Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Взаимосвязь физического воспитания учащихся с эстетическим воспитанием

Взаимосвязь физического воспитания учащихся с эстетическим воспитанием

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Всё это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов, представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в её многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить её в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой представляют широкие возможности для этого.

Предметом изучения эстетики физической культуры может являться – эстетическое содержание и эстетические ценности; законы сознания, отражающие физическую культуру с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта. [3,4]

Эстетическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культуры и спортом, на развитие и совершенствование способностей правильно воспринимать и оценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты».

В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания:

– это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности;

– это воспитание правильного понимания внешней и внутренней красоты человека, исходя из единства эстетического и этического, нравственного;

– понимания физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности;

– понимания красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д. [1, 4]

Для решения как общих, так и специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом учитель должен быть вооружён знаниями, разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности.

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания характеризуется следующими методами:

– эмоционально-выразительное объяснение физического упражнения, образное слово;

– технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;

– вдохновляющий пример в действиях и поступках;

– практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями. [1]

Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определённые эстетические ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определённых условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им с особой, эстетической точки зрения. Эстетическая оценка существенным образом зависит от развития у человека эстетических взглядов, теорий, которым он придерживается, эстетические категории, на которые он опирается в ходе познания и преобразования явлений физической культуры. Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность. [4]

Эстетическую культуру характеризуют следующие компоненты.

Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи с различными явлениями окружающей действительности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосылкой к полноценному восприятию, осмыслению и освоению многообразных эстетических проявлений. Широта эстетических представлений, понятий и суждений является необходимым условием осознания и относительной устойчивости критериев эстетической оценки.

Человек с высокой эстетической культурой характеризует и достаточно высокий эстетический вкус, свидетельствующий о духовном богатстве данной личности. Хорошо развитый эстетический вкус действует как весьма важное условие восприятия, освоения и оценки прекрасного и безобразного в окружающих явлениях действительности.

Одним из наиболее главных показателей эстетической культуры личности будет являться эстетика деятельности, выражающаяся во внешнем виде, поведении, поступках и отдельных действиях занимающихся. Все названные компоненты физической культуры должны развиваться и совершенствоваться в процессе эстетической подготовки учащихся.

Остановимся немного конкретнее на восприятии окружающей действительности. Потому как учителю физической культуры во взаимодействии с учеником сопутствует и неотъемлемый психологический компонент – способность к восприятию.

Восприятие основывается на живом созерцании, представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств человека. Здесь особое значение имеет тонкая чувствительность к цвету, звуку, форме, только она обеспечит богатство видения, достижение степени развития предмета. На основе чувствительных анализаторов базируется способность воспринимать целостные характеристики предмета – гармонию и дисгармонию частей и свойств, меру и конкретные проявления их (симметрию, пропорции, ритм, гармоничное цветосочетание и противоположное им). Без этой способности нельзя определить степень совершенства предмета и создать эталонные образы совершенства, необходимые для оценки воспринятого. Совершенство всегда целостная характеристика предмета, максимальное единство его формы и содержания.

На качестве эстетического восприятия сказывается способность ассоциировать, сопоставлять воспринимаемое с сохранёнными памятью образами представления, со знаниями. Чем богаче у человека запас эстетических представлений и знаний, чем более развита способность ассоциирования образов восприятия с ними и с явлениями, ранее оцененными, особенно из других сфер деятельности, тем быстрее, точнее, человек оценит красоту воспринимаемого.

Поэтому, подводя итог вышесказанному можно с уверенностью сказать, что связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.

Литература:

1. Глушак Н. М. Эстетическое воспитание и урок физической культуры. // Физическая культура в школе. – № 11, 1974.

2. Клименко В. В. , Омельчук В. Ф. Физкультура и эстетическое воспитание. Киев Рад. Шк. 1987, 135 с.

3. Сараф М. Я. , Столяров В. И. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие для институтов физкультуры. – ФиС. – М. ,1986, 340с.

4. Френкин А. А. Эстетика физической культуры. М. : ФиС, 1983.

Г. Г. Черных, МБОУ СОШ № 8, п. Сенной, Темрюкский район, Краснодарский край