Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль краеведческой работы в формировании образовательных компетенций

Роль краеведческой работы в формировании образовательных компетенций

Введение.

В современной России на первом месте стоит возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Именно поэтому, на мой взгляд, сегодня заметно возрос интерес к истории России как одному из факторов духовно-нравственной консолидации российского общества.

Изучение истории страны позволяет привить молодому поколению любовь к Родине, чувство долга, желание видеть ее цветущей и сильной, формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. История малой Родины, история семьи помогают глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свою землю.

Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Бесценна роль всей системы образования, роль учителя в организации системной, личностно – ориентированной деятельности по освоению историко-культурного наследия.

В настоящее время задачи школьного образования требуют включения в его содержание новых понятий и фактов, альтернативных интерпретаций в оценке проблем прошлого, прогнозирования событий и явлений, применения различных форм учебного процесса и разнообразия педагогических технологий. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их. В современной школе внимание учителей истории все более обращено на нетрадиционные методики обучения на уроке истории и формы внеурочной деятельности, в том числе игровые и театральные, краеведческие.

Глава 1. Задачи исторического образования в основной школе,

поставленные ФГОС.

17 декабря 2010 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. В концепции стандартов констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Согласно ФГОС ООО предметные результаты изучения истории должны отражать:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Реализация нового стандарта, ориентированного на развитие личности ребенка, предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД). Функции УУД состоят в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Кроме того, речь идёт о создании условий для развития личности и её самореализации в системе непрерывного образования, формирования толерантных установок личности, обеспечивающих её жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности. Важным является успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

– освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

уважение прав и свобод человека;

– осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

– понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

– способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др. ;

– владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д. ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др. );

– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории включают:

– овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Глава 2. Краеведение на уроках истории и во внеурочной деятельности.

«Без краеведения нет России».

Шмидт С. О. , академик.

Одной из важнейших задач современного образования и всего общества является формирование патриотизма у подрастающего поколения.

ФГОС ООО ориентированы на воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. «Портрет выпускника основной школы» ориентирован на становление таких личностных характеристик как любовь к своему краю и Отечеству, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям, активность и заинтересованность в познании мира, умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, социальная активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством.

Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Нельзя не согласиться со словами председателя Союза краеведов России С. О. Шмидта: «. . . Возрождение краеведения вообще и изменения качества школьного краеведения и уровня его преподавания – один из очень знаменательных показателей положительных перемен страны. . . Я хотел бы, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы они сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и страшим товарищам. В этом – суть их становления. . . »

Краеведение – это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.

Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Методист-историк А. И. Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Краеведческая работа может проводиться как на уроках, факультативных занятиях, так и во внеклассной и внешкольной работе.

Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Кроме этого, используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.

Главной целью моей работы по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край. На достижение этой цели направлена реализация следующих задач:

– формирование компетентностного подхода в обучении;

– расширение и углубление общеисторических знаний учащихся через изучение краеведческого материала;

– развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний;

– на доступном для учащихся материале воспитать любовь к своему краю, малой родине, интерес к истории.

Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока («Родной край в ___ веке») или же являться его элементом («Участие жителей Одинцово в обороне Москвы в 1941 г. »).

Можно привести примеры использования мной краеведческого материала на уроке истории при изучении определенных тем курса.

6 класс. Изучая тему «Культура Руси XIII – XV вв. », обязательно рассматриваются постройки Саввино-Сторожевского монастыря, выявляется роль Андрея Рублёва в становлении русской иконописи.

Изучая тему «Правление Ивана IV», предлагаю найти информацию о постройках, исторических личностях, проживавших в XVI в. на современной территории Одинцовского района.

Знакомясь с событиями Смутного времени, рассказываю о партизанском движении в нашем районе против польских интервентов.

7 класс. Изучая тему «Культура XVIII в. » предлагаю подготовить сообщения о сохранившихся усадьбах XVIII в. в Одинцовском районе, об их архитектурных особенностях, об их владельцах.

8 класс. Тема «Отечественная война 1812 г. » предоставляет много возможности для привлечения краеведческого материала, т. к. именно по Смоленской дороге шли войска Наполеона на Москву. Учащиеся с большим интересом готовят доклады, презентации о Фигнере, Давыдове, партизанах, легенде о Богарне, разрабатывают тесты, ребусы, проблемные задания по данной теме.

9 класс. Наиболее востребованы темы, посвящённые Великой Отечественной войне. В рамках изучения битвы под Москвой, учащиеся работают презентациями, сообщениями, проектами по темам «Власиха – Ставка Западного фронта», «Имена участников ВОВ в названиях улиц Одинцово», «Роль жителей Одинцово в обороне Москвы», «Памятники ВОВ в Одинцовском крае» и др.

Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, потребовали новых методов обучения. Опыт моей работы показывает, что одной из перспективных технологий краеведческой работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов. Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. Это позволяет формировать не просто умения, а компетенции т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

И, наконец, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. При выполнении краеведческого задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события, выполняют работу с исторической картой.

Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе.

Например, учащимися 9 класса был подготовлен проект «Виртуальная экскурсия по моему родному городу». Учащиеся 5-6 классов изучали историю названий улиц г. Одинцово «О чём рассказала улица».

Интересные исследовательские работы были разработаны учащиеся по таким темам как: «Мои земляки – участники локальных вооруженных конфликтов», «Демографический портрет Одинцовского района», «Звенигород – святое место Одинцовского края и России», «Усадьба Большие Вязёмы» и др.

