Компетентностно-ориентированные задания как один из способов оценивания ключевых и предметных компетенций школьников
Компетентностно-ориентированные задания как один из способов оценивания ключевых и предметных компетенций школьников
Новое время ставит перед современным педагогом новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Эти изменения объясняются введением в образовательную систему новых стандартов, программ и вместе с тем – требований к подготовке выпускников. Цель образования стала соотноситься с формированием компетенций и компетентностей личности учащегося, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ), которые позволяют существенно изменить урок через создание специально организованной деятельности учащихся, создав тем самым условия и среду для самореализации и раскрытия творческих способностей будущих выпускников школы. Целью КОЗ является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применят полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Компетентностно-ориентированное задание – это задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В. А. Болотов).
КОЗ состоит из: стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания и инструмента оценивания. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Источник информации содержит необходимый материал. Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке. Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т. д. Каждая составляющая КОЗ подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что КОЗ организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Примером КОЗ могут служить: кроссворд, кластер, концептуальная схема, таблица, ситуативная задача, статья, очерк, эссе, сочинение, реферат, мини-проект, исследование, компьютерная презентация и т. д.
На уроках истории наиболее удобны КОЗ на этапе получения новой информации, так как они позволяют учителю изменить традиционную форму урока, в которой главное место отводится учителю и информации из его уст. Данные задания ориентированы на получение информации самими учениками из исторических документов, что позволяет отойти от готового материала учебника. Конпетентностные задания в отличие от карточек и тестов используются не для того, чтобы поставить оценку, а для того, чтобы учащийся вник и понял материал, смог его пронести через себя, осознать и только после этого выполнить задание. При таком условии учащиеся получают знания самостоятельно. Они развивают следующие компетенции: умение решать проблемы, использовать собственный опыт, заниматься самообразованием, работать с различными базами данных, добывать информацию, иметь собственное мнение, понимать позицию других людей, сотрудничать, принимать решения, уметь прийти к общему мнению, работать в группах, уметь организовать свою работу, устоять перед трудностями.
Любому современному человеку необходимо быть конкурентоспособным, творческим, самостоятельным работником, способным решать проблемы личные и коллектива. Все эти качества можно успешно формировать в школе. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи, а это и есть компетентностно-ориентированные задания.
Е. Д. Конышева, МКОУХМР СОШ с. Селиярово, Ханты-Мансийский АО