Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочное время с помощью среды поддержки совместной проектно-исследовательской деятельности ГлобалЛаб
В современном обществе происходят серьёзные изменения. Меняется социальная структура, меняются экономические параметры. Специалисты говорят об обществе пост-труда и трансформации занятости. Значит, меняется и система образования, основной задачей которой становится формирование у учащихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим изменяются требования к результатам образования и уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы, которые нашли отражение в современных стандартах школьного образования.
Давайте немного процитируем стандарт.
В средней школе к учащимся теперь предъявляются такие требования:
- готовность и способность к познавательной деятельности;
- овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- овладение действиями постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез и их обоснования;
- самостоятельный поиск методов решения творческих и практических задач; овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
- овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.
Очевидно, что самый простой способ реализовать эти требования – это дать учащимся возможность заниматься исследовательской деятельностью. Недаром в стандартах учебно-исследовательская деятельность выделена как один из ведущих видов образовательной деятельности учащихся. Подчёркивается, что в ходе учебного исследования формируется особая внутренняя позиция учащегося. Эта позиция характеризуется «направленностью на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества».
В 5-9 классе учащиеся осваивают основные приёмы исследовательской деятельности, потому что в старшей школе исследовательская деятельность становится базовой деятельностью учащихся наряду с проектной и социальной деятельностью.
Поскольку современные образовательные стандарты построены в логике компетентностного подхода, будет разумно рассматривать в качестве основного результата исследовательской деятельности формирование исследовательской компетентности учащихся. Будем считать, что исследовательская компетентность – это интегративное качество личности. Человек, который ей обладает может продуктивно осуществлять исследовательскую деятельность в различных областях современной науки и общественной жизни.
Можно составить список исследовательских умений, опираясь на педагогическую литературу и не забывая о том, что этот список открытый и каждая образовательная организация может его конкретизировать и уточнять в силу разной специфики профиля образования или потребностей учащихся.
Выделим такие умения, как:
- способность к анализу и синтезу;
- способность осуществлять различные процедуры исследовательской деятельности;
- владение информационными технологиями;
- способность к сотрудничеству;
- рефлексивность;
- способность выполнять работу самостоятельно и др.
В чём секрет эффективного учебного исследования? В одной простой вещи – необходимо понимать, каковы познавательные потребности обучающихся. В школьном исследовании практически невозможно подойти к производству новых знаний, как в большой науке. Учебное исследование даёт учащемуся возможность развить «функциональный навык исследования как универсального способа освоения действительности, активизирует личностную позицию учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний».
Если рассматривать исследовательскую деятельность как деятельность вообще, надо выделить обычные структурные компоненты деятельности: цель, мотив, предмет, действие, продукт и результат.
Целью исследовательской деятельности является прирост субъективно нового знания. По В.В. Давыдову это «квазиоткрытие» новых знаний (способов действий).
Мотив исследовательской деятельности – это желание и стремление узнать новое об объекте или сделать что-то по новому.
Предмет исследовательской деятельности – получение нового знания. На эмпирическом уровне устанавливаются и обобщаются новые факты науки, выступающие основой для формулировки эмпирических закономерностей, происходит сбор эмпирической информации (наблюдение, эксперимент, опросы, анкетирование), реализуется познавательная активность, связанная с осмыслением, пониманием, интерпретацией поученных результатов.
Для теоретического уровня характерно выдвижение и формирование общей для данной предметной области исследования закономерности, объясняющей ранее открытые факты и эмпирические выкладки, прогноз событий и фактов.
Действия в структуре исследовательской деятельности делятся на умственные (интеллектуальные) и практические (творческие и исследовательские). По М.В. Гамезо, основными мыслительными операциями являются анализ (расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики); синтез (переход от частей к целому); сравнение (установление сходства или различия между объектами); абстрагирование (выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных); обобщение (объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам). Немаловажное значение имеет и такая форма мышления, как умозаключение, когда на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
Продуктом исследовательской деятельности чаще всего выступает оформленное в соответствии с принятыми нормами текстовое произведение, к примеру, отчет, доклад, реферат, статья, монография и т.д.
