Развитие творческой познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Развитие творческой познавательной деятельности учащихся на уроках химии
В своей педагогической деятельности актуальной я считаю проблему переориентации учебного процесса на методы, максимально стимулирующие самостоятельность и нешаблонность мышления учеников, развитие их творческой познавательной деятельности. Среди различных форм активизации учебного процесса необходимо использовать в первую очередь проблемное обучение. Постоянно опираться на межпредметные связи химии со смежными дисциплинами. В целях мотивации творческой деятельности школьников я провожу предметные недели химии, ознакомительные экскурсии, конкурсы и викторины. Обязательно обращаю пристальное внимание на профориентационную работу, связанную с выбором учащимися профиля обучения в старших классах, а затем и будущей профессиональной деятельности. Особое место здесь занимают уроки, проводимые в рамках технологии педагогических мастерских. Они предусматривают предоставление учащимся возможности выбора (выбор вида деятельности, материала, способа предъявления результата, участников для работы в паре или малой группе), создание условий равенства всех участников мастерской, так как все способны к творчеству, саморазвитию, исследованию окружающего мира; отсутствие соперничества, опору на самооценку, самокоррекцию, самовоспитание. Так, благоприятные результаты приносит изучение темы «Реакции ионного обмена» (9 кл. ), обобщающие уроки «Природные источники углеводородов» (10 кл. ), «Химия в жизни общества»(11 кл. ), построенные по принципу педагогических мастерских.
Использую всевозможные приемы развития мышления школьников и контроля оценки уровня сформированности основных мыслительных операций: сравнения, обобщения, выделения существенных признаков, аналогии, классификации, абстрагирования, конкретизации. Для этого применяю на занятиях задания следующих типов: 1) классификация, то есть распределение данного набора объектов – формул, слов, свойств, символов – на группы, а также обоснование данного распределения; 2) исключение «лишнего»; из предложенного набора объектов требуется исключить «лишний», то есть не образующий с остальными однородную группу; задания типа «Исправьте ошибки, допущенные в записи уравнений реакций…»; 3) установление сходства и формулировка общего определения объектов на основе их сходства; 4) конкретизация понятия, при котором требуется выбрать из общего списка те объекты, которые включают существенные признаки данного понятия; 5) поиск закономерности, задания типа «Продолжите ряд…», «Расположите в правильной последовательности…»; 6) установление аналогии, подобия в отношениях между объектами; 7) логическое заключение, требующее определить истинность или ложность суждения, полученного на основе нескольких признаков.
Развитию творческих способностей детей подчинена также работа с одаренными детьми, подготовка их к участию в школьных, районных и областных предметных олимпиадах. Немаловажным в этом вопросе является и активное участие детей в научно-исследовательской деятельности, представление ими результатов своего труда на городской Научно-практической конференции.
Изложение нового учебного материала на уроках, элективных занятиях и факультативах по химии стараюсь превратить в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску.
Цели развития творческих способностей подчинены конкурсные задания по составлению и разгадыванию кроссвордов, сочинению стихов и сказок, отражающих свойства изученных веществ.
Результатами педагогической деятельности по развитию творческих познавательных способностей учащихся являются занимаемые ими ежегодно призовые места на химических олимпиадах, звание лауреатов городской Научно-практической конференции, активное участие детей в предметных неделях и конкурсах. Заметно повышается интерес к изучению предмета.
Н. Г. Григорьева, МАОУ СОШ №5 с углубленным изучением химии и биологии, г. Старая Русса, Новгородская область