы, фото, плакаты экологического содержания, поделки из природного материала;

б) на доске – эпиграф к уроку: « Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». (Ф. Бэкон)

в) слайды о природе.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Проблемная ситуация. «Бабочка».

III. Интерактивная беседа.

IV. Словарная задача.

1. Информационная минутка « Что такое экология?»

2. Словарный пинг – понг «Что бывает экологическим?»

V. Информационный блок « Ничто на Земле не проходит бесследно».

VI. Деловая ситуация «Экологический рейд»

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа.

I. Вступительное слово.

Классный руководитель: Экологическая катастрофа – так называют экологи то, что происходит сейчас на земном шаре. Тема нашего классного часа звучит как угроза и как предостережение: наша прекрасная планета Земля, мать всего живого, может превратиться в злую мачеху и жестоко отплатить своим детям за все, что они с ней сделали.

II. Проблемная ситуация. «Бабочка».

Классный руководитель: У американского писателя – фантаста Рэя Брэдбери есть рассказ «И грянул гром». Этот рассказ, мне кажется, очень хорошо перекликается с темой нашего классного часа.

Я напомню вам содержание рассказа. Герой купил путевку у фирмы, которая организовывает путешествия на машине времени, и отправился на 60 миллионов лет назад, чтобы поохотиться на динозавров. Его сопровождал инструктор от фирмы, который объяснил ему главное правило охоты – не прикасаться ни к чему и не оставлять никаких следов в прошлом, так как это может изменить будущее.

« Мы можем убить какое – нибудь важное животное, пичугу, жука, раздавить цветок и уничтожить важное звено в развитии вида, – говорил инструктор, – допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков мыши уже не будет. Не будет потомков от потомков от всех ее потомков! Значит, неосторожно ступив ногой, вы уничтожаете не одну, и не десяток, и не тысячу, а миллион – миллиард мышей!». Дальше говорится, что погибнут и лисы, которые должны были питаться этими мышами. А значит, погибнут от голода и львы, а сними и насекомые, и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни.

« И вот итог, – продолжает инструктор, – через пятьдесят девять миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. А этот человек, заметьте себе, не просто один человек, нет! Это целый будущий народ. Из его чресел вышло бы десять сыновей. От них произошло бы сто – и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека – и вы уничтожите целое племя, народ, историческую эпоху. Это все равно что убить одного из внуков Адама. Раздавите ногой мышь – это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека – смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь – и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь – и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон…нельзя предсказать, к чему приведет гибель того или иного растения. Малейшее отклонение сейчас неизмеримо возрастет за шестьдесят миллионов лет».

Но случилось так, что герой рассказа случайно раздавил бабочку. И, когда он вернулся в свое время, он застал совершенно другую жизнь, а вместо демократии в Америке утвердился фашизм.

III. Интерактивная беседа.

Классный руководитель: Как вы считаете, ребята, одна убитая мышь действительно может вызвать гибель цивилизации?

Примерные ответы детей:

– Может быть, этого нельзя доказать.

– Наверное, нет, потому что лисы могут есть не только мышей, но и других животных.

– И львы едят не только лисиц, древние люди охотились и на мамонтов, и на других животных.

– Писатель просто преувеличил опасность, чтобы заставить нас задуматься.

– Может быть, цивилизация и не погибнет, но вымрут другие животные, это точно.

Классный руководитель: Хорошо, но наше время тоже когда – нибудь станет будущим. Думают ли о нем современные люди? Как мы относимся к природе?

Примерные ответы детей:

– Очень плохо. Воздух отравляют заводы, машины, самолеты.

– Вода в реках отравлена заводскими стоками, канализацией, в городах уже продают питьевую воду.

– Фрукты, овощи насыщены нитратами.

– Земля отравлена, люди отравляются даже съедобными грибами.

Классный руководитель. Давайте вернемся к рассказу Рэя Бредбери. У вас не возникло вопроса, а как же тогда убийство динозавра? Ведь оно должно нанести еще больший вред природе? Как же можно было решить эту проблему?

