Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Менеджеру школы
  • Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочное время с помощью среды поддержки совместной проектно-исследовательской деятельности ГлобалЛаб

Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочное время с помощью среды поддержки совместной проектно-исследовательской деятельности ГлобалЛаб

В современном обществе происходят серьёзные изменения. Меняется социальная структура, меняются экономические параметры. Специалисты говорят об обществе пост-труда и трансформации занятости. Значит, меняется и система образования, основной задачей которой становится формирование у учащихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим изменяются требования к результатам образования и уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы, которые нашли отражение в современных стандартах школьного образования.

Давайте немного процитируем стандарт.

В средней школе к учащимся теперь предъявляются такие требования:

  • готовность и способность к познавательной деятельности;
  • овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • овладение действиями постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • самостоятельный поиск методов решения творческих и практических задач; овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
  • овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.

Очевидно, что самый простой способ реализовать эти требования – это дать учащимся возможность заниматься исследовательской деятельностью. Недаром в стандартах учебно-исследовательская деятельность выделена как один из ведущих видов образовательной деятельности учащихся. Подчёркивается, что в ходе учебного исследования формируется особая внутренняя позиция учащегося. Эта позиция характеризуется «направленностью на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества».

В 5-9 классе учащиеся осваивают основные приёмы исследовательской деятельности, потому что в старшей школе исследовательская деятельность становится базовой деятельностью учащихся наряду с проектной и социальной деятельностью.

Поскольку современные образовательные стандарты построены в логике компетентностного подхода, будет разумно рассматривать в качестве основного результата исследовательской деятельности формирование исследовательской компетентности учащихся. Будем считать, что исследовательская компетентность – это интегративное качество личности. Человек, который ей обладает может продуктивно осуществлять исследовательскую деятельность в различных областях современной науки и общественной жизни.

Можно составить список исследовательских умений, опираясь на педагогическую литературу и не забывая о том, что этот список открытый и каждая образовательная организация может его конкретизировать и уточнять в силу разной специфики профиля образования или потребностей учащихся.

Выделим такие умения, как:

  1. способность к анализу и синтезу;
  2. способность осуществлять различные процедуры исследовательской деятельности;
  3. владение информационными технологиями;
  4. способность к сотрудничеству;
  5. рефлексивность;
  6. способность выполнять работу самостоятельно и др.

В чём секрет эффективного учебного исследования? В одной простой вещи – необходимо понимать, каковы познавательные потребности обучающихся. В школьном исследовании практически невозможно подойти к производству новых знаний, как в большой науке. Учебное исследование даёт учащемуся возможность развить «функциональный навык исследования как универсального способа освоения действительности, активизирует личностную позицию учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний».

Если рассматривать исследовательскую деятельность как деятельность вообще, надо выделить обычные структурные компоненты деятельности: цель, мотив, предмет, действие, продукт и результат.

Целью исследовательской деятельности является прирост субъективно нового знания. По В.В. Давыдову это «квазиоткрытие» новых знаний (способов действий).

Мотив исследовательской деятельности – это желание и стремление узнать новое об объекте или сделать что-то по новому.

Предмет исследовательской деятельности – получение нового знания. На эмпирическом уровне устанавливаются и обобщаются новые факты науки, выступающие основой для формулировки эмпирических закономерностей, происходит сбор эмпирической информации (наблюдение, эксперимент, опросы, анкетирование), реализуется познавательная активность, связанная с осмыслением, пониманием, интерпретацией поученных результатов.

Для теоретического уровня характерно выдвижение и формирование общей для данной предметной области исследования закономерности, объясняющей ранее открытые факты и эмпирические выкладки, прогноз событий и фактов.

Действия в структуре исследовательской деятельности делятся на умственные (интеллектуальные) и практические (творческие и исследовательские). По М.В. Гамезо, основными мыслительными операциями являются анализ (расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики); синтез (переход от частей к целому); сравнение (установление сходства или различия между объектами); абстрагирование (выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных); обобщение (объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам). Немаловажное значение имеет и такая форма мышления, как умозаключение, когда на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Продуктом исследовательской деятельности чаще всего выступает оформленное в соответствии с принятыми нормами текстовое произведение, к примеру, отчет, доклад, реферат, статья, монография и т.д.

Результатом отдельного акта исследовательской деятельности является открытое новое знание в рамках той науки, в которой осуществляется исследование, а результатом исследования как систематически и специально организованного процесса является формирование исследовательской компетентности.

Параметры сравнения

Исследование в сфере естественно-научных учебных дисциплин

Исследование в сфере гуманитарных учебных дисциплин

Цель деятельности

Квазиоткрытие новых естественно научных знаний и способов исследования в сфере естественных наук

Квазиоткрытие новых знаний (филологических, литературоведческих, лингвистических) и способов исследования в гуманитарной сфере

 Объект

Природа (например, объекты живой природы; космические объекты; закономерности, которые справедливы для объектов природы и т.п)

Текст: художественный, информационный и т.п.

