Положение о Портфолио "Мой Портфолио" в 1-4 классах (в условиях введения ФГОС)
Положение о Портфолио "Мой Портфолио" в 1-4 классах (в условиях введения ФГОС)
1. Общие положения
1. 1. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования.
1. 2. Положение определяет структуру и примерное содержание Портфолио достижений ученика начальной школы
1. 3. Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в гимназии, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1. 4. Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т. д. ) и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т. д. ), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности. Портфолио также содержит материал из внешних источников (отзывы учителей, родителей, педагогов дополнительного образования и т. д. ), дающий дополнительную оценку уровня обученности и развития учащихся на каждом этапе обучения.
1. 5. Портфолио на начальной ступени образования направлено на развитие первичных навыков самооценки учащихся, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с ребенком и учителями, способствующее достижению положительных образовательных результатов.
1. 6. Портфолио учащегося начальной школы состоит из двух составных частей: 1) Брошюра-тетрадь «Мой Портфолио» (автор А. В. Иванов); 2) Папка «Портфолио достижений.
2. Цели и задачи ведения Портфолио учащихся:
Цель Портфолио: отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности.
Задачи:
– Изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
– Развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
– Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
– Максимальное раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка;
– Формирование установки на учебную, познавательную активность; развитие учебной мотивации;
– Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;
– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; формирование адекватной самооценки учащихся
– Формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату.
– Содействие успешной социализации учащихся
3. Участники работы над Портфолио и распределение обязанностей между ними.
Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация гимназии. Одним из основных условий составления Портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.
Обязанности учащегося:
– Оформляет Портфолио в соответствии с принятой в гимназии структурой.
– Аккуратно ежедневно (еженедельно, ежемесячно) в соответствии с обозначенными временными периодами ведет в Портфолио необходимые записи, в большей степени самостоятельно.
– Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы, отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности; по желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие общей структуре и правилам оформления Портфолио) , отражающие его индивидуальность.
– Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию
– При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям и т. д. )
Обязанности родителей:
– Помогают ребенку в оформлении Портфолио в соответствии с принятой структурой
– Постоянно осуществляют контроль за пополнением соответствующих разделов Портфолио.
– Совместно с ребенком отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
– Участвуют в заполнении соответствующих разделов Портфолио; несут ответственность за информацию, размещаемую в Портфолио.
Обязанности классного руководителя:
– Направляет всю работу учащихся по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы учащимся и родителям; объясняет правила ведения и заполнения Портфолио.
– Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: учащимися-родителями-учителями-предметниками-педагогами дополнительного образования-администрацией, обеспечивает постоянное сотрудничество и взаимодействие.
– Осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов Портфолио учащихся.
– Заполняет соответствующие разделы Портфолио, несёт ответственность за достоверность информации, представленной им в Портфолио.
– Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
– Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т. д. )
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
– Учителя-предметники тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют классному руководителю всю необходимую информацию об успехах и достижениях учащихся по предметам, предметным неделям, предметно-направленным конкурсам и т. д. , несут ответственность за предоставленную информацию; помогают классному руководителю заполнять соответствующие разделы Потрфолио.
– Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т. д. )
– Проводят экспертизу представленных работ по предмету и предметно-направленным конкурсам и пишут рецензии, отзывы на них.
– Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Обязанности педагогов дополнительного образования и других педагогов, осуществляющих воспитательную работу с младшими школьниками.
– Педагоги дополнительного образования и другие педагоги гимназии, осуществляющие воспитательную работу с младшими школьниками, тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют ему всю необходимую информацию о достижениях учащихся по своим направлениям деятельности; несут ответственность за достоверность представленной информации; помогают классному руководителю заполнять соответствующие разделы Портфолио.
– Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т. д. )
– Совместно с учащимся отслеживают и оценивают динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживают его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Обязанности администрации:
– Директор утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности.
– Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы гимназии в рамках ФГОС.
– Заместители директора по УВР, ВР осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио
4. Структура и содержание Портфолио
Портфолио учащегося начальной школы состоит из двух составных частей:
1) Брошюра-тетрадь «Мой Портфолио» (автор А. В. Иванов);
2) Папка «Портфолио достижений.
Первая часть (Брошюра-тетрадь) имеет следующие разделы:
1. Презентация моих увлечений и размышлений
2. Презентация моих учебных достижений (по четвертям)
3. Мои итоги за год
4. Содержание
Вторая часть (Папка «Портфолио достижений») имеет следующие разделы:
4. 1. РАЗДЕЛ"Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
– Итоговые отметки по предметам базисного учебного плана
– Контрольные, диагностические работы, мониторинги
– Сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности
4. 2. РАЗДЕЛ «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности»
– Сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в делах класса и гимназии (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т. д. )
– Сведения об участии в гимназических, районных, областных и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т. д. ) и проектной деятельности, в том числе участие в интернет-проектах
4. 3. РАЗДЕЛ «Мои грамоты»
Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности.
– Похвальные листы и грамоты
– Грамоты, дипломы, сертификаты
– Благодарственные письма
– Свидетельства
4. 4. РАЗДЕЛ «Творческая мастерская»
В этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т. д. , большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности.