Результатом отдельного акта исследовательской деятельности является открытое новое знание в рамках той науки, в которой осуществляется исследование, а результатом исследования как систематически и специально организованного процесса является формирование исследовательской компетентности.
Параметры сравнения | Исследование в сфере естественно-научных учебных дисциплин |
Исследование в сфере гуманитарных учебных дисциплин |
Цель деятельности |
Квазиоткрытие новых естественно научных знаний и способов исследования в сфере естественных наук |
Квазиоткрытие новых знаний (филологических, литературоведческих, лингвистических) и способов исследования в гуманитарной сфере |
Объект |
Природа (например, объекты живой природы; космические объекты; закономерности, которые справедливы для объектов природы и т.п) |
Текст: художественный, информационный и т.п. |
Методы |
1) Наблюдение за объектом; |
1) Биографический метод (позволяет установить взаимосвязь между биографией писателя и особенностями созданного им произведения через изучение его жизни (изучение мемуаров, анализ автобиографии, критических статей, архивных материалов); |
Результат |
1) Квазиоткрытие явлений, законов природы |
1) Интерпретация, оценка текста, появление точки зрения |
В современном образовании, которое строится на использовании деятельностных форм обучения, основная позиция учащегося – это «участник деятельности», а не «исполнитель», при этом собственная активность ребёнка имеет решающее значение. Одним из активных и основных методов формирования исследовательской компетентности учащихся считается исследовательский проект, в рамках которого ученики нацелены на выполнение исследовательских действий для получения конкретного продукта. Таким образом, индивидуальный проект, заявленный в стандарте можно трактовать как интеграцию исследования и проектирования и называть это исследовательским проектом.
Исследовательский проект учащихся может выполняться на материале конкретного предмета, интегрировать смежную тематику нескольких предметов, осуществляться при изучении элективных курсов, работе проблемно-творческой группы, в рамках научно-практической конференции.
Исследовательская компетенция, сформированная в результате выполнения исследовательских проектов, включает в себя исследовательские способности учащихся, состоящие из универсальных учебных действий: личностных ( саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль и самооценка), регулятивных (все компоненты, которые связаны с организацией исследовательской деятельности), познавательных (моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, работу с информацией), коммуникативных (правила общения, реализация речевой деятельности как в устной так и в письменной формах).
Базовыми методами формирования исследовательских компетенций являются метод проектов (парные, групповые проекты), проблематизация, дискуссия, тренинг, игра, портфолио.
Но с включением проектно-исследовательской деятельности в повседневные образовательные задачи перед педагогами возникли совершенно особые вызовы.
Прежде всего сейчас несмотря на обилие различной литературы и доступность образовательных ресурсов благодаря возможностям интернета, методическая база организации проектной деятельности остаётся достаточно бессистемной, что вызывает различные затруднения у учителей. При этом учащиеся не готовы к проектированию, родители чувствуют, что педагоги пытаются столкнуть задачу выполнения школьного проекта на семью, и противятся этому, приёмы и формы работы над проектом часто не учитывают возрастных и психологических особенностей учащихся.
Таким образом, перед каждым педагогом стоит личная задача преодолевать данные проблемы и эффективно работать в парадигме новых стандартов, а значит постоянно подбирать ресурсы, которые позволят ему грамотно построить свою работу.
Одним из таких ресурсов могут стать современные цифровые образовательные среды, и предметом данной статьи являются обучающие возможности среды сетевого исследовательского взаимодействия детей, их родителей и учителей ГлобалЛаб.
Программные инструменты образовательной среды ГлобалЛаб позволяют реализовать все самые современные формы работы. Основной особенностью исследовательской деятельности в ГлобалЛаб является использование преимуществ краудсорсинга. Это означает привлечение для решения широкого круга задач ресурсов «умной толпы» – выполнение работы распределённой группой участников, каждый из которых вносит небольшой вклад, а все вместе – решают поставленную задачу. В современном мире мы видим множество примеров использования краудсорсинга от проекта NASA, созданного с целью проанализировать массив снимков марсианской поверхности силами астрономов-любителей http://nasaclickworkers.com/https://crowd.mos.ru/<.>
Для примера возьмём проект «Формула цветка»