Методы

1) Наблюдение за объектом;
2) осуществление опытов с целью изучения поведения объекта в разных ситуациях;
3) создание модели объекта (описание того, что представляет объект в упрощенном виде, например, «Земной шар» – это шар);
4) создание теории, т.е. количественного описания модели;
5) проверка теории: постановка экспериментов и количественное сравнение теории и результатов эксперимента

1) Биографический метод (позволяет установить взаимосвязь между биографией писателя и особенностями созданного им произведения через изучение его жизни (изучение мемуаров, анализ автобиографии, критических статей, архивных материалов);
2) Культурно-исторический метод предполагает анализ культурно исторических фактов и событий; изучение устных источников;
3) Сравнительно-сопоставительный метод например, сопоставление двух или нескольких литературных произведений по стилю, манере изложения, широте охвата событий и др.)

Результат

1) Квазиоткрытие явлений, законов природы

1) Интерпретация, оценка текста, появление точки зрения
2) Создание нового текста

В современном образовании, которое строится на использовании деятельностных форм обучения, основная позиция учащегося – это «участник деятельности», а не «исполнитель», при этом собственная активность ребёнка имеет решающее значение. Одним из активных и основных методов формирования исследовательской компетентности учащихся считается исследовательский проект, в рамках которого ученики нацелены на выполнение исследовательских действий для получения конкретного продукта. Таким образом, индивидуальный проект, заявленный в стандарте можно трактовать как интеграцию исследования и проектирования и называть это исследовательским проектом.
Исследовательский проект учащихся может выполняться на материале конкретного предмета, интегрировать смежную тематику нескольких предметов, осуществляться при изучении элективных курсов, работе проблемно-творческой группы, в рамках научно-практической конференции.

Исследовательская компетенция, сформированная в результате выполнения исследовательских проектов, включает в себя исследовательские способности учащихся, состоящие из универсальных учебных действий: личностных ( саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль и самооценка), регулятивных (все компоненты, которые связаны с организацией исследовательской деятельности), познавательных (моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, работу с информацией), коммуникативных (правила общения, реализация речевой деятельности как в устной так и в письменной формах).

Базовыми методами формирования исследовательских компетенций являются метод проектов (парные, групповые проекты), проблематизация, дискуссия, тренинг, игра, портфолио.

Но с включением проектно-исследовательской деятельности в повседневные образовательные задачи перед педагогами возникли совершенно особые вызовы.

Прежде всего сейчас несмотря на обилие различной литературы и доступность образовательных ресурсов благодаря возможностям интернета, методическая база организации проектной деятельности остаётся достаточно бессистемной, что вызывает различные затруднения у учителей. При этом учащиеся не готовы к проектированию, родители чувствуют, что педагоги пытаются столкнуть задачу выполнения школьного проекта на семью, и противятся этому, приёмы и формы работы над проектом часто не учитывают возрастных и психологических особенностей учащихся.

Таким образом, перед каждым педагогом стоит личная задача преодолевать данные проблемы и эффективно работать в парадигме новых стандартов, а значит постоянно подбирать ресурсы, которые позволят ему грамотно построить свою работу.

Одним из таких ресурсов могут стать современные цифровые образовательные среды, и предметом данной статьи являются обучающие возможности среды сетевого исследовательского взаимодействия детей, их родителей и учителей ГлобалЛаб.

Программные инструменты образовательной среды ГлобалЛаб позволяют реализовать все самые современные формы работы. Основной особенностью исследовательской деятельности в ГлобалЛаб является использование преимуществ краудсорсинга. Это означает привлечение для решения широкого круга задач ресурсов «умной толпы» – выполнение работы распределённой группой участников, каждый из которых вносит небольшой вклад, а все вместе – решают поставленную задачу. В современном мире мы видим множество примеров использования краудсорсинга от проекта NASA, созданного с целью проанализировать массив снимков марсианской поверхности силами астрономов-любителей http://nasaclickworkers.com/https://crowd.mos.ru/<.>

Ядром среды ГлобалЛаб является Каталог, где уже содержится более 1700 готовых проектов. Проекты, разработанные с помощью инструментов ГлобалЛаб, относятся к различным областям знаний, как правило, это междисциплинарные проекты, основанные на фактах реальной жизни. Общим для всех проектов является совместный, коллаборативный характер исследований, при котором ожидаемый результат формируется из экспериментов и наблюдений, сделанных всеми участниками проекта, несмотря на то что они находятся в разных городах, странах и даже на разных континентах.

Обсудим место ГлобалЛаб в учебном процессе. Среда ГлобалЛаб позволяет создавать самые разнообразные учебные ситуации в зависимости от текущей задачи педагога. Проекты ГлобалЛаб могут использоваться в качестве элементов или основы урока, вариантов краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного домашнего задания, проекта или исследования, сопровождающего курс в целом («индивидуальный проект»), элемента или основы внеклассного мероприятия. Причём практически по любому из проектов может быть выстроена любая из предложенных форм учебной работы и эта работа может быть дифференцированной в зависимости от образовательных потребностей конкретных детей.

Для примера возьмём проект «Формула цветка»