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.
4. 5. РАЗДЕЛ Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности.
Отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей)
Рецензии на работы учащихся
Вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах
4. 6. РАЗДЕЛ "Мир моих увлечений"
(Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т. д. )
5. Титульный лист Портфолио
Титульный лист Папки «Мой Портфолио» содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.
Считаем, важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа.
|
6. Оформление Портфолио
.
При оформлении Портфолио необходимо соблюдать следующие требования:
– Записи вести аккуратно и разборчиво, желательно пастой одного цвета (в пределах одного бланка или листа, таблицы).
– Предоставлять достоверную информацию.
– Располагать материалы в Портфолио в соответствии с принятой в гимназии структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения
Приложение.
Критерии оценки Портфолио
РАЗДЕЛ 1. "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
Показатель | Индикатор | Балл | ||||
Итоговые отметки по предметам базисного плана | Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год); или по четвертям с выведением среднего балла для участия в конкурсе «Ученик года»), умноженный на 10 | |||||
Контрольные, диагностические, мониторинговые работы | Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10 | |||||
Участие (При наличии документа об участии) | ||||||
уровень | ||||||
Предметные олимпиады, научно-практические конференции, исследовательские проекты, интеллектуально-познавательные конкурсы, проектная деятельность | гимназия | район | область | всеросс | международ | |
5б | 6б | 7б | 8б | 9б | ||
Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Через тернии к звездам» и подобные | 6 баллов |
РАЗДЕЛ 2. «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности»
Показатель | Индикатор | Балл | ||
Общественная деятельность: Сведения об участии в самоуправлении класса |
Уровень активности и качество выполнения поручений | |||
Высокая активность учащегося с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) |
Средняя активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) | Низкая активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) | ||
5б В-5 Х-3 Н-1 |
3б В-5 Х-3 Н-1 |
1б В-5 Х-3 Н-1 |
||
Уровень активности участия
|
||||
Высокий | Средний, | низкий | ||
Сведения об участии в делах класса и гимназии (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т. д. )
|
10б | 6б | 2б |
Показатель | Индикатор | Балл | ||||
Участие (При наличии документа об участии) | ||||||
уровень | ||||||
Творческие и спортивные конкурсы, мероприятия, творческие проекты, интернет-проекты | гимназия | район | область | всеросс | международ | |
2б | 3б | 4б | 5б | 6б |
РАЗДЕЛ 3 «Мои грамоты»
Индикатор | Показатели, уровни | |||
Уровень/место | всероссийский | областной | районный | гимназический |
Олимпиады | ||||
Победитель | 25 | 20 | 15 | |
призер | 20 | 15 | 10 | |
Другие направления (творческое, интеллектуальное, спортивное и т. д. ), в том числе НПК, Этические чтения
|
||||
1 место | 10 | 9 | 8 | 7 |
2 место | 9 | 8 | 7 | 6 |
3 место | 8 | 7 | 6 | 5 |
Интернет – проект (личное участие или в составе команды)
|
||||
1 место
|
10
|
9 | 8 | |
2 место
|
9
|
8 | 7 | |
3 место
|
8
|
7 | 6 | |
Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Через тернии к звездам» и подобные | 1 место в школе +5 баллов 2 место в школе+4 балла 3 место в школе+3 балла |
|||
Похвальный лист и похвальная грамота
|
||||
Похвальный лист По окончании года
|
15 | |||
Похвальная грамота по окончании года | 10 | |||
Грамоты, благодарственные письма за особые заслуги, успехи
|
||||
Грамота или благодарственное письмо по окончании года ( активное участие в жизни класса ) |
10 | |||
Грамота или благодарственное письмо по итогам года ( активное участие в жизни гимназии )
|
15 | |||
Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности
|
10 | |||
Благодарственное письмо администрации УО, администрации ММР за особые успехи в какой-либо деятельност | 15 |
РАЗДЕЛ 4. «Творческая мастерская»
Показатели | Индикаторы | |
Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащегося (оценивается в целом) | Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом) | |
Представленные работы (или фото c изображением работ)
|
0-10б | 5-10б |
Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности) | 0-6 |
Раздел 5. Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности.
Показатели | Индикаторы | |||
Высокий уровень оценки | Хороший уровень оценки | Средний уровень оценки | Низкий уровень оценки | |
Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям | 8 | 6 | 4 | 2 |
Рецензии на работы учащихся | 5 | 4 | 3 | 2 |
Вырезки из СМИ о деятельности учащегося мили его творчестве | 5 | 4 |
РАЗДЕЛ 6. "Мир моих увлечений
Показатель | Индикатор
|
Показатель | Индикатор | |
Занятость учащегося в свободное время, увлечения, хобби, интересы), которые направлены на формирование позитивных личностных качеств | Наличие увлечений, их роль в формировании позитивных личностных качеств | Занятость в системе дополнительного образования | Наличие занятости в системе дополнительного образования, результативность (согласно отзывам педагогов дополнительного образования и /или наличие подтверждающих документов) | |
0-6б | 0-10б |
Метки: Воспитательная работа