Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Менеджеру школы
  • Формирование навыков смыслового чтения при сопровождении итоговых индивидуальных проектов по литературе

Формирование навыков смыслового чтения при сопровождении итоговых индивидуальных проектов по литературе

Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать, что они прочитали».
Д.Карлин

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. В качестве обязательного компонента выделено «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В.А.Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.

Говоря об особенностях смыслового чтения можно сказать, что смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Сопровождение работы выпускников над итоговыми индивидуальными проектами по литературе направлено на овладение учениками навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание очень личный, субъективный процесс. Он основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, тем не менее, можно и нужно создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и совершенствования чтения в целом.

В образовательной системе существует большое количество методов и приемов развития навыка смыслового чтения. В сопровождении работы выпускников над итоговыми индивидуальными проектами по литературе возможно применять такие методы и приемы, как «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Чтение про себя с вопросами», «Ассоциативный куст», «Чтение с остановками», «Читаем и спрашиваем», «Чтение с пометками», «Дневник двойных записей», «Сенкан», «Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна», «Читательская конференция», «Чтение в парах», «Чтение с элементами драматизации».

Перечислим методы и приёмы смыслового чтения, применяемые на различных стадиях работы над итоговым индивидуальным проектом по литературе:

  • вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
  • сопоставление/нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например, картинок, слов, текстов и т.д.;
  • перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например, трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот;
  • называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);
  • составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);
  • конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ);
  • составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам;
  • предвосхищение/прогнозирование – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста;
  • заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

Также сопровождение работы выпускников над итоговыми индивидуальными проектами по литературе позволяет вести работу по формированию и развитию основ читательской компетенции. Выпускники овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

При создании проекта по литературе «Дети войны в произведениях современной литературы» ученица анализировала такие произведения, как «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна и «Блокадный дневник» Лены Мухиной. Продуктом работы стали Дневник ребенка войны и Буктрейлер «Дети войны в современной литературе», которые возможно использовать на уроках истории, литературы, при проведении классных часов и других мероприятий по теме «Великая Отечественная война».

В проекте «Слово «ангел» в основных направлениях искусства» выпускница рассматривает образ ангела в искусстве с разных сторон, как он менялся, и что оставалось неизменным. Ученица приводит примеры использования слова «ангел» в различных видах искусства: в литературе, в живописи и в музыке. Ангел является предметом восхищения не только поэтов и писателей, но и художников и композиторов. Рассмотрев некоторые из видов искусств, в которых, так или иначе, появляются ангелы, гимназистка показала, насколько они важны для мировой духовной и религиозной культуры. Также в работе рассмотрены значения имён, в основе которых лежит слово «ангел». Продукт проекта - брошюра «Слово «ангел» в основных направлениях искусства», которую возможно использовать для внеклассных мероприятий, уроков, занятий по литературе и МХК.

В проекте «Мои волшебные сказки» ученица рассматривает сказки как жанр устного народного творчества. Предложены разные толкования сказки как жанра устного народного творчества, принятые в современной науке, уделено внимание волшебной сказке. Автор говорит, что сказка является первым произведением, о котором ребенок узнает в самые ранние дни жизни. С этих необычных и фантастических прочитанных им строк формируется его мировоззрение. С самого раннего детства ребенок начинает вникать в смысл прочитанного, что помогает развить его характер и нравственные ценности. Особенность и практическая значимость проекта заключаются в создании двух книжек-малышек с авторскими волшебными сказками: «Сказка о мальчике» и «Лунная корова». Полученный в результате работы продукт (книжки-малышки) можно использовать в познавательных целях на классных часах и уроках литературы.

Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов, но, прежде всего — воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Именно этому и учится выпускник, работая над итоговым индивидуальным проектом по литературе.

Права Лилия Охотницкая, которая написала:

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?
Ищите свой ответ.

2.02.2021