Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проблема повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Проблема повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят прежде всего от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъяснятся на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу или переписку.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями, пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Виды мотивации изучения иностранных языков.

Психологи выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию и их разновидности. Точную характеристику широкой социальной мотивации (разновидности внешней) дает П. М. Якобсон: «Такая мотивация процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед дорогими, близкими людьми, связана с представлениями об учении как дороге к освоению больших ценностей культуры, как о средстве, позволяющем в более разумной форме сделать людям доброе и полезное, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни».

Вторая разновидность внешней мотивации – узколичная мотивация – определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Важно строить процесс учения таким образом, чтобы учащиеся в каждой его точке ощущали восхождение к поставленой цели. Полезные рекомендации на этот счет приводятся Н. Е. Кузовлевой, полагающей, «что для усиления влияния широкой социальной мотивации следует создавать специальные собственно-методические средства наглядно презентации, показывающие значения знания иностранных языков для самых различных специальностей». Эта мотивация является близкой и актуальной; ведь учебный процесс должен быть выстроен так, чтобы учащиеся на каждом уроке испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета и соответствующие им разновидности внутренней мотивации.

Существуют следующие основные разновидности внутренней мотивации при овладении иноязычной лексикой: коммуникативная, лингвопознавательная и инструментальная.

Рассмотрим коммуникативную разновидность внутренней мотивации как основную, так как коммуникативность – это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Однако, несмотря на столь явно

выраженное стремление к общению со стороны учащихся, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить.

Следующей разновидностью внутренней мотивации является лингвопознавательная, которая заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых знаков. Учителю нужно суметь воплотить богатые общеобразовательные возможности иностранного языка, а это значит – сконцентрировать внимание учащихся на самом языке, на его способности давать имена вещам, идеям, процессам, на идиоматике, на лингвострановедческом слове, этимологии разумеется, если эти явления могут быть объяснены на материале школьного минимума.

Важным видом внутренней мотивации является также инструментальная мотивация, т. е. мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определенным видам работы. Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. В форме нейтрально – пассивного восприятия его нельзя получить. Отсюда лозунг: « учить учиться», т. е. «включить ученика в самостоятельную учебную деятельность, поставить его в эту позицию таким образом, чтобы ученик приходил к открытию тех или иных фактов и законов, вырабатывая убеждения, овладевая методами решения задач, которые ему предлагаются при изучении того или иного материала». В нашем случае это означает, что необходимо вооружить учащихся определенными приёмами овладения языком. Учащихся следует в большей мере ставить перед необходимостью самостоятельного знакомства с новым языковым материалом, показав им оптимальный путь к этому.

Вопрос мотивации является достаточно сложным в начальной школе. Прежде всего, важно создать общую мотивацию изучения иностранного языка, показав его значение, а также его роль как средство контакта с другими народами, столь необходимого в наше время. Однако общей мотивации недостаточно для постоянного поддержания активности. Важно, чтобы вся учебная деятельность была мотивированной. Поэтому, организуя тот или иной вид работы, преподаватель должен, прежде всего, показать, как это важно и интересно. Следует отметить, что в практике преподавания чаще обращается внимание на трудности. Например, вводя новый материал, преподаватель часто предупреждает: «в этом материале содержится трудное явление, поэтому учащиеся часто допускают ошибки, будьте внимательны». Этого не следует делать. Наоборот, полезно подчеркнуть позитивные стороны (интересное, важное, распространенное явление) и показать, что при желании это легко усвоить.

Может стимулировать или, наоборот подавлять активность учащегося и манера преподавателя осуществлять контроль. Подчеркивание недостатков, фиксация внимания на ошибках и т. д. порождают страх, нежелание активно участвовать в работе, блокируют мотивацию. Поэтому, прежде всего, следует сделать акцент на позитивной стороне ответа: «то, что ты сказал, очень интересно, ты хорошо произносишь, ты красиво выразил мысль» и т. д. , а уж потом деликатно указать на недостатки, обязательно показав, как их легко можно исправить.

Не менее важным аспектом повышения мотивации учащихся на уроках английского языка является приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. Для достижения главной цели большую роль играет аутентичный материал, к которому также можно отнести и видеофильмы. Использование видеофильмов способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры.

Эффективность самостоятельной деятельности учащихся, как известно из выше сказанного, во многом определяется у школьников интересом и мотивами к изучению иностранного языка. С этим связаны значительные резервы повышения эффективности учебно-речевой деятельности на уроке иностранного языка. Особенно в начальной школе при обучении иностранным языкам возможности изучения языка одновременно с изучением национальной культуры, к сожалению, используется не в полной мере. Практика показывает, что школьники с неизменным интересом и любопытством относятся к культуре, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа, формам проведения досуга, увлечениям сверстников, т. е. , ко всему, что связано со страной изучаемого языка.

Одним из ведущих принципов воспитания становится принцип культуросообразности, который предполагает, «что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям». Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, т. к. научение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т. е. школьники не только осваивают программный материал, но знакомятся с неизвестными фактами культуры, что несомненно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения с учетом интересов школьников становится особенно эффективным. Процесс овладения иностранным языком становится творческим процессом «открытия» для себя страны изучаемого языка и людей, говорящих на этом языке.

Н. В. Лёвина, МБОУ "Лицей №1" п. Чамзинка, п. Комсомольский, Чамзинский район, Республика Мордовия