Другим направлением краеведческой работы в школе является внеурочная деятельность. Очень эффективны экскурсии в краеведческий музей. Одинцовский историко-краеведческий музей включает в себя 5 разделов. Первый зал рассказывает об истории Одинцова, начиная с археологических находок и заканчивая XIX веком. Два зала посвящены Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Литературный зал знакомит с заповедными местами одинцовской земли, связанными с именами А. С. Пушкина, А. П. Чехова, М. М. Пришвина и др. . Завершающая экспозиция представляет Одинцово в XX веке, показывает развитие культуры и спорта. В музее ученики погружаются в атмосферу действительности, становятся как бы очевидцами далёких событий. Благодаря этому историческое прошлое приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.

Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это, например, участие школьников в различных делах, акциях: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, участие в уборке захоронений солдат, погибших от ран в Одинцово в 1941 г. и др.

Таким образом, школьное историческое краеведение может способствовать формированию образовательных компетенций. Рассмотрим каждую группу компетенций и их реализацию.

Компетенции

Реализация компетенций

Ценностно-смысловые:

– формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

– владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

– уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

– осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

– выбор темы для исследовательской работы;

– постановка цели и определение направления своих действий и поступков;

– определение логики, последовательности выполнение работы

Учебно-познавательные:

– ставить цель, организовывать её достижение;

– организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

– задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

– ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

– выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;

– описывать результаты, формулиро­вать выводы;

– выступать устно и письменно о ре­зультатах своего исследования с ис­пользованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) и др.

– участие в районном торжественном митинге, посвящённом Дню памяти жертв политических репрессий;

– проведение внутришкольных крае­ведческих конференций и «круглых столов»;

– проведение фестиваля исследова­тельских работ на темы «Моя родо­словная», «Великая Отечественная война глазами моей бабушки (моего дедушки)» и др. ;

– исследовательские проекты «История Одинцово», «Летопись нашей школы», «Русские национальные праздники»;

– участие в районных и областных краеведческих конференциях.

Общекультурные компетенции:

– определять свое место и роль в окру­жающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

– владеть культурными нормами и тра­дициями, прожитыми в собственной деятельности;

– владеть эффективными способами организации свободного времени;

– иметь осознанный опыт жизни в мно­гонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

– владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя и др.

– изучение традиций, игр, русских на­родных песен и народов России;

– экскурсии по историческим местам Одинцовского района;

– экскурсии краеведческий музей;

– проведение традиционных русских праздников (Масленица, Колядки, рождественские театрализованные представления, и др. )

– работа школьного краеведческого кружка «Живые истоки»

Коммуникативные компетенции:

– уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявле­ние, резюме, письмо, поздравление;

– уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкуль­турного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого зна­ние иностранного языка;

– владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми,событиями;

– выступать с устным сообщением, уметь задать во­прос, корректно вести учебн. диалог;

– владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чте­ние, письмо), лингвистической и язы­ковой компетенциями;

– владеть способами совместной деятельности в группе, приемами дей­ствий в ситуациях общения; и др.

– сбор материала для школьной краевед­ческой экспозиции

– подготовка и проведение костюмиро­ванных школьных мероприятий

– работа исследовательских групп участ­ников школьного краеведческого кружка «Живые истоки»

Информационные компетенции:

– владеть навыками работы с различ­ными источниками информации: кни­гами, учебниками, справочниками, ат­ласами, картами, определителями, эн­циклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

– самостоятельно искать, извлекать, сис­тематизировать, анализировать и отби­рать необходимую для решения учеб­ных задач информацию, организовы­вать, преобразовывать, сохранять и пе­редавать ее;

– ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

– владеть навыками использования ин­формационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона и др.

– подготовка и демонстрация мультиме­дийных презентаций по истории города, области на уроках и вне­классных мероприятиях (проекты: «Одинцовский край в годы Великой Отечественной войны», «Партизанское движение 1812 г. », «Современность: Одинцово и города-побратимы», «Современность: Почётные граждане города Одинцово», «Школьная летопись»)

– участие в Интернет-конкурсах и олим­пиадах

Социально-трудовые компетенции:

– владеть знаниями и опытом выполне­ния типичных социальных ролей: семь­янина, гражданина, работника, собст­венника, потребителя, покупателя; – уметь действовать в каждодневных си­туациях семейно-бытовой сферы;

– определять свое место и роль в окру­жающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

– действовать в сфере трудовых отноше­ний в соответствии с личной и общест­венной пользой, владеть этикой трудо­вых, гражданских взаимоотношений.

– районные Олимпиады по основам из­бирательного законодательства

– районный конкурс социальной рекламы «Мы за жизнь!»

– ежегодный «Марш добра» (сбор игру­шек и школьных принадлежностей для детей, оказавшихся в сложной жизнен­ной ситуации)

Компетенции личностного самосовер­шенствования:

– ценностно-смысловая ориентация в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);

– способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);

– владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения

– ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет;

– развитие навыков самоконтроля

Заключение.

Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.

Занятие краеведением сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.

Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине». Краеведение позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим, родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям. Поэтому введение краеведческого материала в программу средней школы приобщает учащихся к историческому процессу, является школой познания и методики мышления, школой воспитания историей и культурой, школой экологического образования.

Список литературы.

1. Приоритетный национальный проект «Образование» -

http: //mon. gov. ru/pro/pnpo

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» –

http: //mon. gov. ru/dok/akt/6591

3. Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2005. № 6.

4. Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6

5. Парфенова Е. А. О роли исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся // Преподавание истории в школе. 2004. № 2.

6. Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н. М. Ланковой. – М. :ВЛАДОС. – 2001.

7. Сейненский А. Е. Родной край. М. : Интерпракс. – 1994.

8. Ляшенко Е. А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007.

9. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. -2002. -№ 3. – С. 40-47.

О. Б. Зайцева, г. Одинцово, Московская область