Дети высказывают фантастические предположения.

Ну, если вы не читали этого рассказа, открою вам секрет. Дело в том, что накануне охоты фирма посылала в это время агента, который находил динозавров, умерших естественной смертью. Он отмечал точное время гибели животного и ставил на нем метку красящей пулей. А охотники стреляли в животное буквально за секунду до естественной смерти. Потом еще и пулю вынимали. Фирма продумала абсолютно все: машина, одежда охотников, их дыхание – все было обеззаражено, чтобы не внести в древний воздух бактерий. Как вы считаете, можно ли сказать, что в этой фирме работали экологически грамотные люди?

Примерные ответы детей:

– Да, они все предвидели, не нарушали равновесия в природе.

– Это варвары, которые думали только о доходах, потому что всего предвидеть невозможно, они же не могли знать, что кто-то раздавит бабочку.

– Они должны были спросить разрешения у вех людей, потому что эта охота может повлиять на их жизнь. Но я бы не разрешила этой фирме организовывать путешествие в прошлое.

– Можно было организовывать такие путешествия, только нужно было все продумать.

IV. Словарная задача.

Информационная минутка « Что такое экология?»

Классный руководитель. Теперь у нас информационная минутка. Мы выясним, что такое экология. В этом нам помогут (Валера Горнова и Виталий Петраков).

Двое учеников выходят к доске, дают определение слова « экология».

Ученик 1. Буквально слово «экология» (от греческого oikos) означает « наука о жилище, место обитания». Это слово ввел в научный обиход в 1866 г. Эрнст Геккель, выдающийся немецкий ученый. Экология изучает связь живых существ со средой обитания.

Ученик 2. В словаре Ожегова « экология» – это «наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».

Ученик 1. Экологический – значит относящийся к природной среде, к среде обитания всего живого.

Словарный пинг – понг «Что бывает экологическим?»

Ученик 1. А теперь мы проведем словарный пинг – понг « Что бывает экологическим?». В игре будут участвовать 2 команды: левая и правая часть класса ( «Черепашки»– «Кролики»).

Ученик 2. Послушайте задание: за 3 минуты нужно назвать как можно больше словосочетаний с прилагательным «Экологический».

Ученик 1. Все знают, как играть в пинг – понг? Команды перебрасываются словами, как мячиками. Кто не смог назвать очередного слова, получает гол в свои ворота, соперник «вбрасывает» новое слово, и игра продолжается. Побеждает тот, кто за три минуты забил наибольшее количество голов.

Ученик 2. Внимание, начинает команда (Черепашки)!

Дети поднимают руки, приводят примеры словосочетаний, один из учеников следит за игрой, другой записывает на доске очки (1-0, 1-1, и т. д. )

Примеры словосочетаний:

Экологический туризм, контроль, маршрут, продукт, товар.

Экологическая грамотность, культура, безопасность, экспертиза, ситуация, катастрофа, проблема, система, война, чистота, политика, наука, тропа, организация, опасность, обстановка.

Экологическое образование, воздействие, обследование, движение, загрязнение, оборудование.

Ученик 1. Гонг! Время истекло, в игре победила команда (название).

IV. Информационный блок.

«Ничто на Земле не проходит бесследно».

Классный руководитель. Великий русский ученый В. И. Вернадский писал, что «человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось.

Вот результаты нашей экологической экспертизы. С ними вас познакомят ваши родители Арбузова Н. М. и Подувеева И. Н. .

К доске выходят 2 «эксперта», по очереди читают данные своей экспертизы.

Эксперт 1. Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн. гектаров.

Эксперт 2. Каждый год земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель.

Эксперт 1. Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.

Эксперт 2. А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн. гектаров леса.

Эксперт 1. Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.

Эксперт 2. За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.

Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.

