Работа с документами в МОУО – подготовка положений
Работа с документами в МОУО – подготовка положений Значительное место в работе специалиста МОУО занимает подготовка таких документов как положения, справки, акты, письма, представления, планы, рекомендации, докладные, служебные записки и др.
Довольно часто ему приходится разрабатывать проекты Положений, т. к. в течение учебного года МОУО проводится достаточно много различных массовых мероприятий с педагогами и обучающимися, организации деятельности по различным вопросам функционирования образовательных организаций.
Положение – локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления образованием, его структурного подразделения или основные правила (порядок, процедуру) реализации учреждением какого-либо из своих полномочий. Например, Положения о коллегии управления образования, об общественном совете учреждения, о проведении олимпиады обучающихся и т. д.
Для того, чтобы подготовить качественный документ, необходимо при разработке его проекта обратить внимание на следующее.
Положение является сложным документом. Структура и содержание его, как правило, определяются разработчиком.
Например, Положение об организации или о её подразделении состоит из разделов:
- Общие положения;
- Цели и задачи;
- Функции (организация деятельности);
- Обязанности;
- Права;
- Ответственность;
- Взаимоотношения с другими подразделениями.
Положение об органах самоуправления может иметь разделы:
- Общие положения (определение статуса органа самоуправления);
- Цели и основные задачи;
- Порядок формирования органа самоуправления (определение количественного и качественного состава);
- Структура (кто возглавляет орган, какие комитеты, комиссии и т. д. функционируют в составе органа и т. д. );
- Компетенция (круг вопросов, по которым орган самоуправления учреждения вправе принимать решения);
- Права и ответственность (нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность);
- Порядок организации деятельности (периодичность заседаний, количественный состав для признания органа правомочным принимать решения, порядок и способы голосования и т. д. );
- Делопроизводство.
Примерная структура Положения о мероприятии (конкурсе, соревновании, фестивале и др. ):
1. Общие положения – указываются основания для проведения мероприятия, организация, осуществляющая непосредственное проведение мероприятия, некоторые особенности, не вошедшие в остальные разделы.
2. Цели и задачи – указываются основные цели данного мероприятия и задачи, которые раскрывают их реализацию. Следует тщательно продумать данный раздел, ибо исходя из поставленных целей, определяется программа мероприятия, условия проведения, требования к участникам и жюри (судьям), материальному и финансовому обеспечению, экологические требования.
3. Руководство проведением мероприятия – указываются организации, осуществляющие общее руководство, а также оргкомитет, состав жюри (судейства).
4. Время и место проведения – указываются точные сроки, место проведения, время подачи (приема) документов. При необходимости указывается схема подъезда к месту проведения мероприятия.
5. Условия проведения – указываются:
- основные критерии участия;
- участники и требования к ним: по количественному составу, по возрасту и др.
- условия приема участников – указываются время прибытия, в том числе условия проживания участников (если оно осуществляется), и другие специфические требования;
- обеспечение безопасности – определяются требования к обеспечению безопасности во время проведения мероприятия.
6. Программа мероприятия – указывается программа по дням и времени проведения. Дополнительно указывается время проведения совещаний с представителями команд, время работы различных служб, время открытия и закрытия.
7. Определение результатов (подведение итогов) – указывается, как подводятся итоги мероприятия (критерии оценки) и определение призеров и победителей.
8. Награждение – описывается порядок награждения победителей и призеров.
9. Финансирование – указываются источники финансирования, которые могут состоять из бюджетных средств и спонсорских взносов.
10. Форма, порядок и сроки подачи заявок.
11. Заключительные положения (оформление, документация, контакты).
Реквизиты Положения
- гриф принятия;
- гриф утверждения;
- гриф согласования (при необходимости);
- обозначение вида (Положение);
- наименование (заголовок);
- текст положения, соответствующий его наименованию;
- отметка о наличии приложения;
- приложение;
- виза согласования проекта Положения (с юрисконсультом, главным бухгалтером, если на мероприятие требуются расходы бюджетных средств).
Наименование Положения должно отражать его содержание и предмет регулирования, например, «Положение о коллегии управления образованием», «Положение о проведении муниципального этапа конкурса «Учитель года»» и т. д.
Проект Положения утверждается руководителем учреждения либо его распорядительным актом и фиксируется в грифе утверждения.
Примечание.
Не все Положения обязательно должны иметь вышеуказанные разделы. Они могут быть изменены разработчиком.
Содержание Положения не должно противоречить законодательству.
При разработке Положения не следует переписывать с законов – достаточно сделать отсылку к его норме.