Эксперт 1. Появляются растения и животные – мутанты: летом 2006 года сообщалось о появлении водорослей – убийц, медуз – убийц.

Эксперт 2. Создается угроза существованию самого человека.

Эксперт 1. Так, например, в России среди 7-летних детей здоров только каждый 4-й, а среди 17-летних-каждый 7-й.

Эксперт 2. Половина юношей призывного возраста непригодны к службе в армии по состоянию здоровья.

Эксперт 1. С 70-х годов на 50% возросла частота сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний.

Эксперт 2. Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США.

Эксперт 1. Наши мужчины живут в среднем на 7 -10 лет меньше, чем в развитых странах.

Эксперт 2. В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения.

Эксперт 1. Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.

Эксперты садятся на свои места.

VI. Деловая ситуация. «Экологический рейд»

Классный руководитель. Сегодня мы выслушали много тревожной информации. Нужно принимать срочные меры по спасению нашей планеты. Во многих странах появилась новая служба – экологическая полиция. Представьте себе, что вас назначили экологическими полицейскими в нашем Приволжском районе и вы проводите свой первый рейд. На что бы вы сразу обратили внимание? Кого бы наказали? Кому просто сделали бы замечание?

Примерные ответы детей:

– Мусорные свалки возле домов.

– У речки сваливают мусор и навоз.

– Дети сдирают кору с деревьев, ломают ветки, жгут костры.

– Дети убивают жуков, бабочек, птиц, разоряют муравьиные гнезда.

– На пляжах оставляют мусор, битое стекло.

– Хозяйки полощут белье в пруду, выливают в пруд воду от стирки.

– Осенью повсюду сжигают листья и мусор– это очень вредно для людей.

– Наказал бы руководителей района.

– Оштрафовал бы хозяев домов.

– Наказал бы родителей.

– Наказал бы детей: заставил бы посадить дерево, траву, убрать мусор и т. п.

Классный руководитель. Спасибо участникам рейда за активную работу. Может быть, когда у нас появится экологическая полиция и вам найдется в ней место.

VII. Заключительное слово.

Классный руководитель. Тысячи лет человек покорял природу, и вот результат: мы как бы переселились на другую, более жестокую планету, лишь внешне похожую на Землю, где миллионы лет формировался наш организм. «Знания – сила», – так утверждал много лет назад видный английский мыслитель Френсис Бэкон. Он считал, что задача человека – покорить природу. Но он же сказал еще одну замечательную фразу. Эту фразу я взяла в качестве эпиграфа к нашему классному часу (читаю): « Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». ( Ф. Бэкон).

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Какие чувства вызвал у вас наш сегодняшний разговор? Жалость, обиду, тревогу, досаду, возмущение, надежду, чувство уверенности в завтрашнем дне?

Примерные ответы детей:

– Чувство жалости, обиды за нашу планету.

– Чувство возмущения, что ради денег, доходов люди готовы погубить всю планету.

– Чувство тревоги: очень много вреда человек нанес природе.

– Чувство надежды, что люди встрепенутся и одумаются и начнут исправлять свои ошибки.

Классный руководитель.

Ребята, давайте вместе подумаем, где у нас в селе наиболее загрязненное место? Каковы ваши предложения по решению данного вопроса? Что конкретно мы можем сделать по спасению нашей природы от экологической беды?

Примерные ответы детей:

– Много мусора на берегу реки.

– Много отходов: целлофановые пакеты, бумага, пластиковые бутылки валяется на обочине дорог.

– Нет организованного места для свалки органического мусора.

Предложения детей:

– Провести субботник по сбору мусора в селе.

– Провести рейд на берег реки и собрать мусор.

Ожидаемый результат:

Назначается время сбора около школы для рейда на берег реки по уборке территории.

В соответствии с решением детей результатом деятельности классного часа является работа по сбору мусора на берегу реки Волги.

Э. А. Анашкина, ГБОУ СОШ с. Кашпир, Приволжский район, Самарская область

Метки: Воспитательная работа